Я уже давно не работаю автомехаником на основной работе. У меня есть другая нормальная работа с прекрасными коллегами ,неплохой оплатой и некоторыми перспективами к росту последней.
Но автомобильную технику я все- таки люблю, особенно, все ,что касается электрики и электроники. Поэтому нередко соглашаюсь на просьбы знакомых помочь в ремонте их авто( или авто их знакомых.) Таким образом, получается , что потихоньку что-то ремонтирую в частном порядке. Каких- то особенных денег на этом поприще я не зарабатываю, скорей всего ,рассматриваю это как хобби. Просто я не люблю, когда досуг проходит без какой-то пользы. Кроме того, некоторые мои знания и опыт , все-таки позволяют решать некоторые задачи, за решение которых в официальном автосервисе пришлось бы заплатить немалую сумму. А если учесть , что в Норвегии ужасно дорогой автосервис, то нередко удается заработать на этом, скажем так, на пиво-сигареты-конфеты-бензин. Ну, например, какой-нибудь электронный блок никто не станет ремонтировать в официальном сервисе, новый стоит он, к примеру,500 долларов плюс рабочее время по диагностике . На починку этого блока может потребоваться около часа времени со всеми перекурами и изучением, как он устроен. В итоге, если попросить с клиента 150-200 долларов за решение проблемы, то он будет рад и счастлив, заплатит и искренне скажет спасибо. Каждый из нас получает моральное и материальное удовлетворение. Он за умеренную сумму решает проблему, экономит деньги, я - радуюсь, что смог кому-то помочь и при этом на своих знаниях как-то немного заработал. Кроме того я в очередной раз имею оправдание самому себе за то, что дома храню различные электронные платы на запчасти, так, например, недавно я отремонтировал модуль комфорта от Мерседеса и я использовал для ремонта крохотные СМД компоненты ,которые я отпаял с платы управления стиральной машиной. А необходимую микросхему вытащил из какого-то модема.
Клиенты частного авторемонта- очень разношерстный народ. Любой автомеханик способен часами и годами рассказывать про различные категории клиентов. Запаситесь достаточным количеством пива и вы услышите от него захватывающие колоритные рассказы о различных людях, с которыми сводит его судьба на его работе . Просто кладезь образов и персонажей для любого писателя.
Если попытаться выделить категории моих клиентов здесь в Норвегии, то можно проследить некоторые отличия от России. Прежде всего ,этих групп не очень много( ведь нахожусь я здесь только два года) и почти все они формируются по принципу сарафанного радио, а значит, это русскоязычные жители . Тут много граждан прибалтийских стран, почти все они приезжают на своих автомобилях на заработки. И если с их машиной случится какая-то очень сложная проблема, то ее решение в официальном сервисе может уничтожить много денег , а ведь известно, что не все они тут много зарабатывают. Далее идет категория русскоязычных жен норвежцев, которые пользуются автомобилями и благоразумно желают экономить деньги . Следом идут всякие иностранцы, которые узнают от вышеупомянутых о «русском автомеханике» и которые так же имеют невысокий материальный статус ,чтоб платить по-полной на официальном сервисе. Некоторые русскоязычные беженцы из Армении, Грузии, Чечни так же нередко обращаются за помощью. В основном, все эти люди довольно адекватны, они прекрасно понимают , когда им приходится что-то объяснять. Обыкновенных норвежцев в числе клиентов немного, скорей, это знакомые моих коллег по работе.
Немного подробнее хочется рассказать о всевозможных беженцах из стран Африки и Ближнего Востока( с другими познакомиться не успел, Бог миловал). В России всевозможные смуглые и усатые парни различных национальностей так же довольно специфично себя ведут и нередко возникают с ними недоразумения. Ничего не поделаешь- исламский мир живет своими понятиями и окружающую реальность они в лучшем случае просто игнорируют. Но все таки наши российские азербайджанцы это совсем не те беженцы , которые осуществляют свою экспансию в страны западной Европы, нагло используя пристрастия жителей и политиков Запада к «демократическим ценностям»,главными из которых являются уважение к правам человека и равноправию всех этнических культур. ( На самом деле, никакого равноправия с их стороны не наблюдается и уж тем более, никакого уважения с их стороны к моей культуре я так же не замечаю. ) Скорей всего, обращаясь ко мне с вопросом о починке автомобиля, меня они воспринимают как часть этой европейской цивилизации, которую они просто используют для достижения своих целей. Забавно наблюдать, как они пытаются обманывать эту самую европейскую цивилизацию или просто нагло использовать ее слабости…забавно, пока эти попытки не начинают касаться тебя.
Например, одна сомалийская женщина многократно приходила в полицейский участок с документами на получение норвежского гражданства. На тот момент срок ее пребывания тут был 6 лет. Для получения гражданства необходимо 7. Вежливый работник полиции очень терпеливо обьяснил ей это на пальцах( поскольку большинство из них вообще не изучает местного языка и порой после десятка лет пребывания тут не способны разговаривать и понимать норвежский язык). Женщина удалялась , понимающе кивая, и на следующей неделе она появлялась снова с тем же вопросом о гражданстве. Терпеливые цивилизованные( и несвободные в эмоциях) работники полицейского участка повторно обьясняли ей, показывая, что шесть пальцев -это недостаточно , чтобы эти бумаги взять, далее ей показывали семь пальцев на руках и жестами давали понять, что при этом количестве гражданство можно получить. Местные русскоязычные жители рассказывают, что, бывая в этом отделе полиции по иностранным гражданам, сами видели подобную картину нередко и неоднократно, это меня лично убеждает в том, что приходила она еще не раз. Нам, воспитанным в некотором почитании суверенных властных государственных структур, не очень понятна наглость , с которой какие-нибудь сомалийцы игнорируют правила. Кроме того, я заметил, что многие из них видят некоторую изюминку в том, чтобы как -то обмануть белого человека. Своего рода комплекс неполноценности перед цивилизованным миром, самоутвердиться в глазах своих собратьев, обманув или обхитрив кого-то из белых. Тем более, что подавляющее большинство из этих «черных» -мусульмане, а уж в их религиозных наставлениях прописано много негативного по отношению ко всем «неверным»…Обман тут считается самым простым и легким деянием, ведь за него нет возможного уголовного преследования, за то есть уважение в глазах собратьев. После серии некоторых таких попыток обмануть меня я твердо решил - с этими «клиентами» больше не иметь никаких дел.
Есть у меня один хороший знакомый, гражданин Литвы, мы иногда с ним в паре что-то ремонтировали в частном порядке в свободное время( он снимал дом с неплохим гаражом в ту пору). Однажды делали что-то в гараже, приходит его сосед ( живет в соседнем доме) сомалиец. (Кстати, если мой приятель , к примеру, платил за проживание в квартире дома, то сомалийцу норвежское государство выделяет деньги на оплату снимаемого жилья). Он просит исправить мелкие неполадки в машине. Обещает «хорошо заплатить».( Причем все они, как я заметил, параллельно с этим, говорят, что у них « очень много знакомых, которые тоже имеют автомобили и, что они скоро, так же приедут на ремонт») Спрашиваем- что за неполадки. Показывает свой Ниссан- примера . Не работает стеклоподъемник ,машину купил недавно, старый хозяин сказал, что «предохранитель какой-то надо заменить». Причем, не работает левая сторона. На правой стороне передний и задний работают. Осматриваю ,проверяю питание на предохранителях, все в норме. Снимаем накладки левых дверей и обнаруживаем , что на водительской двери вообще отсутствует мотор-механизм стеклоподьемника , а само стекло удерживается от падения вниз двумя деревянными брусками , кстати , аккуратно прикрученными к панели двери шурупами. На задней двери мотор хоть и присутствует, но зато отсутствует электрический модуль совмещения управления со стороны самой двери и управления со стороны водителя между сидений. Показываем негру ситуацию , спрашиваем, что будем делать. Просит: сделайте как -нибудь, чтобы работало. Я ему отвечаю: понимаешь , браза( йО! ), если мотора и механизма нет в наличии, то стекло само вверх-вниз не поедет.(насчет вниз я все же слукавил-поедет) Если хочешь, плати мне небольшую сумму денег, я прямо сейчас соединю на задней двери провода от модуля таким образом, что ты сможешь управлять стеклом со своей водительской стороны( местное управление будет недоступно), но это лучше чем вообще ничего и лучшее, что мы можем сделать именно сейчас.( пока он купит этот недостающий модуль, можно ждать годами) Соглашается, я соединяю провода, заднее стекло работает. Типа ура. Кое- как удается получить деньги, о которых договаривались вначале. Он увидел, что на соединение проводков ушло пять минут , начинает возмущаться, что мало работы и много денег я требую. Так же заявляет, что « я твой друг и ты должен мне цену меньше требовать». Мой приятель глядит на меня вопросительно и с укором, типа , с каких это пор, Игорь, у тебя сомалийцы в друзьях? Однако «другу моему» заявляет: понимаешь, чувак, поскольку ты ему друг, вот поэтому и такая цена, обычно бывает дороже намного. Я в это время все еще стою с открытым от удивления ртом и вопросительно смотрю на сомалийца. Чернокожий брат , увидев мое удивление , поясняет : помнишь мы в школе на уроке РАЗГОВАРИВАЛИ??? Ты ведь мой друг. Я начинаю припоминать, как в школе для иностранцев по изучению норвежского языка перед каким - то экзаменом устроили тренировки по разговорной речи с незнакомыми из разных групп, рассадили по столам по трое учащихся. Я попал в тройку с какой-то филиппинской женщиной и этим сомалийцем. Ну , побеседовали на обычные темы, типа где работаешь, откуда приехал, есть ли семья и так далее. Вот уж не думал, что после этого сомалиец меня в друзья запишет. ( Интересно, та филипинка так же меня в друзья записала после той беседы?) Далее пришлось вступить в полемику, почему «так много денег за мало работы» . Причем никакие доводы про знания и образование его не убеждают ни в чем. С оскорбленным и обиженным видом отдает деньги и ворчит , что «русские его ободрали».
Далее спрашивает о переднем стекле. Где можно найти механизм. Отвечаю- есть два пути. Первый -это купить механизм на официальном сервисе, стоить он будет половину стоимости его машины, но есть другой реальный путь -купить на разборке. Есть официальная свалка с машинами, где хозяин -норвежец, крайне неразумный тип, сами норги его таковым считают, присвоили ему погоняло «1000крон» , потому, что за любую мелочь всегда требует именно 1000 крон. Так же есть один русскоязычный парень ( сам я его еще не видел, но заказывал ему по телефону запчасти, он присылал их с какими- нибудь знакомыми, кто ехал в этот городок.) У него можно купить намного дешевле .Ну , сомалиец отвечает: звони на разборку, спрашивай сколько будет стоить мотор. Позвонил, спросил, отвечаю: он сказал, что мотор будет стоить 500 крон. ( это вообще смехотворная цена для Норвегии) . Получаю ответ: ну ладно , пусть привозит, ты купи, а я потом деньги отдам… Хорош, нечего сказать!!!! Ну, я кое-как скрываю свои эмоции ( типа просто охуел от такой наглости) и обьясняю: понимаешь, браза, я не могу заниматься благотворительностью, у меня нет на это денег, у Норвегии есть, у меня- нет. Тот парень тоже без денег железку не отдаст, так что решай сам. Тут черный брат погружается в тяжкие думы, лик его меркнет , хотя темнеть уже некуда, он и так весь черный. В его сознании возникает неразрешимая ситуация- как же так, наебать белого брата что-то не получается, какое-то странное стечение обстоятельств, почему- то надо заплатить деньги и надо отдать их вперед, раньше, чем привезут товар . И что самое ужасное- отдать надо в руки белому, русскому…Какой ужас!!! (Тут надо пояснить, что свалка-разборка находится на трассе к городу Альта.) И вот мой собеседник озаряется и отвечает мне странной фразой : Ладно, я сам поеду в субботу в Альту, на пути заеду туда и сам куплю мотор.
Ладно, хорошо, сам так сам. На этой лирической ноте мы с ним расстаемся. Он , конечно , полон гордости, что « не дал русскому себя наебать», вышел победителем в этой высокоинтеллектуальной беседе.
Спустя пару месяцев ,( мы уже и забыли про него) стоим у гаража, мимо идет наш сомалийский «друг». Спрашиваю, типа, как дела, купил ли он мотор стеклоподьемника. На что в ответ слышу реплику примерно такого содержания : Это незаконно, что вы занимаетесь тут ремонтом машин, я наверное, пойду и заявлю на вас в полицию.( кстати полицейский участок находился в 60 метрах). На что я спросил : так, интересно, и что ты им скажешь? Отвечает: скажу , что вы деньги берете и не платите налоги. Я начинаю смеяться и предлагаю ему вместе сходить в полицию , типа , мне даже интересно поглядеть , как на меня будут жаловаться. Бубнит что-то про «русскую мафию», что она не боится полиции, и поспешно удаляется.
Другие беженцы тоже веселые ребята. Один сотрудник , беженец с Ирака, как-то подходит ко мне и просит «помочь его друзьям ,они не могут завести машину после замены коробки». Типа , они очень хорошие механики, ты не подумай чего, они просто в электрике не очень разбираются. К тому времени, я уже имел немалый и неприятный опыт общения с такими клиентами, ничего хорошего вспомнить не могу. Поэтому я долго и упорно отказывался, не взирая ни на какие обещания «хорошо заплатить» Они уверяли, что «скорее всего стоит противоугонка и она заблокировалась,не дает крутить стартер». Наконец, после долгих уговоров, любопытство взяло верх и я решил заехать , посмотреть что у них там случилось.
Приезжаю туда, где завис автомобиль. Эдакая частная лавочка по уходу за автомобилями с мойкой , химчисткой и прочей мелочевкой. Владелец лавочки выходец из Ирака, его работники такие же братья, его земляки. Кругом на полу вода , так как основное их занятие -это мойка машин. Лавочка так и называется в переводе с норвежского- «уход за машинами у Алана». Алан-это и есть владелец мойки, толстый араб. Показывают мне машину, с которой они застряли, рассказывают ситуацию. Ауди А4 года конца 90ых годов. Поменяли коробку, и после этого, стартер не крутит, с толкача заводится. Стартер поменяли уже два раза.
Я полазил минут десять , осмотрел, все вроде выглядит прилично. Противоугонка , как мне показалось, рвала цепь бензонасоса, и к стартеру никакого отношения не имела. Как-то глубоко вникать в автомобиль и разбирать дальше мне не хотелось. Я вовремя задумался, что скорей всего, эти парни где-то накосячили при замене коробки.( у меня не раз бывало, что начинал глубоко лезть в дебри , разбирая внутренности в целях поиска неисправности, а причина оказывалась на поверхности). Я заглянул под мотор и так же ничего подозрительно не обнаружил. Я решил хоть в пределах видимости проследить за проводом , идущим к стартеру( контакт 50 ) Но снизу увидеть ничего не удалось , я стал проверять провода в моторном отсеке, я хотел найти этот провод и проверить , доходит ли напряжение до моторного отсека ( или оно теряется в салоне). Кстати, в этом автомобиле в подкапотном пространстве было довольно тесно, и мне пришлось на ощупь в слепую проверять жгут проводки, идущий вдоль стенки , отделяющей мотор от салона. Нащупав нечто подозрительное и заглянув в это узкое пространство , я увидел, что часть жгута была зажата между фланцами двигателя и коробки. Далее выяснилось, что именно этот провод к стартеру был мертво зажат между фланцами, разумеется , вся изоляция была раздавлена и медный кабель мертво сидел на металле. Обычное короткое замыкание. То есть эти парни засунули коробку, на место вроде встала, ничего проверять они не стали. Просто затянули болты и готово. Можно ехать. Но почему- то не заводится. Подзываю моих смуглых друзей и предлагаю им самим посмотреть и в своем косяке убедиться. Смотрят внутрь и ничего не видят. Мне приходится взять бумагу и ручку , нарисовать мотор, коробку , а между ними провод. Толстый араб тупо таращится на мои рисуночки, а затем начинает кричать и махать руками на другого собрата. Ругаются долго и эмоционально .Тот, видимо, и есть «хороший механик» , который менял коробку. Просят меня исправить это, исполняют при этом свою любимую песню « хорошо заплатим». Долго задерживаться у них я не собирался , поэтому я сразу попытался оторвать провод от фланцев, что оказалось довольно трудно, собственно, большая половина жил провода так и осталась между фланцами. Оставшиеся жилы я замотал изолентой и продолжил поиски, потому, что вскоре стало ясно, что их многократные попытки «завести» машину убили контактную группу на замке зажигания ,расплавив ее капроновый корпус. Проверив остальную цепь путем подачи напряжения на провод 50, я завел машину и смог точно показать на оставшуюся причину. Ну, хлопцы, теперь давайте расплачиваться. Далее в ответ начинаются арабские сказки про 1000 и одну ночь. Типа, вот когда машина будет в полном порядке , тогда и будем расплачиваться. Завтра привезем деталь , заменим и уже тогда скажешь нам- сколько мы должны. Ээээ, мои смуглые братья, подумал я тогда, да вы, видно не знаете, что такое Россия, у нас наебалово и кидалово на каждом шагу , даже со стороны государства, а уж про всяких цыган и говорить не приходится. Эту школу мы проходили . Говорю им: чуваки, давайте вспомним ,зачем вы меня сюда пригласили… Скажите мне, я сегодня работал?- работал, причину нашел? -нашел. Что там будет у вас завтра, меня совершенно не волнует, так, что извольте расплатиться сегодня за сегодня, а завтра будем говорить про завтра. В этом ключе дипломатическая наша беседа тянется довольно долго, причем, если бы они и правда, были уверены в том, что завтра, поставив новую контактную группу , они точно заведут машину, то думаю, что они бы просто послали меня на йух, типа всем спасибо, все свободны. Они все-таки сомневались, и портить со мной отношения раньше времени не хотели, а ведь они понимали, что если не я, то дальше заводить эту машину будут уже на официальном сервисе Фольксваген-Ауди, причем делать это норвежские автомеханики будут долго, упорно и главное дорого, одного только кофе выпьют огромное количество.
Далее дипломатическая беседа затрагивает сумму гонорара ,причем уже который раз сталкиваюсь с их ебаной восточной страстью торговаться, начиная с половинной суммы от заявленной. Я стою на своем и не уступаю . Восток -дело тонкое , но упрямство -вещь полезное при таких разборках. Этому меня «научили» еще цыгане в России. В конечном итоге они расплачиваются , правда удалось получить только 85 процентов от требуемой суммы, но тут я как бы виноват сам, у меня не было мелких денег дать сдачу с крупных купюр, так , остальную сумму предполагалось получить на следующий раз. На этот следующий раз я вообще не надеялся , так как понимал, что навряд ли они мне позвонят, хотя и уверяли меня, что «без меня не смогут поставить контактную группу на место». И потом та жалкая сумма недоплаты меркла в моих глазах на фоне морального удовлетворения от того, что я все таки добился согласия их на всю сумму , ведь деньги они мне протянули (вид у них был при этом крайне кислый- еще бы: наебать неверного не удалось) и ждали сдачу , у меня не оказалось мелких бумажных денег. Но как я и предположил ,никто мне не позвонил в назначенный день. Я где-то был даже рад этому. Уж так не хотелось мне с ними встречаться в другой раз. И я тогда пообещал себе: - Все, больше никаких арабов и прочих бедуинов. Ни за какие деньги. И потом я думал, что , немного обманув меня таким образом , они решили ко мне больше не обращаться.
Однако, я немного ошибся , потому что самое глупое заблуждение поборников «демократических ценностей», проповедующих равноправие различных национальных культур, есть тупая вера в то , что многие носители этих, с позволения сказать, «культур», готовы выполнять все условия , при которых выполняется это равноправие.
Однако, при более детальном рассмотрении этой проблемы , становится очевидно, что они смотрят на нас, в лучшем случае, как на средство достижения своих нехитрых целей, а равноправие воспринимают, как нечто досадно-необходимое , и уж всегда ими используемое в свою пользу, правило игры, установленное однако для всех.
Стоило ли удивляться , что никто из тех иракских парней не позвонил мне, хотя бы сказать, что все у них получилось и в моей помощи они не нуждаются. По их понятиям этому не было никакого смысла. С моей помощью они решили проблему, теперь она решена и я больше им не нужен. Зачем отдавать недоплаченные деньги бесполезному теперь человеку ? Глупости какие … И уж тем более не важно, что он там подумал. Перешагнули и пошли далее.
А далее у них пропала зарядка на генераторе. И разумеется , они позвонили своему земляку ( с которым я часто вижусь на работе) и попросили позвать меня опять помочь. На сей раз, я немного посмеялся. Далее, поделился с ним своими мыслями о том, что даже если бы они не обманули меня с деньгами, то я все равно не пошел бы к ним повторно, поскольку меня не очень радует их любимый восточный обычай торговаться всегда и везде. Особенно, если речь идет о моем гонораре за работу. Тот кивнул и сказал в телефон своим братьям, что я к ним не приеду .
Кто-то, вероятно, может подумать про автора - смотрите, какой гордый: не позвонили ему и не сказали, что все сделали. Типа, никто и не обязан был этого делать а он обиделся. Однако, я в этом узрел совсем другой подтекст. Приведу еще пример с этими же несчастными беженцами от Саддама. Звонит мне как то один такой иракский кекс и просит «посмотреть, почему не работает обогреватель заднего стекла». Обещает хорошо заплатить, потому, что он все поменял, что было можно, и у него уже нет никаких мыслей, в чем причина . Ну, я как раз ехал с работы мимо его гаража, заехал. Машина простая( Примера). Полазил, померил. Нашел оплавленную колодку реле обогревателя, со временем клеммы потеряли жесткость и, как всегда бывает при подобных нагрузках, сильно грелись, причем оплавилась даже изоляция на реле вокруг контактов. Показываю дефект, говорю, что нам надо найти другое реле и желательно клеммы тоже заменить. Радости его нет предела, говорит мне: давай так, я сейчас мигом к приятелю метнусь , у него такая машина донором стоит, возьму реле, колодку тоже отрежу, и к тебе приеду, мы все доделаем, а потом как раз и расплатимся. Короче, поезжай пока домой, жди звонка , а я мухой за реле. Записал мой номер и улетел.
Я поехал домой, пока поел, повалялся перед телевизором. Но никто мне не позвонил. Ну всякое бывает, может он приятеля дома не застал… Встретил я этого горца через неделю. Ведет себя так, словно и не обращался ко мне ни по каким вопросам. Ну , я спрашиваю у него , типа , как там наше реле ? Аааа,- лениво потягивает он, -я САМ все исправил. На вопрос ,не желает ли он мне прислать немного денег за потраченное время и за результат, который позволил ему «самому все исправить», в ответ я услышал следующее: « Да ты мне неправильно сказал , что плохое реле, я привез новое реле. А все равно не работало , там позади клеммы провод был обгоревший , ты мне не сказал . В общем, я сам все исправил, и не понимаю, за что я должен деньги.» Заебись, подумалось мне тогда. В нашем возрасте не обижаются, в нашем возрасте делают соответствующие выводы. Первый мой вывод был такой: с этих чертей надо брать деньги сегодня и прямо сейчас и ни на какие обещания «после» и уж тем более «завтра»- не соглашаться никогда. Но лучше всего с ними вообще не сталкиваться. Потому, что все время происходят какие-то непонятки с этими восточными людьми.
В общем , так сложилось, что опять я попал к тем арабам. Какое-то лицо ближневосточной национальности начало меня донимать телефонными звонками и просить помочь оживить еще один Ниссан. Я конечно, русский человек, но их акцент в норвежском языке не заметит разве только человек, ни разу не слыхавший этого норвежского языка. Словом, я сразу почуял недоброе и стал отказываться , мол, некогда мне . Его ответ меня даже немного повеселил : - Ничего страшного, мы подождем ДО ВЕЧЕРА ( !!!) . ( то есть, по его замыслу предполагалось , что я валяюсь дома на диване , делать нечего и, после его звонка должен был сорваться и приехать выручать его пипилац). Сами они редко работают, все больше получают пособие и так-же занимаются каким-то своим мутиловом и кружиловом, короче, у них свободное время есть, у других людей, по их мнению, тоже есть уйма времени. В итоге, я сказал , что, по крайней мере, неделю-две я занят и заехать не смогу. Через неделю он позвонил опять и продолжил упрашивать. Разумеется, заплатить обещал очень хорошо. Кстати, я поведал одному приятелю про назойливого клиента. Про него он рассказал, что тот принадлежит к диаспоре курдов ( кстати, тоже забавный народец ( забавляет до тех пор, пока их забавы не начнут касаться тебя). Так же рассказал, что принадлежит он к группе каких-то мутных курдов, которые при помощи своих земляков находят за бесценок проблемные машины где-то на юге Норвегии, ведь там в центре очень легко купить автомобиль по объявлению.
Как известно, средства массовой информации наиболее эффективны в местах массового скопления людей. На севере же Норвегии очень вялый рынок предложений дешевых подержанных машин через специальные сайты обьявлений о купле-продаже. Много желающих , кто хотел бы продать , например пятилетний, автомобиль за 15 тысяч долларов , но платить такие деньги за чей-то подержанный автомобиль желающих немного. Гораздо активней рынок подержанных машин в ценовом пределе 3-5 тысяч долларов и с годами выпуска 95-98. Но такие машины и по таким ценам на севере Норвегии , как правило, перепродаются друг другу среди жителей небольших городков и поселков, доска обьявлений им, кстати , для этого не актуальна. Таким образом, многие норвежцы с невысоким доходом ( а так же иностранцы), не особо колеблясь, покупают какой-нибудь Опель- астра 96 года за низкую ( для Норвегии) цену 3-4тысячи долларов, используют его , не особо вкладывая деньги в сервис. Разве только в неотложных случаях. А когда , к примеру , рвется ремень ГРМ, такая машина отправляется на автосвалку или продается как на запчасти за бесценок, потому, что подобный ремонт по норвежским ценам может вылиться в сумму , на которую можно купить два таких автомобиля на ходу и такого состояния. Короче, эту ситуацию используют всякие джигиты. Где-нибудь в Осло покупается какой-нибудь Ниссан- Примера 2000года с мертвым движком , далее, на разборке они покупают «хороший» ( условно ) мотор, ставят его с горем пополам, доводят до «красивого» состояния, а потом впаривают каким-нибудь толерантным лохам , либо таким же своим братьям за цену, обозначенную на ранке подержанных машин по этому классу. Ясное дело, что вкладывать много средств в этот «проект» они не хотят. Мотор меняет какой-нибудь иракский «автомеханик», без какого-либо подъемника или ямы, но зато с группой хватких землячков -помощников, которые про мотор знают лишь то, что бывает либо бензин, либо дизель(они так и говорят) . Но они трудностей не боятся и все-таки меняют мотор. Потом ,правда, выясняется, что мотор почему-то не заводится ( потому, что , например порвали какие-то провода с датчиков ). А далее, зовут , например, меня и сразу с порога поспешно заявляют: « Я на самом деле очень хороший механик, я просто в электрике не силен, ты мне покажи, где какой проводок отвалился, а я сделаю». Денег за этот пустяк заплатить они рассчитывают совсем мизер, ну там, сумму, которая как раз хватит на пару пачек сигарет. Раньше всего этого я еще не знал, потому, что не сталкивался с этим. Мне думалось, что люди хотят починить машину. Но оказалось , что они принципиально не хотят вкладывать в нее много денег. А это, знаете ли, две большие разницы.
И вот , напомню, они стали названивать мне и слезно просить заехать к ним и разобраться, почему не заводится. Причем я поинтересовался , где находится машина. Когда я узнал, что она стояла на стоянке перед лавочкой того Алана, то я заявил им , что на автомобиль я могу посмотреть только в случае, если ключ от машины мне принесут домой и люди того Алана пусть не подходят близко ко мне. Если у меня будет время , то посмотрю. (На дворе был июнь, особых трудностей в осмотре машины на улице я не видел.)
В общем , ключи они привезли и уверили меня, что Алан тут не при чем. Дня через три , проезжая мимо стоянки после работы, я заехал. Как я и догадывался, они только что перекинули мотор, он выглядел еще «не прижившимся», это видно бывает сразу… причем внизу в районе сочленения с коробкой я сразу заметил три порванных провода , касающихся массы. Кстати по виду обрыва нетрудно было догадаться, что провода сначала сильно натянули , а когда они порвались, то изоляция сползла назад , оголив около пяти миллиметров медных жил. Далее прояснялась причина того, почему «ничего не светится и не показывает» на панели приборов ( как они объясняли ситуацию)- от короткого замыкания сгорел предохранитель группы измерительных приборов. Я отогонул провода подальше от массы, потом заменил предохранитель. Панель ожила. Далее, стало понятно, что главная их проблема в стартере. Он клацал втягивающим реле, но эффекта не было никакого. К сожалению, стартер находился прямо под впускным коллектором, сверху он был вообще не заметен. Пришлось приподнять домкратом машину и залезть под нее и посмотреть, приходит ли напряжение на силовой контакт. Далее, я сразу заметил, что контактный болт , к которому подходит силовой плюс с аккумулятора, как- то неестественно болтался, то есть, было непохоже на ослабление гайки. Он болтался и качался в оргалитовой изолирующий обойме. Кстати, сам кабель сидел так же неплотно на контактном болте, гайка была наживлена от руки и не затянута.
Я позвонил своим «клиентам» и предложил подьехать и посмотреть на все это. Приехали они быстро. С ними приехал и тот «хороший механик», который менял мотор. Я показал оборванные провода и сказал, что замыкание этих проводов на массу вызвало перегорание предохранителя и предложил им найти, откуда они оторвались и восстановить. Механик ( как выяснилось потом, так же из Ирака) ответил мне примерно такое: « Ну вот , ты как раз электрик, нашел провода оторванные, молодец, ну а я АВТОМЕХАНИК( это слово он выделил интонацией ) и я тебе скажу, что эти провода на работу мотора не влияют , потому что они оторвались от датчика спидометра , а без спидометра машина поедет без проблем.»
Ох и забавные же эти джигиты, особенно, когда дело касается техники.( про сложную технику я вообще молчу: - Ну как , к примеру обьяснить такому автомеханику, что сигнал с датчика скорости на многих инжекторных системах поступает в блок управления двигателем?) Я давно уже не вступаю в технические дискуссии с неграмотными людьми. Берегу нервную систему, потому, что новые незнакомые термины , как правило , очень болезненно воспринимаются различными дилетантами, они начинают злиться и беседа может закончиться их досадным возгласом , вроде такого : «Да что ты мне тут голову морочишь какими-то датчиками расхода воздуха, бред какой-то…говорю же тебе, надо карбюратор просто ВДшкой прочистить, все беды - от плохого бензина!!!!» Но это наши люди, они все-таки имеют минимум среднее школьное образование. А эти «автомеханики» проходили обучение только в своих арабских медрессе. С ними вообще невозможно разговаривать на подобные темы. Поэтому я не стал спорить про «влияние датчика скорости на мотор» и перешел к докладу о стартере. То есть , я спросил: а что у вас , уважаемые, со стартером такое случилось, что болт как -то качается? Он , кстати, поэтому и не пашет. На что механик с солнечного Ирака мне приветливо ответил, что стартер уронил на пол кто-то из его группы поддержки, болт отломился, но «ничего страшного, мы приклеили суперклеем». Такие решения проблем я вообще не стал обсуждать, просто еще раз повторил, какие причины им надо устранить. Как говорится, наше дело прокукарекать, а там хоть трава не расти. Давайте денег, да я поехал. Озвучил цену, ну , а далее, опять улицезрел старинную восточную традицию торговаться всегда и везде. Минут десять упрямства с моей стороны и каких-то тупых попыток наебать ( «надо с карты снимать, нет налички, подожди немного до завтра») с их стороны , надеюсь, что запомнятся мне уже надолго . Вот такие уроки в этой школе…пардон, в медресе.
Так стало ясно, что с такими клиентами лучше не связываться, все равно никаких денег заработать не получится, а если и удастся получить, то останется довольно гадкий осадок , будто деньги эти выиграл в нелегкой викторине типа « не дай себя наебать».
Смешно вспомнить, но недавно у меня зазвонил телефон и я услышал радостный голос с сомалийским акцентом : «Привет, это твой друг Али, ты мне ремонтировать машина, я платить деньги».Я сначала удивился собственной черствости :-типа у меня , оказывается есть друг, а я и не знал , что его зовут Али, как нехорошо… Потом задал собеседнику несколько наводящих вопросов, дабы выяснить какой такой на хрен Али ( удивительно, но это уже, наверное ,десятый по счету сомалиец с таким именем из тех, что я повидал). Оказалось, это тот, милый моему сердцу друг , который собирался идти в полицию и жаловаться на меня, и это все - от бессильной злости на то, что халявы не получилось, наебать не удалось. Кстати, однажды его сомалийские братья угнали у него ту его машину, дабы покататься. Однако, первой его версией о вероятном воре-угонщике была мысль, что это были мы с тем приятелем-напарником . Так , мой приятель наутро обнаружил на лобовом стекле под стеклоочистителем записочку на мятом клочке бумажки, где коряво было написано по-английски нечто вроде : «Я знаю, что это ты угнал мою машину, и если назавтра не вернешь, то я пойду в полицию» . И далее было буквально следующее : «Motherfucka» .
Вспомнив, что это был за Али, я ответил ему, что больше не занимаюсь ремонтом машин
И пусть он ищет другого мастера.» Мне очень было лениво обьяснять почему , и я ответил нечто вроде: «мне это надоело».
Их избаловали европейские поборники "мультикультурности", посадили себе на шею. Но я в этом участвовать не согласен :-)