До недавнего времени, работая в судоремонтной компании, я не торопясь, уже было подумывал о возвращении в Россию.
Потихоньку готовил себе «пути отступления» .Например, приобрел избушку с кусочком земли, начал строительство гаража, где рассчитывал в дальнейшем потихоньку заниматься автоэлектрикой.
Следуя этому плану, получалось так, что вернуться я собирался аж к лету 2014 года.
Но уж так вышло, что в мои планы вмешалась , так сказать , большая мировая экономика. В то время , как раз, цены на нефть стали падать и это отразилось не только на экономике России. Проклятые саудиты своим демпингом ударили так же и по другим, более почитаемым ими странам, по тем ,кто нефть действительно добывает трудом, вкладывая немалые средства в этот процесс.
В общем, в 2014 году наша судоремонтная контора потеряла жирные контракты , где была подписана на изготовление и монтаж всевозможных замысловатых металлоконструкций, используемых на нефтяных платформах , а так же на ремонтные работы на морских судах, занятых в инфраструктуре добычи полимеров со дна морского.
Таким образом, на фирме грянули большие сокращения.
Большая часть работяг были отравлены домой , так как делать им стало нечего.
Большая часть работяг были отравлены домой , так как делать им стало нечего.
По факту это выглядело как бессрочный отпуск, в который отправили и меня.
В принципе, для меня ничего страшного в этом не было, так как в первый месяц безделья фирма оплачивала 100% средней зарплаты, а потом полагалось отправиться на биржу труда и встать на учет для получения пособия по безработице , которое составляет 60% от средней зарплаты по последним трем годам. ( если много работал сверхурочку , то пособие получается почти как средняя зарплата без сверхурочки, но ты сидишь дома и на работу не ходишь)
По договору так же меня могли вызвать на работу , если на фирме вдруг появится работа, поэтому приходилось торчать в городе. В общем, первый месяц я просто тупо провалялся дома на диване, раздумывая, что мне делать дальше - либо вообще уехать домой в Россию , либо найти другую работу и заработать еще немного денег до лета.
Как ни странно, но варианты появились довольно скоро.
Узнав о моем сокращении, меня пригласили на 2 фирмы .
Встал выбор куда пойти. Либо на автобусную фирму, либо на рыбную фабрику наладчиком оборудования. Неприятно, но платить обещали неплохо.
После недолгих раздумий, я выбрал автобусную контору- но только по одной главной причине. У них разрешалось после работы в цехе ремонтировать легковые автомобили в частном порядке. Мне было необходимо заработать максимально больше денег за короткий срок, который я рассчитывал здесь поработать.
Кроме денег, для меня тогда так же нелишним было наработать некоторые утерянные практические навыки по легковым автомобилям, ведь за последние годы я немного выпал из темы .
Так я согласился на предложение поработать в автобусной конторе, хотя я отдавал себе отчет, что автобусы и грузовики для меня тема вообще была новая и неизвестная. Ну и понятное дело, что посему придется там мне делать что-то нецивилизованное.
На работу меня пригласил тамошний форман ремонтного цеха. В числе его знакомых было много людей, которые знали меня. От них, вероятно ,и была рекомендация . Без нее , наверное , никто бы не стал брать на работу неизвестного человека.
Ознакомительные переговоры с форманом прошли благополучно и на позитивной ноте. Он показал мне цех , всякое оборудование и сказал, что , как раз им не хватает работника по ремонту электрики.
Однако, как потом прояснилось, все оказалось не так радужно, как могло показаться на первый взгляд.
Далее предстояли главные переговоры- с административным шефом цеха , который решал там абсолютно все главные вопросы и который так же , собственно , составлял рабочие наряды и определял, кто будет выполнять ту или иную работу.
Человек этот весьма тяжелый по характеру, возраста немногим больше шестидесяти лет. Как говорится, человек старой закваски, начавший свою трудовую деятельность еще во времена, когда Норвегия не была еще богатой страной.
Он весьма живо интересовался политикой и, кстати, очень негативно был настроен по отношению к России. Как он рассказывал, какая то дальняя его родственница волею судеб попала еще до войны в Советский Союз, но никак не могла вернуться в Норвегию , потому что «в России - диктатура» , как он все время любил повторять во время наших с ним политических дебатов во время кофейных перерывов.
После ознакомительной беседы с форманом , далее мы пошли в кабинет этого административного шефа, для знакомства с ним , и главное для выяснения моей зарплаты.
Шеф весьма холодно поздоровался со мной, чувствовалось, что моя кандидатура ему уже изначально не понравилась .
Он сказал мне , что ему совершенно не интересно, что рассказал форман обо мне. Так же сказал, что он сам будет делать выводы о том, какой я работник, однако уровень зарплаты будет определять не он, а люди, сидящие в головном офисе фирмы, где и решаются такие вопросы.
Попросил меня принести свои документы об образовании, которые он отсканировал и отправил в головной офис..
Вот тут то я и понял, что не зря рубился с местной системой профессионального образования и не зря поработал на судоремонтной фирме, которая имела лицензию на практичесое обучение студентов .
Кстати , три года назад меня уже приглашали на работу в эту же автобусную контору, но я отказался по причине того, что на руках не имел никаких серьезных документов, а без них бы я формально числился уже не автомехаником, а каким-нибудь помощником ( как принято у них в Норвегии)
В то время я как раз ожидал экзаменов, которые мне предстояло сдавать для получения норвежского диплома, поэтому никак не мог менять работу .
Таким образом ,в дальнейшем, придя на эту работу после судоремонтной фирмы, на этот раз я уже смог предьявить норвежский диплом не только механика вообще, но и сертификат , признающий мой профессинальный опыт работы с легковыми автомобилями.
К удивлению главного шефа ремцеха, оклад мне назначили вполне себе хороший, даже выше окладов некоторых уже давно работающих норвежских механиков, но не имеющих такого диплома.
Поэтому я совершенно спокойно ожидал трудностей , с которыми обычно сталкивается новичок на работе. Ясное дело, что по началу у меня не было никакого опыта работы с грузовым транспортом и никто не захочет доверять сложную работу человеку, который ранее с таковой не был знаком.
До моего прихода на фирме работал один работник из Чехии ,работал он довольно долго и вполне успешно.
Постоянно он работать не мог, из- за семейных трудностей работал по временным контрактам. Кроме того, в ту пору на фирме не было вакансии для механика на постоянной основе. Когда, наконец, вакансию оформили, то у этого чеха закончилось разрешение на работу, с которым почему то есть некоторые ограничения , не смотря на то, что он из страны еврозоны. Он вынужден был уехать домой. По факту на эту должность теперь пригласили меня, как раз в то время, пока чех ждал новое разрешение на работу. Скорей всего именно поэтому административный шеф очень негативно воспринял факт моего прихода на фирму. Получалось так , что я занял место хорошо известного им человека, который к тому же хорошо работал по грузовозам.
Но поскольку после испытательного срока я был принят в штат на постоянную работу, то просто так меня уволить уже было нельзя. Поэтому на протяжении почти двух лет работы на этой фирме я испытывал некоторый прессинг со стороны главного шефа, ( хотя, как убеждали меня мои коллеги, этот начальник из-за своего трудного характера попортил немало нервов и всем остальным работникам). Конечно , как такового прессинга не было , но предвзятое отношение ко мне имело место быть.
Кроме того, как выяснилось, на самом деле, на фирме никто не страдал от того, что якобы «некому заниматься поиском электрических неисправностей» Тут ключевые слова : «некому заниматься» и «никто не страдал».
По факту, каждый механик брался за такую работу, даже если не совсем понимал, что делать. Кроме того, никто с секундомером не стоял , ведь такие работы трудно нормировать. В общем, это для них был вроде как легкий труд. Гораздо легче, чем снимать-ставить тормозной суппорт весом под 80 кг.
Особенно все любили устанавливать какое-то новое электрооборудование , вроде светосигнальных светодиодных красивых люстр на большие грузовики или ,например, терминалы оплаты банковскими картами в автобусы. Такая работа была чистая и комфортная. Сидишь такой себе в автобусе, аж пол дня ищешь , где подключить два провода питания терминала, не торопясь закрепляешь его на панели. И никто не стоит над душой и не возмущается , почему так долго. Считалось, что вроде как это же автобус - «тут нужен серьезный подход».
Меня на такие работы ставили очень редко. В основном, в случаях, когда все работники были заняты уже начатыми ремонтами. Да и вообще, здесь на новой работе все мои рекомендации и старая репутация уже не работала. И предполагалось, что я, как новичок, практически ничего не знаю и не умею. Надо было с нуля доказывать ,что ты что-то можешь. Прямо как в пору начала работы на Форде.
Однако , на этот раз, я уже ничего и никому не собирался доказывать. Работать долго на фирме я не планировал. Кроме того, на этот раз работал я уже за хорошую зарплату, так как назначили ее по факту наличия норвежского диплома.
Спустя некоторое время , стало известно так же, что для каких-то более сложных электрических работ приглашали одного норвежского пожилого электрика, который был владельцем маленькой фирмы по ремонту и установке всякой электрики.
Он всегда привозил с собой много разного хитрых дорогих девайсов (фирмы Fluke)и все понимали, что «приехал очень серьезный специалист, так как у него есть оборудование, которого нет у нас.» Самое забавное, что за такие визиты ему шла весьма суровая почасовая оплата, которая потом плюсовалась клиенту в общий наряд . При этом шеф все время ворчал, что часто клиенты недовольны очень большими счетами оплаты за нашу работу.
Я как то спросил шефа : « а почему мы, собственно, не могли своими силами попытаться ,например , отыскать обрыв провода на автобусе, который , не особо торопясь, три дня искал тот приходящий электрик?» Шеф ответил, что мол « у него есть специальный инструмент» . Я попытался обьяснить, что тоже имею , например, кабель-треккер, но никакого вразумительного ответа не услыхал.
Уже после мой чешский коллега мне пояснил : «Игорь, какой нахрен кабель-треккер? Этот приходящий электрик есть давний друг детства нашего шефа и он просто дает ему заработать. А обрыв найти можно и без треккера за более короткий срок, чем три дня.»
Каюсь, был у меня в какое-то время такой наивный порыв, обзавестись всякими инструментами, на которые ссылались сотрудники, когда обращались к тому приходящему электрику. На первом собеседовании , когда форман как бы сетовал на отсутствие электрика, он упоминал как раз о том, что , дескать , « ах, вот часто нам приходится приглашать посторонних специалистов» и тому подобное. Ну, вот я сначала и поверил в эту легенду. Решил немного вникнуть в работу , так сказать, расширить свои возможности как работника. Например, многие сталкивались с необходимостью диагностировать автономные нагреватели Эбершпахер или Вебасто. У того электрика был покупной сканер , он приезжал с компьютером, подключался к машине, читал ошибки , брал деньги.
Я покурил интернет, поискал у себя в загашниках железки и спаял адаптер, скачал софт . Когда я помог некоторым коллегам запустить обогреватели на их личных авто, то это стало известно шефу . Но как я уже упомянул выше, он вообще ко мне относился очень предвзято. Любые позитивные рассказы даже известных ему людей обо мне, шеф воспринимал очень скептически.
Как я понял, он вообще особенно не рассчитывал давать мне наряды по электрическим работам. Нет, конечно, он давал мне такие наряды, но не так часто, как остальным работникам, которые работали уже давно. Кроме того, часто бывала просто нехватка работников , например, из за больничных или кто-то просто брал отгулы.
Вообще, наряды на работы выписывал не только шеф, но и форман, который ко мне относился очень хорошо.
Сегодня можно сказать, что на этой фирме поработать мне пришлось в довольно сложной обстановке . В целом коллектив был хороший и отношения с коллегами были доброжелательными. Однако, были и те, кому не очень нравилось мое присутствие. Разумеется , никто не выражал откровенной конфронтации, но некоторые интриги имели место быть.
В числе сотрудников был один поляк, который пришел до меня годом раньше. Как я писал выше, на фирме разрешали ремонтировать легковые автомобили в частном порядке и поляк этот после основой работы в полный рост ремонтировал и обслуживал авто различных частных лиц .
Я ,разумеется, немного освоившись, тоже со временем стал в частном порядке оставаться в цехе после обычного рабочего дня, а так же приходить по выходным. Конечно, у меня были свои клиенты и я не собирался переманивать чужих. Однако с моим приходом монополия поляка сильно ослабла. Ведь раньше он оставался один в цехе по вечерам , занимая яму, то теперь ему часто приходилось делить ее со мной.
Поначалу я немного грустил , что мне редко выпадали сверхурочные задания ( за которые оплата была выше) , то уже теперь я даже старался их избегать, поскольку за вечернюю приватную работу получал оплату от клиентов наличными, а если бы я работал сверхурочку на основной работе, то повышенная белая зарплата облагается повышенным подоходным налогом. Кроме того, работая по основной работе сверхурочно, у меня бы не оставалось времени и сил для работы на приватную работу.
Конечно, я не сразу понял, что мой приход на фирму кого-то омрачил. Про шефа я уже догадывался, но добавился так же и польский коллега. С виду он не выказывал никакого недовольства. Однако, вскоре я начал понимать, что будет не все так просто и радужно на этой работе............
продолжение , надеюсь последует, так как весь рассказ сюда не влазит.