Старое и новое современное искусство в МОМА - Часть 1

Aug 18, 2018 09:07

МОМА это Museum Of Modern Art находящийся в Нью Йорке. Термин "современное" вводит в заблуждение, возраст доброй половины работ из коллекции музея насчитывает сто и больше лет. Работам Ротко, Поллока и Де Кунинга за 50, по настоящему современное искусство если и есть, то в основном в инсталляциях и проходящих в музее выставках.

Я предлагаю моим друзьям своего рода виртуальный каталог музея, всего мне удалось заснять более 70 работ, это в общем много, совсем необязательно все их скрупулёзно просматривать чтобы составить представление о музее. Можно посмотреть для начала несколько картинок и когда будет настроение, вернуться к ним снова и продолжить тур по музею.





Идея создания музея принадлежала Эбби Рокфеллер, жене Джона Рокфеллера, и двум ее подругам, Лилли Блисс и Мэри Салливан. Музей открылся в 1929 во временно арендованном помещении на 5-ой Авеню. году дамы арендовали для нового музея довольно скромные помещения на Пятой авеню. В 1929 году в коллекции будущего музея имелись восемь гравюр и один рисунок, сейчас его фонды насчитывают примерно 150 тысяч работ!



Начинаем тур и терпеливо ждем, пока эти ребята запечатлят друг друга на фоне новых поступлений.



Ну вот, теперь и наш черед.



Фотографируем самую впечатляющую работу.

Адриан Пайпер, LSD Steve Shomstein, 1966



Эта тоже ничего:

Адриан Пайпер, LCD Self-portrait from the Inside Out, 1966



Адриан Пайпер (Adrian Piper) известная американская художница концептуалистка, обладательница «Золотого льва» Венецианской биеннале и других престижных премий. В МОМА была представлена 50-ти летняя ретроспектива ее работ и ее творчеству был выделен целый этаж. 50 лет не шутка, пройдемся по этажу!

Автопортрет в 5 лет с куклой, 1966



Барбара Эпштейн и кукла, 1966

Барбара Эпштейн была литературным редактором Нью Йоркского книжного обозрения.



Эта работа называется "Art for the Artworld Surface Pattern", 1976



А вот и первая инсталляция, не дай Бог хоть один шарик сдвинешь, сразу концепцию нарушишь!



Проходим зал с фотографиями





И находим еще одну инсталляцию Адриан Пайпер



Андриан Пайпер, The Color Wheel Series

Color Wheel это международный стандарт отображения цветов при печати



С давних времен цветовые круги связывались с мистическими теориями цвета. Гёте считал, что цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка, красный, жёлтый и синий.
Адриан Пайпер ассоциирует цветовой круг с огненным колесом, внутри которого находится бог Шива.



Три фигуры в нижней части символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него".

Прощаемся с Адриан Пайпер и спускаемся на этаж ниже. Перед тем как войти в зал останавливемся перед этой замечательной картиной:

Faith Ringgold, American People Series #20: Die



Впечатление, прямо скажем, шоковое, свое детство художница провела в Гарлеме и явно отобразила в картине опыт проживания в этом не самом лучшем районе Нью Йорка.

К счастью, картина старого доброго Ротко производит успокаивающее действие.

Марк Ротко, No.16 (red, brown and black), 1958



Ротко удивительный художник, всего навсего три широких полосы на фиолетовом фоне, что может быть проще, но чем больше стоишь перед этой картиной, тем больше проникаешься каким-то особым ощущением. Это трудно описать словами, сам Ротко называл эти картины "мультиформами", представляющими из себя "простое выражение сложной мысли".

Барнетт Ньюман, Vir Heroicus Sublimis (Человек, героический и возвышенный), 1950-1951



Аршил Горки, Дневник соблазнителя

Аршил Горки считается основателем абстрактного сюрреализма, Марк Ротко был его учеником



Пабло Пикассо, Три музыканта, 1921



Пабло Пикассо, Три женщины у родника, 1921



Фернан Леже, Три женщины, 1921-1922



В этом зале уже видим более привычное нам "старое современное искусство".



Матисс, Золотые рыбки и скульптура, 1912



Матисс, Марокканцы, 1915-1916

Не совсем типичная картина для Матисса, мастер явно кому-то подражает.



И здесь тоже непонятно чье влияние



Матисс, Танец, 1909

Это не копия знаменитой картины, Матисс сделал композиционный подготовительный набросок перед тем как приступить к окончательному варианту.



Georges Ribemont-Dessaignes (Жорж Рибмон-Дессень), представитель дадаизма, Тишина, 1915



Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада» случайно. "На языке негритянского племени Кру, - писал Тцара в манифесте 1918 года, - оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения".

Франсис Пикабиа, Я вижу снова, памяти моей дорогой Адни, 1914



"Дорогая Адни" это польская танцовщица Стася Наперковская, которая два года гастролировал с весьма экзотическими танцами по всей Америке. Один раз Стася так разошлась, что даже попала в полицию. В 1911 она снялась в самой первой экранизации "Собора Парижской Богоматери".



Сам Пикабиа много раз менял стиль и направление своей живописи. Сначала он писал добротные, типично французские пейзажи в силе Камиля Коро с долей импрессионизма, потом стал фовистом. Движение дадаистов он сначала критиковал, потом к нему примкнул и даже возглавил, по количеству трансформаций стиля Пикабиа уступал пожалуй только Пикассо.

Эрнст Людвиг Кирхнер, самый яркий представитель немецкого экспрессионизма и герой одного из моих первых эссе о художниках.



Автора этой картины, "Я и моя деревня" можно не представлять



Фернан Леже, Выход с представления Ballet Russes, 1914



Джорджо де Кирико, Злой гений Короля, 1914-1915



Василий Кандинский, Картина с луком, 1909

Прекрасная картина, но после всех инсталляций выглядит такой старомодной...



Авиньонские девицы» (Les Demoiselles d'Avignon), 1907



Первая картина кубического периода Пикассо, написана в 1907 году. Вдохновением для данной картины, возможно, послужила картина Поля Сезанна «Купальщицы», а также выставка иберийской скульптуры, прошедшая в Париже в 1906 году. Первоначальное название картины - «Философский бордель», окончательное название «Авиньонские девицы» дал писатель Андре Сальмон, друг художника.

Ван Гог, Оливковые деревья, 1889



Поль Сезанн, La Route tournante à Montgeroult (Поворот улицы в Монжеру), 1898



Пора сделать перерыв и прогуляться по небольшому скверику внутри музея.



Скверик очень милый и отсутствие листьев на деревьях придают ему особое очарование.



А вот и наш старый знакомый, козлик Пикассо, он приезжал к нам в Ричмонд. Мы его конечно потрогали за рожки, и только потом прочитали на табличке просьбу этого не делать.



Но нам уже пора назад, экскурсия по музею продолжается.



moma, Нью Йорк, Современное искусство

Previous post Next post
Up