Первый магазин фирменной розничной сети Apple Store открылся 15 мая 2001 года. В тот день Стив Джобс продемонстрировал прессе оборудованную в гостиничном комплексе Tysons Corner (Маклин, штат Вирджиния) торговую точку под вывеской Apple Store. Четыре дня спустя 19 мая 2001 года 2 магазина - в Маклине и в Глендейле (штат Калифорния) официально приступили к работе.
[Spoiler (click to open)] Сейчас розничная сеть Apple Store насчитывает уже около 400 магазинов. Большая часть из них расположена в США, но в последнее время компания активно открывает торговые точки в других странах Международные продажи уже занимают больше половины (61% в IV квартале прошлого года) в выручке Apple и растут быстрыми темпами. Например, доходы корпорации в регионе, включающем Китай и Тайвань, в прошлом году подскочили на 67% В январе Apple объявила о планах открытия онлайн-магазина и сети Apple Store в Индонезии, в которые намерена инвестировать $2-3 млн.
Между тем до России розница «яблочной компании» пока так и не дошла. А ведь с момента открытия первого магазин розничной сети Apple Store уж прошло без малого 12 лет Почему ж Appleдо сих пор не удостоила Россию своим присутствием в розничном формате
В настоящее время компания продает свои продукты у нас не напрямую, а через ритейлеров и сотовых операторов. При этом дистрибьютерами смартфонов iPhone являются "Связной" и "Вымпелком" (РТС: VIMP).
Все остальные устройства - планшеты iPad, ноутбуки и компьютеры Mac, плейеры iPod - реализуются через трех дистрибьютеров - "Марвел", OCS и diHouse.
Справедливости ради, надо сказать, что юридически Apple в Росси уже обосновалась, зарегистрировав в конце 2011 года российскую "дочку" "Эппл Рус" (это ООО на 99,5% принадлежит нидерландской Apple Holding B.V., 0,5% - у ирландской Аpple Distribution International), но пока через нее не работает.
Почему же Apple так медленно осваивает российский рынок? Дело в том, что стратегия выхода Apple на рынок той или иной страны предусматривает три последовательных этапа:
запуск локализованного сервиса iTunes (онлайн-продажа музыкальных треков, фильмов, книг и софта),
открытие интернета-магазина Apple Online Store и
развертывание собственной розничной сети Apple Retail Store.
Российский iTunes Store был запущен в декабре прошлого 2012 года.
Теперь Apple может открыть у нас и собственный онлайн-магазин.
В прошлый понедельник (04.02.2013) в рекрутинговом разделе официального сайта Apple, наконец, появилось объявление о вакансии русскоговорящего менеджера для Apple Online Store. Предполагается, что будущий менеджер возглавит команду из 12-15 консультантов, задача которых - "обеспечить всем клиентам Apple превосходный сервис". Интересно, сколько времени займет у Apple запус Online Store в России? Вопрос не праздный, так как без этого шага, компания не приступит к развертыванию у нас свое розничной сети Apple Retail Store.
А ведь создание собственной розницы могло бы позволить Apple проводить более агрессивную ценовую политику с целью улучшить позиции в конкурентной борьбе с производителями Android-устройств, которые доминируют на российском рынке смартфонов.
Ложка дегтя
А может быть, дело вовсе и не в стратегии, а в кадровой чехарде, которая сейчас наблюдается в Apple? Ну знаете, когда карты в колоде тусуются, тут уж не до развития.
В январе корпорацию Apple покинул вице-президент по ритейлу Джерри МакДугал.
Он объяснил свою отставку желанием проводить больше времени с семьей и подчеркнул отсутствие связи своего ухода с рабочими проблемами. Обязанности ушедшего менеджера будет теперь выполнять вице-президент по финансам Джим Бин.
МакДугал считался "правой рукой" Рона Джонсона, фактически основавшего сеть Apple Store и руководившего ею с 2000 г. Рон Джонсон покинул компанию в 2011 г., его переманила американская сеть универмагов JC Penney, в которой он занял пост гендиректора.
После ухода Рона Джонсона предполагалось, что его место займет МакДугал, однако глава Apple Тим Кук назначил на этот пост Джона Броуэтта. Последний проработал в команде Apple лишь несколько месяцев, успев за этот недолгий срок принять несколько неоднозначных решений, которые, вероятно, и привели к его уходу. Джон Броуэтт ушел из компании менее трех месяцев назад, и сейчас корпорация продолжает поиск руководителя розничной сети на место Броуэтта.