Вот тут недавно один ЖЖ юзер( да и не только он) интересно рассказывал о некоторых своих клиентах ,которые норовят купить автомобиль подешевле ,
пусть даже и с небольшими недостатками(небольшими - это им так кажется), в надежде на некоего «частного механика», о котором «идет народная молва» ,что он ,дескать, недорого берет, и надеются они, что за какие-то несерьезные деньги мастер ловко все исправит.
Но внезапно этот незадачливый клиент узнает, что дела обстоят намного хуже и что для приведения автомобиля хотя бы в более-менее приличное( неопасное ) состояние, потребуется потратить уйму времени и стоить это будет уже каких-то неразумных для старого автомобиля сумм оплаты.
Нетрудно предположить, что , чаще всего, такие клиенты оказались не в состоянии оценить весь ужас того чермета, который они купили,
ведь они «посмотрели» машину только путем обхода автомобиля вокруг и заглядывания в салон на предмет наличия руля. Для них это было необходимым и достаточным.
Разумеется, любой мало-мальски опытный авторемонтник с ужасом открещивается от таких предложений работы , понимая что в такие автомобили лучше не соваться, иначе взору откроется новая череда неисправностей, которые обязательно придется устранять, но за которые клиент, не только не захочет платить, а еще и обвинит мастера в том , что « у меня этого не было, это вы сломали».
И вот вроде бы я был научен таким неприятным опытом безысходных ремонтов, но в один такой проект , скажем так , оказался втянут.
Я кстати, мысленно , все время произвожу «разбор своих неудачных полетов» , пытаясь понять , где свернул не туда, и очень себя ругаю за порой допущенную явную глупость , сам же себе давая клятву так больше не попадать.
Но вот позвонил мне как то мой латвийский друг ( за рубежом кстати, выходцы из СССР - почти все - как бэ друзья) и попросил помочь его другу разобраться с проводкой в автомобиле , мол «там хуйня делов , тебе вообще на пять минут, он хорошо заплатит, там с поворотниками парень запутался».
Ну, не то, чтобы сразу, но пришлось согласиться помочь, тем более, что товарищ этот сделал д
ля меня немало полезного.
Ах, да.. забыл написать, что « молодая была не молода» , автомобиль , скажем так, был далеко не новый. Такой не новый , что назывался Шевроле Нова , если мне не изменяет память ,конца 60ых-начала 70ых годов. С 6 литровым мотором V8.
Как я и упоминал, я сразу начал активно открещиваться от этого раритета, резюмируя , что вообще-то мне нужны деньги, а не экзотический геморой на задницу.
При этом - у меня не было даже ни капли любопытства , в том смысле ,что иногда бывает же интересно позаниматься с каким-нибудь необычным автомобилем. Я четко и ясно понимал, что там будет ад и пакистан.
На тот момент я работал на судоремонте , и с занятостью свободного времени у меня было пусто, но даже это не сильно стимулировало меня впрягаться в подобные проекты.
В общем , после долгих уговоров, с тяжелым сердцем поехал я смотреть на авто. Теперь настало время рассказать - куда и немного больше.
Этот автомобиль был куплен одним норвежским дядькой , который был хозяином крабово рыболовецкой фирмы , на которой трудился тот парень, что подписался ремонтировать авто, и которому мне предстояло помогать.
Хозяин фирмы( и автомобиля) был человеком богатым и этот Шевролет купил как подарок для своего сына, молодого пижонистого паренька, который очень хотел обладать экстравагантным авто. Решили они с папой купить не совсем исправный автомобиль с тем , чтоб его потом самостоятельно довести до ума- руками его наемных работников( в основном ,выходцев стран Прибалтики)
. Даже в неисправном состоянии за него отдали немало денег ( по стоимости неплохого исправного современного авто) . Полностью исправный такой стоил, ну, совсем неадекватных денег ,(все таки раритет!) как пояснили они, в общем, так они решили сэкономить.
В Норвегии немало людей покупают себе такие дорогостоящие игрушки , как они называют это « автомобиль выходного дня», я много видел тех самых классических импозантных американских автомобилей на улицах , сверкающих хромированной отделкой в лучах летнего солнца. Да, именно летнего, так как зимой очень старый автомобиль эксплуатировать ужасно трудно.
Молодой человек , разумеется, слабо разбирался в технике, и при покупке автомобиль ему, что называется «впарили и втюхали как лоху».
Надо пояснить, что приехал он на эвакуаторе , так как были «непонятно что с рулевой колонкой». Она подлежала замене , так пояснили продавцы. В том смысле что , «на рулевой колонке рычаг АКПП не подходит к новой коробке». То есть, старая коробка умерла и была заменена , но « что-то пошло не так».
Далее папа паренька нашел «желающего заработать»,
того кто колонку заменит, как раз , того парня, которому мне предстояло «немного помочь разобраться».
Где -то на просторах интернета папа отыскал новую рулевую колонку . Разумеется, никакой не оригинал, а кЕтайский новодел, который , как оказалось , имеет место на рынке запчастей для любителей авторетро.
На первый взгляд вроде бы блестит , но по факту откровенно низкого качества.
Работы по замене производились что называется « у самого синего моря»,
то есть на пристани ,расположенной в одном фьордов, где работают и живут работники фабрики по переработке рыбы и прочих морских тварей.
Когда рулевая колонка была заменена , выяснилось, что контакты на разьемах не совпадают .
Да там много, что не совпадало, везде какие перекушенные провода, новые скрутки, снова перекушенные провода…. в общем, того кто копался в машине до меня, это характеризовало, как человека противоречивого и непоследовательного))).
Тут как раз нашли меня , попросили разобраться. На первый взгляд, задача показалась несложной. Прозвонить контакты куда идут и перекинуть в нужные места. На месте это было делать не совсем комфортно( ветер с моря дул.. при чем сильно и постоянно) ,поэтому, для начала , я забрал с собой старую и новую рулевые колонки, чтобы в помещении спокойно разобраться.
При некотором углублении в тему выяснилось, что не подходит много чего. Например, на старой колонке был выключатель заднего хода, стало быть, на старой коробке его не было. Но коробка стояла уже новая и на ней так же- не было выключателя такого назначения.
Так же обнаружилось много реальных непоняток с фонарями указателя поворота. Штатная система уже давно не работала, на это намекало немало чьих-то рандомных скруток каких-то левых проводов с высохшей изолентой.
Как выяснилось , на этом автомобиле фонари поворота и стоп сигнал- это одна и та же лампа.
То есть в одном фонаре - есть только 2 лампочки- габарит и поворот , он же стоп сигнал.
Я впал в некий ступор, каким образом и по какой логике надо все увязать, чтобы потом этот автомобиль смог пройти EU контроль( типа нашего обязательного техосмотра).
Опять же, при нажатии на тормоз, светятся и правый и левый фонари, значит надо было как то объединить их во время торможения, но при указании поворота они должны быть развязаны.
Как это было сделано по штатной проводке, я не знал, и по настоятельной просьбе заинтересованных людей «сделать лишь бы повороты работали» , я каким-то образом заставил раздельно мигать лампы, которые при нажатии на тормоз, оба горели постоянно.
Кстати, мне удалось это, лишь только используя какое-то хитрое реле поворота от какой то японской машины, там как раз были независимые НР и НЗ контакты по правой и левой стороне.(валялось в загашниках)
Кроме того, выяснилось, что был перекушен в двух местах провод идущий на стартер( а продавцы как раз заверяли, что «появится сразу после установки «правильной» колонки.»
Кое-как машина стала заводиться и поворотники заработали.
Далее , меня поблагодарили, и заверили , что оплата вскоре меня настигнет, «как только хозяин машины даст денег» .
Но хозяин оказывается , решил расплатиться лишь в конце, «по завершению всех работ»,
То есть , когда его сын получит EU и на его основании тот сможет зарегистрировать машину.
Я такому повороту нисколько не удивился и не огорчился, так как , по правде говоря, не сильно верил в то, что вообще получу за это каких- то денег.
По прошествии еще какого-то времени меня опять побеспокоили телефонным звонком, отчаянным голосом попросив еще немного помочь разобраться с «этим черметом».
Отвернуться от человека в таком состоянии и после некоторого с ним знакомства , было уже как бы неэтично , поэтому я опять «продолжил хождения в потемках по граблям».
На тот момент я уже работал там, где ремонтировали так же и легковые авто, были хорошие для этого условия,
поэтому я согласился помочь дальше разобраться с этой несчастной рулевой колонкой.
Таким образом , моему взору открылась еще немного «непонятного» с этой машиной.
Как было сказано ранее, предыдущие ребята, поменяли коробку.
Когда они все собрали, то очень сильно удивились , что куда то пропали три положения рычага АКПП из списка PRND2L.
То есть :
товарищ!в твоем распоряжении:
либо такой расклад:PRN,
либо такой: RND .....и так далее .( если пытаться подстраивать и передвигать зажим на кулисе в моторном отсеке).
Тут ребята решили, что проблема именно в рулевой колонке и что ее замена выльется еще большими приколами и они приняли решение от машины избавиться.
Далее они ее удачно впарили молодому хипстеру, который, кстати , в дальнейшем не сильно интересовался ,в чем именно причина задержки ремонта машины , ключевым моментом был его вопрос «ну почему же так долго не можете починить?"
"Ведь скоро лето, мне надо успеть ее зарегистрировать и потом «котаться и улыбаться и катать тёлочек»»
Поэтому, мой товарищ ( который втянул меня в эту чернуху ) старался общаться с папой паренька, все таки мужчиной зрелым и технически грамотным. Однако , папа к тому времени , сильно потерял интерес с этому проекту. То есть, деньги на покупку он сыну давал, думая, что автомобиль починится легко и с небольшими вложениями, а тут «вононочё».
На каком -то этапе мне уже стало интересно, что же там не так с переключениями.
Поэтому через некоторое время я согласился еще «немного помочь» И нашел немного времени посмотреть.
. В общем мои латвийские друзья подкрутили штангу и установили вариант «RND», как наиболее подходящий ,чтобы хоть как то доехать ко мне до мастерской.
Кстати, блокировки стартера на этом пепелаце не было никакой ,таким образом, после старта двигателя , автомобиль мог сразу начать движение вперед или назад.(значит, требовалось быть осторожным при отпускании тормоза))) ибо хрен его знает, куда она поедет.))
Когда загнали автомобиль на яму, то сразу стало понятно , в чем было дело. "Новая" коробка была от другого типа автомобиля,
причем вроде посадочные места были те же, но рычажок переключения скоростей был смещен вверх и назад на некоторое расстояние .
Переключающие тяги не совпадали по геометрии , и видно было, что кто-то до нас загнул одну тягу так, чтобы она хоть как то смогла дотянуться и соединиться с рычагом коробки.
Именно это привело к тому, что стандартного угла поворота рычага АКПП на руле стало сильно не хватать , чтобы соответствовать полному ходу рычага на самой коробке.
В общем , стало ясно, что замена рулевой колонки - ничего не изменила. То была глупая трата денег и сил.
В общем машина зависла на неопределенности еще на какое -то время.
Моему приятелю названивал хозяин и просил «придумать что-нибудь, чтобы машина могла ездить» .
Лично у меня уже не было свободного времени, и я согласился в дальнейшем только «на гуманитарную помощь советом и ресурсом» ,
тем что приятель сам будет иногда приходить в цех по пятницам вечером (по пятницам у нас обычно все работники сваливали домой ровно в 17.00). и что- то пытаться предпринять.
Я домой не торопился, поэтому тусовался в цехе допоздна.
В общем ,немного поразмыслив, в конечном итоге, мы совместными усилиями изготовили некий узел , который крепился к коробке , и который передавал усилия переключающей тяги на рычажок АКПП, таким образом , узел этот компенсировал несовпадение осей поворота рычагов на коробке и на днище кузова, от которого шла тяга на кулису штанги переключения на рулевой колонке.
Так нам удалось вернуть все скорости. Вполне четко переключалось. И у нас(заметьте!- не у него ,а теперь уже у нас!!)))) появилась надежда на окончание мытарств.
Подчеркну- я уже давно не ждал никаких денег от этого чермета, я просто не хотел оставлять человека с этой проблемой, (на тот момент у меня было уже достаточно приватной работы с конкретными задачами и предсказуемым доходом, поэтому мной двигало лишь любопытство, что будет дальше .)
Но и это было еще не все. Мой товарищ по « несчастью» поведал мне, что тот паренек сообщил, что еще не работают задние тормоза. ( хотя это я и сам сразу увидел ) .
Поскольку мой товарищ взялся довести машину до EU контроля , то он так же согласился «сделать и тормоза». Вот тут вскрылась еще одна забавность.
Мой коллега по проекту был не очень силен в норвежском языке и он не сразу понял , что с тормозами. Когда же поговорил с парнем я, то выяснилось следующее:
те ухари, впарившие машину пареньку, про тормоза пояснили так:
« там с тормозами все ОК, просто мы «ОТКЛЮЧИЛИ и ЗАГЛУШИЛИ ЗАДНИЕ ТОРМОЗА , ЧТОБЫ УСТРАИВАТЬ АРАБСКИЙ ДРИФТ»
Имелось ввиду - жать на газ во весь тапок , и одновременно жать на тормоз, так чтобы задние колеса аццки жгли асфальт, а машина при этом стояла… Понять бы только - нахуя это надо??!
Собственно, паренек в эту историю беззаветно верил сам, и сам же искренне нас пытался заверить, что с тормозами «работы максимум на час». Типа подключить трубки и прокачать.
Однако и тут вскоре выяснилось , что задние тормоза не просто намертво заржавели , а то, что случилось это уже много лет назад, кроме того - одна тормозная трубка была просто жестоко заплющена молотком, другая была просто насквозь ржавая. Когда он попытался открутить после прогрева, штуцер просто отломился от очень малого усилия.
Наверное , не нужно пояснять, что купить новый тормозной суппорт было уже нереально в обозримом будущем.
Приятель попытался чтото высверливать, нашел метчик, нарезал новую резьбу под новый штуцер, но тормозной цилиндр был так же намертво заржавевший. Да и все внтутри барабана было в глубокой ржавчине.
Такой вот арабский дрифт.
В завершении моего повествования ( но не ремонта, который , я уже не знаю сколько длится без моего участия) хочется рассказать о том, как происходил мой последний с хипстером разговор, когда он пришел выслушать почему плохо двигается ремонт.
Вот стою я, рассказываю, что суппорт заржавел, что те нехорошие ребята заглушили трубки из-за невозможности отремонтировать,
что надо искать замену, что непонятно как проходить техосмотр по европейским стандартам с американской старинной системой поворотников-стопсигнала.,и так далее,
а мальчик слушает меня так отстраненно, с кисляком на лице…
а сам, так пальчиками подтянул вверх узкие брюки,
присел на корточки и маленькой бархоточкой натирает хромированные диски ,
выдавливая какую то полировочную пасту из маленького тюбика,
на котором нарисована стройная девка рядом с лимузином и написано чтото типа shine your rims))) ,
и ему так скучно слушать, что я рассказываю…У него на уме девка в сверкающих лабутенах,
а тут стоит у него над душой какой то мужик и с неприятным ему акцентом вещает про какие -то бремсе-калиперы и прочую дичь.
В итоге, я получил еще одну порцию опыта, когда четко понимаешь, что иногда лучше отказаться от предложения ,как бы сладко клиент не пел песни о том как он «хорошо заплатит»
Ведь на самом деле ,это «хорошо» клиент понимает по своему))).
в общем простите за простыню, было немного времени. вспомнил и решил написать.