в автомобильной мастерской, куда попал я : жили спокойно люди, ходили на работу, крутили какие то гайки, меняли какие то узлы, в общем имели свое железное представление об автомобиле и технике.Причем, представление это было подкреплено документально дипломами об образовании. И тут появляется какой то странный русский , который так же слабо укладывался в имеющийся образ русского ( они, кстати, очень удивлялись, почему я почти не употребляю спиртного , ведь я же русский и должен " запивать водкой обед"-такие формулировки , кстати имеются в учебниках для изучающих русский язык норгов) и этот русский пытается ставить под сомнение их фундаментальные знания. Вспоминается еще один любопытный случай, произошедший в самом начале моей работы в этом сервисе. Поскольку в первое время я был закреплен к веркмастеру Яну Стеве в качестве подчиненного, то иногда он приглашал меня ассистентом для выполнения работ, которые выполнял сам. И вот он обьявил мне , что " сейчас мы будем разбираться, почему аккумулятор, по жалобам клиента , очень быстро разряжается, то есть искать утечку . Далее он принес измерительный прибор и было решено для начала измерить ток покоя автомобиля. Однако, к моему изумлению, клемму с акумулятора Ян Стеве снимать не стал, он просто использовал токоизмерительные клещи , которые были на этом универсальном измерительном мультиметре.Я крайне изумился этой глупости и попытался возразить,ведь индуктивный метод измерения допустим лишь для переменного тока , при постоянном токе прибор ничего не покажет. В ответ на мои возражения , веркмастер стал показывать мне на дисплей экрана, а там какие то цифровые значения все же то и дело появлялись и пропадали( прибор фиксировал переходные моменты каких то переключений в сети автомобиля при переходе в спящий режим.) В итоге , показания установились в нулевые.Из этого веркмастер вынес свой вердикт- никакой утечки в цепи автомобиля нет,вся проблема в аккумуляторе.Далее со склада был принесен аккумулятор и мне поручили его заменить. Я опять попытался оспорить целесообразность замены- я предложил" ну хотя бы померить напряжение зарядки генератора при работе, ведь мы же даже не проверили- заряжается ли он вообще".Далее мне было великодушно позволено померить напряжение и после того, как убедились , что зарядка при заведенном моторе есть, я все же заменил аккумулятор, однако, я был в шоке- никакие мои возражения о том , что мы должны были измерить реальный ток покоя автомобиля , ведь совсем нулевым значение быть не может, ну хотя бы 15 мА он должен потреблять, мы должны были увидеть, что происходит с потреблением тока, ведь автомобиль оборудован многими дополнительными устройствами, такими, как система для мобильника свободные руки, какой то навигатор, кассовый апарат( кажется , это был автомобиль такси) ,ведь все эти устройства могут повести себя непредсказуемо в течении какого то времени.Но мне было сказано что то вроде того, как надо доверять его опыту, а ведь он работает с этими машинами лет 10 ,а меня он знает только 2-3 недели и все такое.Разумеется , я не стал спорить, ведь мне тогда было вообще неясно, как вести себя с новыми для меня людьми. Однако, я не забыл про индуктивный метод измерения тока и пообещал Яну Стеве , что " докажу ему еще , что постоянный ток индуктивно через клещи не меряют". Он ответил, что с удовольствием рассмотрит эти доказательства, но только после отпуска, так как он работал последний перед отпуском день. Надо отметить , что сказал он эти слова очень дружелюбно , без какого то бы сарказма , таким образом . складывалось впечатление , что он готов был признать свою ошибку , если таковая будет доказана.
Пока он пребывал в отпуске, я взял и приготовил 2 проводка , присоединив к спирали дальнего света от двойной лампы(в цехе таких полурабочих было очень много - ведь в Норвегии предписано ездить со включенным ближним светом фар и немудрено, что спирали ближнего света нередко перегорают а дальним так никогда и не воспользовались)
Когда веркмастер вернулся из отпуска, я продеморнстртровал ему вот такой нехитрый "опыт":
подключив лампу к аккумулятору и сомкнув клещи вокруг одного из проводков я предложил обратить внимание на показания амперметра. Разумеется , там были одни нули. Однако лампа светила в полный накал и потребляла около 6 ампер .Было не очень заметно его удивление от увиденного, разве только брови немного приподнялись ненадолго. В общем, посмотрев на это все с любопытством , веркмасткер ничего не ответил , развернулся и пошел по своим делам. Думаю, что этот опыт его не сильно обрадовал, ведь никому не приятно признавать свою неграмотность.
Наверное я был неправ, что так , по детски , наивно пытался что то доказывать .Возможно, мне не следовало этого делать, зачем было лезть с какими то инициативами, чтото предлагать, видя как они мучаются .Сейчас я могу обьяснить это лишь желанием проявиться и показать работодателю , что я полезный работник и могу решать какие то проблемы , приносить , наконец , прибыль предприятию, ведь на планерках постоянно размазывались сопли о том , что надо повышать эффективитет( как выражаются норги ), что очень много времени и денег уходит на некоторые автомобили , а полную стоимость потраченных человеко-часов востребовать с них невозможно. Хотя , например, не раз хозяину на это был ответ со стороны механиков, что поиск неисправности иногда может затянуться очень надолго. Быть может поэтому, я стремился принять участие в сложных ремонтах и предлагал какие то пути решения.
Однако, сам хозяин слабо интересовался тем , что происходит в цехе , туда он выходил из кабинета лишь покурить, а все производственные вопросы решались у него в кабинете , когда он кого то вызывал к себе на беседы. Разумеется , в тот момент я не мог просто так зайти к нему и обрисовать всего того , что происходит в реале .Прежде всего из за трудностей в языке. В английском он был не очень силен, да и я , надо сказать , тоже, особенно большой практики в этом языке не имел и вообще стал терять к этому языку какой то особый интерес, чтобы продвигаться дальше к способности обсуждать сложные категории. Я вообще старался успокоить себя мыслью , что частенько при разговорах о загранице и о возможностях иностранцев поработать там, многие россияне били себя в грудь и говорили при этом чтото вроде того : Да я согласен только масло менять и мусор убирать, пусть мне только платят обычную европейскую зарплату! К черту амбиции, ведь у нас профессора получают жалкие копейки ... и так далее в этом направлении. Так я мысленно себе говорил:" Ну вот, тебе же платят среднюю зарплату , что тебе еще надо?Работаешь в тепле и комфорте, инструмента всякого навалом, график стабильный с восьми до четырех, вобщем ,сиди и не высовывайся." Но и я же себе так же мысленно отвечал: А на хрена тогда так долго изучали мои документы об образовании, поясняя, что им нужен специалист, способный к различным работам не только автомобильной тематики,а например , ремонтировать скутеры Полярис и всякие агрегаты , навроде снегоуборочных агрегатов и дачных электростанций ( они так же торговали всем этим под торговой маркой Хонда). Ну вот так я и тихо работал , выполняя рутинные работы по тупой замене того , что написано в наряде. Все это было не очень приятно, ведь в России я занимался автомобильной электроникой, постоянно прилагал усилия в продвижении в сложных темах, скажем так , довольно успешно, чтоб быть известным человеком в некоторых кругах людей занимающимся авторемонтом. А тут попал в такую сферу, где все это не только не нужно, но еще и вредно . Сегодня я точно знаю,что просто попал в плохое место,где работают не очень грамотные люди, что в Норвегии есть много серьезных и сильных специалистов в разных областях, ведь многие учатся за рубежом, проходят стажировку на брэндовых предприятиях и их професиональная планка довольно высока.Кроме того , кто хочет, имеет средства для развития , в то время , как в России самообразование в некоторых вопросах затруднено вследствие недостатка средств и невозможностью приобрести какие то сложные приборы и средства , например , средства диагностики. Не каждый российский автоэлектрик способен купить себе прибор ценой скажем в 2 тысячи долларов, ведь окупаемость таких приборов - нередко затруднена, если только не быть единственным в округе владельцем суперсканера, к кому будут ехать издалека тысячи паломников , дабы узнать , чего это загорелсь лампа check engine или SRS.Кстати , в России в авторемонтной отрасли наряду со сварщиками, кузовщиками, малярами и прочими, в последнее время появилась довольно странная "профессия"- диагност.Тут вообще имеет место довольно странное явление с диагностическим оборудованием. Поскольку ни для кого не секрет, что диагностический сканер могут позволить себе далеко не все ремонтные точки , то ремонт происходит примерно так: у вас на приборной панели , например, загорелась лампа SRS, вы приезжаете к мастеру( у которого нет прибора) и говорите ему о своей проблеме. Он посылает вас к диагносту. Это такой парень, в распоряжении которого имеется диагностическое оборудование , он должен подключиться к автомобилю и в конечном итоге , заплатив ему некую сумму денег, вы получите какой то листочек , например, с логотипом brain bee ( это некая торговая марка диагностического оборудования, одна из многих) , где будет написано, например, чтото типа " обрыв цепи воспламенителя пиропатрона натяжителя ремня безопасности заднего пассажира". Далее, с этим листочком предполагается ехать к какому то автоэлектрику, который должен эту проблему устанять. Причем если даже он ее и устранит, то лампа сразу так не погаснет, опять надо ехать к диагносту. Таким образом, напрашивается вывод, что диагностический прибор должен быть у каждого автоэлектрика, ведь без него работа иногда бессмысленна. То есть , если выражаться грубо, то можно сравнить ситуацию, что вы приезжаете к мастеру менять масло. А он вам заявляет: знаешь, чувак, у меня нет специального ключа для откручивания маслянного фильтра( иногда бывает трудно открутить руками, без приспособления очень трудно)- давай ка сьезди к парню по профессси "ДЕРЖАТЕЛЬ СПЕЦ КЛЮЧА", открути и сразу приезжай ко мне -тогда я масло поменяю. Такой же абсурдной мне представляется ситуация с диагностикой.Сканер должен быть всегда под рукой и автоэлектрик сам по себе должен быть диагностом.