Работа в Новегии. Автосервис часть 2

Dec 03, 2009 23:01


условно часть 2
.......читая это эссе, не надо забывать , что автор не является академиком и не обладает каким то супер образованием, за которое можно было бы потребовать в чужой стране хорошую и большую зарплату. Хотя, на секунду представив ситауцию, что , к примеру, предложи сейчас академик Сахаров им разработать новую улучшенную водородную бомбу и попросил бы за это большую зарплату- думаю, норги на это бы не согласились. Они вообще посчитали бы это предложение бессмысленным, поскольку им в таких случаях представляется лучше купить ее еще у кого то. Деньги у норгов есть. Это факт.
В самом начале мне положили минимально допустимую зарплату для иностранца. Кроме того ,первые полгода считается испытательным сроком .Когда этот срок подходил к концу , я пытался заводить разговоры о повышении. Разговоры протекали примерно по такому сценарию : мне интересно, спрашивал я, шеф мной доволен или как? Да, отвечали мне промежуточные начальники, в целом, доволен. Интересно , продолжал я , мне будет повышена зарплата ?( как было обещано сначала - после испытательного срока- повысим. И тут в ответ я часто слышал: -понимаешь, у тебя нет образования. Я пытался возразить : отчего же, у меня есть неплохое образование , я изучал много технических предметов. Я начинал перечислять- техническая механика, технология производства машин и механизмов, теплотехника, электротехника, электроника наконец и другие.. На что у них был один примерный ответ- у тебя нет образования по автомобильной теме. Это при том, что за срок, чуть больше года , я не допустил никаких косяков , ничего не сломал. Ни один автомобиль , который прошел через мои руки - не вернулся на веревке. А такие случаи были у норвежских работников, которые имеют лицензию на работу в автосервисе. Попробуем привести пример, как получается работать у некоторых парней , имеющих пресловутый , как они называют фагбрев( диплом по профессии ).
Приезжает женщина на маленькой Фиесте с каким то непонятным стуком в районе правого колеса. Ну, вобщем , пустяк , ослабли гайки крепления колеса и повредились болты крепления. Было принято решение - заменить болты. Для этого пришлось снять шкворень , выпрессовать ступицу и заменить на ней болты. Парень снял шкворень и пошел выпрессовывать ступицу. Заправил в мощный гидравлический пресс , и стал давить. Но давить стал не туда. В итоге шкворень просто раскололся на пополам.
Клиенту , кстати, вначале,сказали « немного подождать, работа несложная, все запчасти есть , заменим быстро « . Женщина пошла пока по магазинам . А когда вернулась через час( с полными сумками еды ) - ей было обьявлено : у Вас там одна штуковина еще сломана , мы сразу не заметили. Так что, придется Вам еще подождать. Ждала она кстати почти месяц , и в итоге, заплатила за новый шкворень плюс те части , которые были повреждены вначале. Ну и рабочее время было оплачено ровно столько, сколько зафиксировал компьютер по этому наряду»
Кстати , этому парню, никто не сказал ни одного слова недовольства .Он ходил и посмеивался - типа - во прикол то!
С электрическими проблемами аборигены борются довольно странно. Разумеется , их так учат. И действуют они все по одинаковому алгоритму : сначала проверяем предохранители, потом всякие датчики . в общем все то ,что легко проверить . Далее , начинается замена всего - реле, блоки, электромоторы и так далее. Если это не помогает,
открывают онлайн программу помощи в поиске неисправности. Сводится это к измерению некоторых параметров на проводах. Например - сопротивление в этом проводе должно быть не менее, чем 500 Ком. Помню, подозвал меня один очень опытный работник и стал со мной советоваться - мол, тут требование « не менее 500ком, я вот что то не могу сообразить -выполняется ли у меня тут это требование в реале , (на приборе показания, кстати больше тысячи этих ком.). Требование « не менее» было написано на английском языке.
Времени и сил на электрические проблемы у них уходит огромное количество. Надо заметить ,что лентяями их назвать нельзя: за дело они берутся настойчиво и старательно с присущим им упрямством. С тем же упрямством они отрицали острую необходимость наличия электрической схемы при поиске неисправности. Про необходимость осциллографа при контроле некоторых сигналов и напряжений мне убедить их так и не удалось. Еще пример. Притащили Транзит совсем новый - на галстуке. Не заводится и все. Диагностика не сказала ничего . Хожу мимо, поглядываю , что делается. Мне интересно. Проверка предохранителей, внешний осмотр. Ничего .Подхожу , говорю -я могу помочь, найди схему , когда вообще машина мертвая - несложно(хуже когда периодически дохнет ) Почему -то в этот раз сайт поддержки был недоступен . . он продолжает разбирать машину изнутри. Осматривает все , что попадается на глаза .Результата нет. Так проходят 2 рабочих дня. Наконец, удается найти и распечатать схему . Подхожу и прошу показать мне наличие напряжения в нескольких точках. В одном месте ничего нет. Смотрю по схеме, откуда должно приходить- вижу что с предохранителя . Спрашиваю- ты проверил предохранитель номер такой- то , пять ампер номиналом? И тут выясняется , что находится он в укромном месте ( сразу не увидишь ) Ну и конечно ,был он перегоревший. После замены все заработало , как следует. Ну и потом так же выяснилось, что какие- то очень умные установщики подключили какой-то дополнительный девайс (то ли навигатор, то ли hangsfree для телефона ) на эту линию , идущую с этого предохранителя. Никто и думать не хотел, куда этот проводок мог подавать напряжение ( а подавал он на систему управления двигателем ) Просто на этом проводке появлялось напряжение при повороте ключа .У них все получилось и заработало. Парить себе мозги о возможных перегрузках и их последствиях никто не хотел.
Еще один рабочий день ушел на сборку всего , что было разобрано . И после я спросил у этого парня , неужели теперь ему не стало понятно, зачем вообще нужна вся эта документация по автомобилю .На этот раз он уже задумался и признал, что времени могло быть потрачено неизмеримо меньше на поиск предохранителя, нежели на поиск неизвестно чего. Но как известно, победителей не судят , и все потом сказали «какой он молодец, сумел разобраться с такой сложной неисправностью ! Два дня понадобилось, это вам не лампочки менять! « Разумеется, про того , кто показал пальцем на место дефекта , никто не хотел думать. Да и что там еще думать про иностранца , у которого нет никакого образования. Под образованием понимается только тот ограниченный набор знаний, который они получают в своих автомобильных ПТУ . Что касается иностранцев, то наблюдается полный скепсис( по крайней мере по отношению к русским). Возможно, так происходит везде - чужакам не верит никто.
Разумеется , почти никто не захочет открыто признать свою несостоятельность в каких то вопросах( особенно перед чужаком - иностранцем…да еще русским)
Тот веркмастер ( который был у меня начальником ) к примеру, очень продвинутый парень. Действительно, способен на многое .Очень креативный и умелый механик, стена в его кабинете увешана дипломами и сертификатами всевозможных курсов специализации. Является довольно ключевой фигурой в составе работников этого предприятия. Например , он один здесь имеет огромный опыт работы с снегоходами Поларис ( это его страсть и хобби) При каких то сложных случаях его вызывали порой прямо из дома , даже когда он находился на больничном с температурой. Он приезжал и продвигал сложные вопросы.
На мое увлечение электроникой все сотрудники поглядывали снисходительно сдержанно, но при этом не сильно верили, что увлечение это полезно для работы с автомобилями. Веркмастер в общем то верил , однако, вида не показывал .В общем держался достойно- типа , нас и так неплохо кормят .
Но ведь случались ситуации , когда их отлаженная система давала сбой.
Так , однажды, новая фиеста ( или мазда-2 = один хрен, редьки не слаще) перестала реагировать на брелок . В общем заказали они новый радиомодуль .
Стали они его менять - а он не подходит. И как то в этот раз у них вдруг загорелось, так что машина должна была быть отдана клиенту в порядке именно сегодня. Модуль не подходил по разьему - на старом было 3 вывода, на новом 6 . Они почти час разговаривали по телефону с каким то центром в Осло .Там им сообщили , что должен быть переходник -обычный пучок проводков .Прислали по электроннке огромный файл описания , как произвести замену одного модуля на другой путем добавления этого переходника. Причем ни слова о номерах выводов. Только рисунки рекомендации - как снять обшивку, как прикрутить модуль, какие инструменты необходимы. Время шло , работа стояла.
Тут я предложил- а давайте просто поглядим( я погляжу) куда какие проводки приходят на плате и просто сами сделаем соединение проводками и закроем эту тему на хрен( раз уж у вас все так грустно получается) . Пришлось веркмастеру соглашаться, правда при этом он попросил, чтобы я показывал и обьяснял , что я буду делать ( так как ответственность высока.. ведь модуль они заказали новый.. и боится что я его могу испортить) . И вот , я открыл модуль , по быстрому глянул что и куда идет- стал обьяснять парню- типа .. смотри, вот это общий проводник, минус короче, согласен? Кивает да…. Вот видишь махонький черненький ( СМД диод ) ..? сюда приходит как раз 12 вольт… это плюс, согласен? Кивает да…. В общем подключил модуль - все заработало как надо. Все обрадовались, проблему закрыли . ( но потом быстро забыли  )
А этот парень тогда очень эмоционально воскликнул.. эх … я ведь много умею , и знаю много…..НО Я НЕ УМЕЮ ЧИТАТЬ ЭТИ ДУРАЦКИЕ ПЕЧАТНЫЕ ПЛАТЫ!!!!
Это проблема.. На что я ответил- этому просто не научишься- надо просто этим интересоваться. Кстати он опять потом позвонил в Осло и сказал, что "мы соединили сами проводками и у нас все заработало" .На что оттуда сказали- что про возможность такого они слышат первый раз ... и вообще записали этому парню в актив ...типа плюс к репутации.Не стоит забывать , что страна маленькая - так что это не так уж и бесполезно для него.

Вот этот модуль... пока висит на проводочках , но уже все работает
качество гадкое- сфотано мобилой( сам не знаю , зачем я фотал все это? я не собирался ничего постить...но что есть то есть)


Но Норвегия очень загадочная страна , очень много парадоксальных явлений происходит здесь .Одно из таких - какая то удивительная любовь к полякам. Норги их любят и им доверяют безгранично . Если задуматься о причинах , то можно лишь предположить одну из главных. Норвегия всегда испытывала нужду в квалифицированной рабочей силе в сферах, куда не рвутся местные .
Сравнительно высший уровень зарплат делает страну привлекательной для иностранцев .Но квалифицированные рабочие из развитых стран не поедут сюда. А из тех, кто поедет , выбор .кстати , не такой уж большой. Остается Восточная Европа и еще несколько стран , где профессиональный уровень рабочих несколько выше например африканских . Остается вспомнить , что Польша одна из первых рассталась с наследием коммунистического влияния в странах Варшавского договора. Вот и подались граждане Польши искать счастья на чужбине. Существует даже поговорка: поляк -это не национальность, а профессия . Вот поэтому в Норвегии прочно закрепился стереотип, что иностранный рабочий - разумеется поляк. Причем работают они хорошо. Часто намного лучше самих норвежцев. Это норвежцы прекрасно понимают и не скрывают. К другим иностранцам отношение совсем другое. Я бы сказал, вынужденно терпимое согласно генеральной внутренней национальной политике . Основная задача этой политики - заставить рядового норвежца приблизить к себе человека с другим цветом кожи и разрезом глаз. А человек этот должен уверовать , что в новом доме ему позволено очень многое. На это прилагается очень много усилий - как гуманитарных , так и материальных средств. Граждане России не попадают под определение «другой цвет кожи и разрез глаз» , поэтому ждать какой то лояльности глупо. Особенно после некоторых поступков в недавнем прошлом. Так, например, один коллега мне рассказал о том , что лет 15 назад он жил в Киркенесе(приграничный ближайший к Никелю и Мурманску город Норвегии) и он очень хорошо помнит как « русские воровали все, что плохо лежало у домов ,и магазины зафиксировали очень большую недостачу товара на витринах, а после повсеместно начали монтаж камер наблюдения ». Ну что я мог ответить ему ?
Я сказал , что мне очень стыдно за этих сограждан . Надо заметить лично ко мне относились очень доброжелательно практически все сотрудники . Разумеется , везде бывают свои исключения. Был один сотрудник , который позволял себе всякие высказывания , скажем так , не совсем уважительные к русским . Ну например , как то была ситуация, когда потребовались для ремонта длинные болты, а их не оказалось в наличии на складе. Закрепить то потребовалось неответственную небольшую железку , к которой потом крепился номер . Я предложил использовать подходящие из тех, что остались после ремонта какого-то двигателя. На это предложение я услышал пафосный ответ : «это вы у себя в России будете городить такой самопал , а тут такое не прокатит» . Далее получилось так , что пришел норвежец , другой сотрудник, побегал, поискал по цеху , и , не найдя ничего другого, поставил эти же самые болты , что я предложил в начале.
Вспоминается еще один случай. Была проблема со сцеплением у почти нового Fusion ( всего 30 тысяч км пробега) . Снял я КПП и обнаружилось , что пружинные лепестки на корзине сцепления согнулись и перестали отжимать. Причина - низкое качество материалов или технологии обработки. На корзине было клеймо SACHS . Этот же человек сразу высказался , что « эта русская фирма произвела деталь низкого качества» . Думаю, что по отношению, например , к сомалийцам , таких высказываний он бы себе не позволил.
В Норвегии вообще то существует расизм наоборот. То есть люди с неевропейской , скажем так , внешностью , пользуются этим и часто злоупотребляют. Вообще у норвежцев есть только одна проблема по национальному вопросу - они просто бояться услышать или произнести вслух слово «расизм» . Сами же в глубине души своей являются оголтелыми расистами .Следует признать ,однако , что недоверие и отчуждение к людям , которые заметно отличаются физиологически , нормальная реакция отдельно взятого человека. Осуждать его за это , по крайней мере , глупо. Но цивилизация требует от этого человека контроля над своими инстинктами и эмоциями. Под этим подразумевается культура и воспитание. Культура разных народов очень сильно отличается и может варьироваться, а так же видоизменяться под воздействием геополитических процессов. Так ,например ,в России имеет место пока скрытый от мировой общественности расизм, потому что процент пришельцев из дальнего зарубежья ничтожно мал, а так же эта проблема никогда не находилась в поле зрения пропаганды и системы формирования общественного мнения. Ситуация очень напоминает отношение большинства граждан к алкоголизму- в общем то осуждается, но не так фатально, чтобы не оставлять место юмору и снисхождению по отношению к алкоголикам..
Возвращаясь к полякам, хочется привести один показательный пример . Когда я заканчивал работу на этом предприятии , попросил у босса написать мне характеристику с места работы ( вроде, как рекомендацию на другую работу).
Процедура эта довольно обыденная и почти рутинная , о чем свидетельствует тот факт , что в компьютере у босса был набор шаблонов для написания подобных документов( на что он , собственно , и надеялся , когда пообещал мне что « напишет мне минут за 5 подробную характеристику »….Минут 15 он перебирал все имеющиеся шаблоны и долго не мог найти требуемого. Наконец, его лицо озарилось радостью и он , повернувшись ко мне , предложил мне характеристику ….на польском языке. Впервые за последние годы ,в тот момент мне стало немного обидно… захотелось совершить какой- нибудь асоциальный поступок , вроде того, как , например ,закатать этому человеку в бубен( или выражаясь сухим языком милицейских протоколов - нанести ему удар в область лица. ) Но я вежливо отказался и попросил его просто немного напрячь мозги и написать несколько строк на родном для него языке. В итоге из принтера выползла простая справка , что такой то работал на таком то предприятии с такого по такое то число и выполнял работы по обслуживанию и ремонту легкового транспорта. Подводя итог вышеописанному, напрашивается вывод, что поляки занимают очень серьезное место в рабочем контингенте Норвегии. И в этой связи наработано много полезного для самих поляков. Хотя бы и шаблоны справок и документов …
Еще один пример: на норвежском рынке мобильной связи в числе остальных существует такой опсос ,как Лебара ( LEBARA). Предоставляет неплохие тарифы для звонков за рубеж ( разумеется пользуются этим иностранцы ) .Так вот , многие сервисные СМС приходят на 2 языках- норвежском( тут понятно) и польском( а тут вообще непонятно  - почему уже тогда не на сомалийском ? )
Сомалийцы…..этих чертей тут не просто много .... это будущее Норвегии. Даже если Норвегия вдруг опомнится и прекратит эту вакханалию приюта беженцев в таких размерах и в такой форме…это поможет слабо. Ведь они порождают по 6-7 детей в семье( не в пример европейцам). На каждого ребенка такая матрешка ( сомалийская женщина -напоминает матрешку в традиционном наряде , а так же из- за способности в короткий срок явить на свет несколько таких же эбонитовых кукол из своего чрева ) получает деньги , что позволяет ей не работать и спокойно прозябать на деньги норвежских налогоплательщиков.
Одна русская женщина работает в центре помощи беженцам . Рассказала , что ожидая очередную семью из лагеря беженцев , готовили для них апартаменты .Специальные люди ходили , покупали все сами на выделенные деньги вплоть до шампуня и ароматизированной туалетной бумаги, заботливо расставляя по местам. Забота в общем . На что моя знакомая высказала недоумение , зачем еще и покупать им все , они и сами купят что надо.. и потом- например , туалетной бумагой , как известно они вообще не пользуются. На что норвежские работники заявили, что « эти беженцы жили очень плохо и бедно у себя в стране, разрываемой военными конфликтами , у них не было возможности привыкать к культуре , и наш долг теперь окружить их заботой , в этом и заключается наша благотворительная милосердная деятельность»… а
Если ты так говоришь, уж не являешься ли тогда вообще расистом ? ( этот вопрос был задан уже твердо и решительно) . На что русская девушка ответила , типа .. Вот не надо только в Норвегии меня обвинять в расизме !
Это норвежская девушка при знакомстве с ней ( не зная , откуда ее новая соседка по студенческому общежитию) сказала ей бодро- « А классно, что у нас тут нет русских ! » На что получила ответ - типа , да, классно, я, как раз ,и есть русская.
Как русские попадают в Норвегию? путей не так уж и много. Тут есть некоторое отличие между русскоязычними людьми и выходцами из России. Вторых намного меньше. Российскому гражданину легальным путем попасть в Норвегию на ПМЖ ( совершенно странная аббревиатура) очень трудно. Здесь есть несколько устойчивых категорий. Первая - наиболее часто встречающаяся - женщины , вышедшие замуж за граждан Норвегии. Наблюдать ( а так же потроллить ) их можно на двух основных сайтах
www.dom.no и www.russisk.org .Там же можно иногда прочесть много любопытных подробностей о норвежской жизни вообще.Сюда же попадают как правило молодые женщины , которые получают визу на работу так называемыми AU-PAIR.Склонен думать, что многие в последствие переходят в предыдущую группу имигрантов.
Далее идут граждане России, получившие разрешение на работу ( и проживание) в Норвегии. Это специалисты в каких то областях , где не хватает своих работников.Буду настаивать, что процент этой категории пока довольно мал.Хотя и растет.
Следом идут студенты , обучающиеся в Норвегии ( в основном это дети довольно обеспеченных людей ). Норвегия очень охотно принимает студентов для обучения- при этом время пребывания как проживание в Норвегии им не засчитывается и окончившие норвежский вуз не имеют права оставаться в стране.Хотя практически всем удается в последствии найти работу и остаться уже легально.
Остальные категории россиян можно просто не рассматривать, так как не имеют под собой значительно численного основания. И вообще процент русских из России с лихвой перекрывается гражданами стран Европейского Содружества. Эти граждане имеют право просто приехать , найти работу и работать. Причем документы об их образовании автоматически признаются легитимными .( в то время как российское образование надо еще постараться как то подтвердить и получить одобрение) На этом фоне довольно глупо смотрится ситуация, когда врач приехавший из например Эстонии , получивший свой диплом в российском( тогда советском еще ) вузе, имеет право на работу по специальности , в то время как россиянин , обучавшийся там же , должен еще свой диплом отправить на подтверждение ( в специальную контору).Такая же ситуация и с автомобильными правами.
Next post
Up