норвегия; автосервис .часть 5

Dec 06, 2009 22:50

Однако, справедливости ради , следует сказать, что иногда бывали особые ситуации, когда отлаженная система работы с клиентами буксовала и мне удавалось проявить себя , кстати , в эти моменты большинство моих коллег радовались вместе со мной успеху ,были , однако , и такие , кто старался смотреть со снисхождением на мои заморочи с электроникой. Они , как бы всем своим видом показывали , что все эти мои причуды , как минимум , бесполезные, а если я , к примеру, и нашел-устранил неисправность , то это не более , чем удачно найденный оторвавшийся проводок. Вспоминается форд мондео 2001 года, у которого отсутствовало воспламенение на одной паре цилиндров. Наряд на него выдали поляку ,принятому на работу здесь недавно , и которого приемщик очень полюбил за то ,что тот находился в Норвегии уже лет 6 и с языком у него проблем не было. Я с интересом наблюдал за ходом работы , так как , проходя часто мимо и видя , что уже довольно долго машина стоит в работе. Разумеется ,заменили все, что можно заменить путем простой подстановки на заведомо исправное. Спустя неделю, началась уже и вовсе тупая работа - измерение сопротивления абсолютно всех проводов и их соединений в моторном отсеке , причем делалось это , согласно рекомендациям Форд- портала, на столе лежала нехилая стопка бумаг , который напечатали на принтере. Клиенту грозили расходы. Никакой гарантии на машину уже давно нет. А время стоит денег. Я помню, что в то время я уже почти не надеялся никому ничего доказывать , какой я есть специалист, потому ,что выбивать головой запертую дверь недоверия и непонимания уже почти не было желания. Наверное , я начал выжидать время, когда овладею местным языком до такой степени , что смогу что то просто обьяснить этим людям на их родном языке, ведь на английском уже никто не хотел общаться, точнее могли общаться те , кто просто хотел меня понять или хотел что-то сказать мне , чтобы я непременно понял, если была сложная ситуация. Так , например , приемщик Опель- цеха давал мне различные по сложности работы .Причем написанное в наряде , дольно долго, доходчиво и терпеливо объяснял мне ,применяя английский язык для затруднительных пунктов. Но фордовский приемщик, который раздавал работы механикам в нашем цехе ,в последние 3- 4 месяца все чаще старался избегать всяких обьяснений со мной . ( он просто скидывал на меня все тупые работы , вроде замены колес и остального по мелочам, когда в наряде писалось очень элементарное предписание простых работ ) И вот, когда , в очередной раз проходя мимо этого автомобиля , я опять увидел какие то жалкие и вообще безрезультатные потуги нащупать хоть какое то направление поиска, на этот раз я все таки остановился и поинтересовался ходом дела. Собственно говоря, диагностика IDS сразу при подключении выдала такой код неисправности как отсутствие воспламенения на паре цилиндров. Еще бы они не принялись менять катушку ( причем тупо меняли на новую раза 3 , на складе было несколько таких новых ), свечи, провода , датчики и прочее, все , до чего смогли добраться. Я пишу ОНИ, потому что автомобиль завис в цехе уже надолго и эта проблема заняла уже несколько их светлых голов. Были проштудированы все очень мудрые советы официального портала технической поддержки , где были скачаны и отпечатаны десятки листов каких то нудных алгоритмов поиска неисправности .Мне всегда почему то казалась странной и немного глупой идея написать алгоритм поиска истины в сложных системах, где множество узлов влияют друг друга . Мне почему то всегда думается , что специалист просто обязан иметь конкретное и полное представление о работе всех узлов , ну по крайней мере ,на уровне входной и выходной периферии. Я наверное повторюсь, если напомню, что сегодня невозможно получить в нужных количествах и в нужном качестве работников автосервиса с требуемым уровнем подготовки, поэтому самые светлые умы автомобильных концернов посажены за компьютеры и занимаются порой неблагодарным делом написания каких то сомнительных рекомендаций по поиску неисправности. Причем использовать такие рекомендации должны люди , которым , на самом деле, глубоко наплевать , как устроена , к примеру катушка зажигания. Но так или иначе, люди эти прошли какое то обучение , сдали экзамен и получили красивые сертификаты .А дальше, работаем кто как может. Кстати , тот поляк не имел норвежского сертификата, но по какому то соглашению здесь дипломы об образовании граждан Европейского союза признаются по умолчанию. Замечу, что парень он неплохой и был довольно толковым коллегой, кроме того, он имел неплохой опыт работы с машинами у себя на родине. Кстати, номер кода неисправности он написал в строку поиска информации в польский Google и открыл много страниц, где польские ремонтники делились опытом ремонта. Словом , он все таки ,в глубине души понимал, что тупо мерить сопротивления на всех проводах все равно это ни к чему не приведет( ну ,по крайней мере без осознания- почему на одних проводах сопротивление, по отношению, к примеру, к общему проводнику, должно стремиться к нулю , а на других к бесконечности.) И вот, на мой вопрос, что сверхъестественное происходит с мотором, что все так сильно напряглись, он кратко обрисовал ситуацию - что происходит и что уже сделано. ( кстати , этот поляк неплохо владел русским языком ( он успел поработать в России), но так сложилось, что общались мы на норвежском. Говорить ему что то на русском языке, я считал для себя не совсем этично, так как для выходцев бывших стран соцлагеря русский язык был обязательным к изучению в школах , и я уверен , не все этому были рады. Но тогда Советский Союз был империей , которая давила на многие страны , а теперь ее нет . Зато есть Евросоюз , есть шенгенское соглашение , и я в границах этой новой реальности просто никто и играть здесь следует по другим правилам, поэтому, если кто то хотел, то говорил со мной на русском , это была его инициатива и я был где то даже благодарен им за это ) Выслушав его рассказ о проблеме, мне стало уже любопытно и появился некоторый интерес и даже азарт. Разумеется , много времени на исследования у меня не было , ведь я в тот момент должен был делать что то другое. Но я взял контрольную лампочку с иголкой и попросил покрутить мотор стартером. Сам при этом посмотрел , что происходит на выводах катушки зажигания. А там не было ничего сверхъестественного , я сразу увидел отсутствие управления одним из плеч дифференциальной катушки. Ну вот и настала пора вашего любимого занятия -«прозвонки» проводов. Только для этого надо было найти схему проводки управления двигателем , или по крайней мере, распиновку блока управления , потому ,что я выдвинул предположение о неисправности в нем, это надо было проверить . Как я уже упоминал выше, машина сидела в горле костью уже давно и работники ресепшена мобилизовали все силы сервиса) поэтому вокруг машины постоянно появлялись другие механики(например, после очередного обращения по мобиле в горячую линию поддержки и получив там очередной совет проверить что то и там то ).И вот , когда я предложил посмотреть на схему распиновки блока управления , чтобы «прозвонить» провод , по которому не было управления на катушку, мне было сказано примерно следующее: - Нет , Игорь, мы не будем терять время на твои дурацкие любимые схемы , нам надо работать ! Клиент уже нас достал звонками и мы не знаем , что ему уже обещать по срокам . Тут я начал возвращаться к реальности и вспомнил, что никакие мои прошлые геракловы подвиги по выявлению неисправностей никто не принимал всерьез, потому что у меня « нет специального документа об автомобильном образовании». Это уже не было для меня новостью , поэтому я не обиделся , развернулся и пошел дальше по своим делам , оставив их в покое. А они еще немного посуетились и выкатили машину на улицу с целью дождаться веркмастера Яна Стеве. Приедет - разберется , успокоили они клиента.( жалко было на него смотреть, интеллигентный такой ,он приходил и робко интересовался ходом работы, на что ему бойко рапортовали с ресепшена , типа « все ништяк! Осталось чуть чуть доделать!! Мы Вам позвоним!» Вскоре Ян Стеве приехал ( а он был на соревнованиях в Киркенесе по довольно странным играм- гонкам на снегоходах по озеру (!!!!???), то есть пока движешься - на поверхности воды держишься , если остановишься - тут же снегоход пойдет ко дну ). Машину опять закатили , все расслабились и потеряли интерес к этой проблеме. Веркмастер, надо заметить , повторил весь путь , проделанный поляком и его коллегами. Но так же не пришел ни к какому результату. Я старался не смотреть на все это, когда проходил мимо. Трудно смотреть на такое, ведь эти люди живут в своем мире и будто не подозревают о том , что где то за пределами Норвегии есть разумная жизнь . Тогда мне начало казаться , что сегодня пока они мне указали на мое место в их системе, и на этом месте от меня требуется делать что то простое и не путаться у них под ногами и не мешать им в их мудрых решениях. Но когда я случайно увидел , как Ян Стеве начал мерить сопротивление на выводах пьезокерамического датчика детонации, я такой глупости не выдержал , подошел , и спросил у него, зачем это делать сейчас? Ведь его неисправность не может вызвать пропадания искры на 2 циллиндрах, кроме того, он имеет сопротивление очень высокое и его мерить бесполезно! А если он и хочет что то приблизительно проверить в его работе, то тут реально проверить можно только его ЭДС .( правда, необходимость наличия осциллографа ,Ян Стеве отверг еще в наших ранних беседах о методах поиска неисправностей, поэтому я предложил померить просто мультиметром в режиме измерения напряжения переменного тока.) Он посмотрел на меня с недоверием и подозрением в том , что наверное , это неудачная и глупая моя шутка , и он спросил у меня : - Это еще как померить? Тут я немного потерял равновесие и уже с раздражением в голосе стал обьяснять: Да очень просто! Элементарно! ,Вот так! Берешь чтото типа молотка и навариваешь по болту крепления датчика , при этом смотришь на показания прибора. Поскольку до самого датчика на моторе было трудно добраться молотком , я взял такой же из кучи деталей , которые были заменены на новые при предыдущих поисках причины. Подключил его к выводам прибора и стал довольно сильно , думаю , раздраженно , стучать датчиком по мотору, повторяя в такт ударам : вот так ! вот так! Можно еще по голове постучать им, электрический эффект будет одинаковый! На приборе имелась дополнительная шкала для наблюдения за динамикой изменения амплитуды, и сегменты этой шкалы мерцали в такт моим ударам, а так же менялись цифровые значения .В общем опыт удался. Веркмастер с нескрываемым удивлением посмотрел на это . Потом я сказал ему, что думаю, найти причину в этой машине , на самом деле , довольно просто, нужно лишь хоть немного подумать -что на самом деле происходит с сигналами и если хорошо подумать, то можно очень сократить время, которого уже потрачено очень много. Как ни удивительно, но он ( видимо , находясь под впечатлением от «эксперимента» с датчиком детонации ) предложил мне принять участие в работе с этой машиной. Причем на мое условие необходимости иметь перед глазами электрическую схему соединений узлов двигателя незамедлительно отыскал ее и принес мне несколько листов , склеенных из нескольких фрагментов с помощью скотча в один большой общий лист. Я сразу отыскал нужный провод , идущий от блока управления к катушке зажигания. Проверив его и убедившись в его целостности , я высказал мнение, что проблема внутри блока управления. Замена блока управления почему то казалась моим коллегам ужасно страшным событием , потому, что стоимость его грозила быть очень высокой ,кроме того, намного легче в этой системе получить в запчастях блоки управления он новых машин, но на машину, которой уже исполнилось 7 лет , поставка запчастей по официальным каналам становится сильно затруднена, разумеется , отыскать можно , практически все . Но цена вопроса может , и я бы сказал даже должна, в соответствии с бизнес-планом автопроизводителя убедить потребителя в необходимости купить новый современный автомобиль. Разумеется , есть автосвалки , где можно купить все от утилизированных машин, можно покупать запчасти различных производителей, но ее величество Система требует использования только оригинальных частей. За смирение и послушание она возьмет автосервис под свое крыло и обеспечит полную информационную поддержку в виде советов для тупых « как заменить воздушный фильтр притока воздуха в салон » . Возможно поэтому , мое заявление о неисправности внутри блока управления , было воспринято с недоверием и некоторым ужасом : « Как ты могла подумать такое??!!! Все что угодно- только не ЭТО! Ты! Мать моих детей и все такое !» Но зато мне уже позволили попытаться доказать свое подозрение. Это было приятно . Веркмастер даже , по моей просьбе , сам снял и разобрал блок управления и положил передо мной, с интересом наблюдая , что будет дальше. А дальше я осмотрел внутренности блока и отыскал два одинаковых СМД мосфет транзистора , управляющих первичными обмотками катушки зажигания. Мне не терпелось скорее подключить его в разобранном состоянии к мотору и прощупать , что происходит на затворах этих транзисторов. Разумеется , без осциллографа , это сделать очень трудно, а контрольная лампа имеет малое сопротивление и самое неприятное, большую инерционность , то есть импульсы особо не посмотришь. Ругаясь про себя на всю эту долбанную систему , когда , к примеру , стенд Visualiner от John Bean (который на российских сайтах имеет цену почти 20 тысяч евро, а тут и того больше) был приобретен без всяких раздумий , а про несчастный осциллограф хотя бы за 500 долларов никто не хотел и слушать. При этом у них постоянно что то покупается по предписанию форд портала ( но не все используется) , а так же выбрасывается не самые дешевые девайсы. Так мне как то предложили забрать себе домой совершенно исправный балансировочный станок для колес , так как его решили выбросить. Я , разумеется , его взять не мог, потому что некуда ставить и вообще мне он не нужен. Но спасибо им сказал и вытащил оттуда всю электронику на запчасти , после чего станок был тут же отправлен в контейнер для отходов. Для контроля импульсов мне пришлось сгородить новую контрольную лампочку из светодиода и резистора довольно большой величины. Так , при использовании яркого светодиода , который хорошо светится уже от 2-3 миллиампер , и при этом не имеет инерционности свечения, можно хотя бы условно контролировать импульсы. И вот я продемонстрировал еще один опыт , так на примере рабочего канала , я доказал, что транзистор был неисправен. Разумеется , в Норвегии нет торговли товарами для радиолюбителей и практически невозможно отыскать радиоэлементы .То есть можно просто купить на каком нибудь сайте и его пришлют , к примеру , из Германии или Швеции. Но в Норвегии с этим слабо. Далее я попросил найти какой нибудь старый блок управления , откуда можно взять этот транзистор . При этом на меня смотрели так , как будто бы я был Шуриком из к\ф Иван Василиевич меняет профессию , а говорил я про необходимость найти транзисторы Ивану Грозному . Мне принесли несколько блоков управления от разных авто и спросили : а вот тут не может быть этих, как ты сказал , транзисторов ? Не стану описывать свои действия подробно, нет смысла, скажу лишь, что мне удалось выбрать оттуда нужный компонент лишь со второго раза, потому что действовать приходилось почти вслепую , ведь на некоторых радиоэлементов в промышленных автоузлах компоненты часто маркируются лишь цифрами, которые известны только тем, кто работает с ними на заводе. Как ни удивительно, но очень хорошо прижился биполярный составной мощный транзистор(а ведь стоял то мосфет!), который так же управлял катушкой зажигания. Сегодня я нередко вижу эту машину в городке , где живу, радуюсь , что она ездит. Спросил как то у хозяина , доволен ли он сейчас автомобилем , он сказал , что вполне доволен и часто ездит на дальние в 400-500 км поездки. Не знаю, понимает ли он , что мог заплатить за ремонт намного больше , если бы мне не была интересна моя работа. ( а уж если бы обратился ко мне в частном порядке - мог бы и вовсе обойтись смехотворной по сравнению выплаченной суммой за ремонт у официалов). Собственно, транзистор менял я лишь , чтобы доказать , что проблема в мозгах( похоже не только у машины) , но как ни странно, они отдали машину хозяину в таком отремонтированном наспех виде,( хотя я все сделал на совесть), и очень обрадовались , что избавились от очередного гемора. Про цену ремонта мне ничего не известно. Да и не интересовало тогда.Какая мне была разница?
Previous post Next post
Up