Я давно не работаю автоэлектриком...ну разве только эпизодически...Поэтому, появляется время о чем-то подумать :).
В обществе наблюдается довольно стойкое недоверие к авторемонтникам, вроде как «они все рвачи, хитрецы и обманщики». Хотя немногие представляют, что такое реально работать в автосервисе. Разумеется, попадаются всякие нерадивые работники, но бывает нередко и так, что обыватель видит работу мастера со своей колокольни, делает свои неправильные выводы, и рождается стойкое заблуждение. Быть может эти зарисовки для кого-то будут интересны, так сказать еще один взгляд изнутри. Автоэлектрик в глазах многих офисных работников вообще кекс мутный, в отличии от работы автомеханика не каждый имеет представление об его работе.
Работал я как раз автоэлектриком, поэтому мои клиенты не всегда были способны блеснуть всякими терминами, как например, если бы речь шла о подвеске автомобиля, в этом случае, каждый второй клиент готов вступить в диспут с автомехаником, вероятно, затем, чтобы, по их мнению, у последнего не возникло соблазна обмануть этого самого «подготовленного» клиента. Однако, бывают и «продвинутые», которые что-то слышали , например, про Лямбда-зонд или датчик массового расхода воздуха. Такие клиенты доставляют не меньше забавных недоразумений, когда , к примеру, просят «прозвонить» эти узлы. На вопрос «каким образом», отвечают : «ну, не знаю, вы же электрик , а не я».
Еще встречаются клиенты, которые как -то странно понимают ценность труда авторемонтника. Вспоминается один такой товарищ. Приехал на Форд-Эскорте года 90го. Заклинил стеклоподьемник на водительской двери. На нашем сервисе всякие вторичные узлы автомобиля, такие как стелоподьемники ( кстати,не обязательно электрические), стеклоочистители, люки на потолке, замки дверей и прочее, находящееся в салоне, все это направлялось ко мне.
Клиент сразу же спрашивает у меня- «сколько будет стоить исправить это и как долго вы будете это чинить?» . Начинаю обьяснять расклад: «Ну вот смотрите, час работы на нашем сервисе стоит ХХХ рублей. Даже если я что сделаю за полчаса, все равно время округляется до полного часа, это не я придумал, это правила нашего сервиса. Применительно к Вашему случаю, мне , прежде всего, необходимо добраться до механизма стеклоподьемника и произвести его осмотр. Никто заранее не знает, что с ним случилось. Возможно, что неисправность будет вполне устранима здесь на месте. Но так- же вероятно, что мы обнаружим такую поломку, когда придется просто заказать новую деталь. Сами понимаете, это потребует некоторого времени, а так же необходимости повторно приехать к нам , чтобы заменить эту деталь. А это еще как минимум, час работы. Таким образом, сегодня , при любом исходе , вам это будет стоить минимум ХХХ рублей.
Клиент бормочет себе под нос что-то вроде «ничего себе у вас порядочки» и решительно спрашивает- «так вы сделаете сегодня мне стеклоподьемник или нет, за эти деньги?» На это я пытаюсь абстрактно шутить , типа, « Вы когда-нибудь пробовали огурцы из банки, не открывая ее?». Парень улыбается и спрашивает : «Ну Вы можете хоть глянуть? Вдруг там хуйня какая нибудь?» ( Кстати, как я заметил, нет в мире ничего сильнее , чем вера клиента в то, что «там окажется какая-нибудь мелкая хуйня») . Отвечаю, что , разумеется, я могу посмотреть , ведь это моя работа, но это будет стоить , как я уже сказал, минимум ХХХ рублей.
Итак , я снимаю декоративную накладку с двери и обнаруживаю, что механизм стеклоподьемника крепится к двери вовсе не на болтах, как в большинстве случаев, а на заклепках,(проклятые производители экономят даже на ремонтопригодности),заклепках, которые расклепываются изнутри посредством штифта, который потом отрывается в конце операции.( К сожалению, я не знаю , как правильно называются эти заклепки в России). Все это время хозяин автомобиля стоит около меня( было лето и осматривал машину я, не заезжая в бокс) и внимательно наблюдает за каждым моим движением, не упуская случая спрашивать меня, что и зачем это я в данный момент делаю. Показываю на заклепки и пытаюсь обьяснить, что нам необходимо высверлить эти заклепки , а уже потом придется думать, как крепить все обратно, ведь машину оставлять он не собирался, она нужна ему постоянно. На тот момент у меня не было, ни таких заклепок , ни специального инструмента для их установки. Напоминаю так же клиенту, что еще неизвестно, что с механизмом стеклоподьемника, ведь мы так и не добрались до него. Тут он смотрит на часы, достает бумажник и начинает искать нужные банкноты. Далее говорит мне: Почему вы пытаетесь меня обмануть? Вы думаете , идиота нашли? Почему вы не можете просто честно работать? Собирайте к черту все обратно! Вот вам ваши поганые ХХХ рублей , но знаете что!? ДЕНЬГИ ТАК НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТЕ ВЫ !!Это обман и мозгоебалово!»
Можно ли обижаться на чью-то глупость? Наверное, не стоит. Но я никогда не занимался обманом , скорей наоборот, старался выжать из любой ситуации максимум возможности что-то оживить, не прибегая к серьезным денежным затратам для клиента. Поэтому было неприятно. Как говорят девушки « Я не такааая!»
Разумеется и к счастью, такие клиенты попадаются редко, но они запоминаются надолго.
Вот еще эпизод. Устанавливал я как-то сигнализацию на Ниссан, толи Примера , то ли Альмера.
Уж так вышло, что клиент крутился рядом, под видом : «Вы тут пока делаете свою работу, а я пока в багажнике порядок наведу, я вам не помешаю». Ну , вроде бы и правда, не мешал особо, что-то позади перекладывал , таскал на улицу, вытряхивал и тому подобное.
Пока суть, да дело, подошел ко мне начальник и спросил про другой автомобиль, который ждал ремонта. Что-то было с замком двери, не закрывался дистанционно. Я ответил ему, что обязательно до вечера попробую выяснить, что с замком. Скорей всего, ответил я ,что-нибудь придумаю и починить смогу, так как запчасти кое-какие у меня были на такой Фолькстваген.( а это был Т4)
Продолжая заниматься установкой сигнализации на Ниссан, обнаружил, что штатная система центрального замка автомобиля не имеет моторчика привода замка водительской двери. Такая бюджетная комплектация встречается очень часто- производитель руководствуется следующей логикой пользования : « чаще всего водитель вставляет ключ в замок именно водительской двери, открывает-закрывает все двери автомобиля, но замок водительской двери он приводит в действие сам ключом, механически, а остальные 3 двери посредством электромоторов в замках. Таким образом, производитель экономит деньги , не устанавливая мотор в водительскую дверь. (Проводка , однако , как правило , выполняется для полной комплектации с 4 мя моторами, просто в узле замка не устанавливается мотор.). Для того, чтобы при постановке на сигнализацию закрывались все 4 двери, мне пришлось поставить дополнительный универсальный мотор-актуатор, который имеется в продаже в любом автомагазине и стоит каких-то 2-3 доллара.
Когда с установкой сигнализации было закончено, клиент расплатился , заплатив так же за этот дополнительный мотор, сказал спасибо и уехал. А через пару дней позвонил нашему начальнику и выкатил довольно забавное обвинение. Дескать ваш автоэлектрик, взял с меня дополнительно 100 рублей за «недостающий якобы мотор двери» и поставил его на Фольскаген, который был на очереди в работу после его Ниссана, ведь « он не подслушивал, однако невольно услышал разговор начальника со мной про тот Фольксваген, у которого что-то было неисправно с дверью»
То есть, это человек, сразу ничего не сказал. Приехал домой, посидел- подумал. Что -то придумал и его осенило, что «его попытались развести как лоха, сняв с его машины хороший ниссановский мотор, установить его на фольксваген, а лично ему на Ниссан поставить китайский ширпотреб за 100 рублей». Примерно так он формулировал претензии. Начальник терпеливо выслушал это. Пообещал разобраться с этим недоразумением и попросил перезвонить назавтра.
Ну а когда он перезвонил, то начальник предложил ему « приехать в оговоренное время, мы разберем дверь и проверим , был ли демонтирован мотор, если да, то электрик заплатит 500 долларов за свой возмутительный поступок, однако, если окажется , что эта его претензия лишь результат богатого воображения , то 500 долларов придется заплатить клиенту. Если на это он согласен, то мы ждем его прямо сейчас.» Разумеется , никто больше не перезвонил.
Еще особо хочется упомянуть о цыганах в роли автоклиентов. Вообще, сами по себе цыгане , быть может, и не плохие люди, просто много неграмотных , недалеких и глупых, хотя и хитрых. Встречались мне вполне адекватные клиенты из цыган, хоть и очень редко. Но это были все- таки образованные люди. В большинстве же случаев цыгане не имеют какого-то технического образования, поэтому в роли автоклиентов они выглядят нередко забавно.
Один мой друг работал по кузовным работам. Как -то раз приезжает к нему цыган и просит : «Слушай, брат, завари мне глушитель! Ревет сильно, а мне барон сказал , надо в Обнинск по делам ехать» Друг мой выходит на улицу , видит ржавую девятку, глушитель , как сито , просматривается насквозь. На автосервисе в этот момент все ямы и подьемники были заняты, поэтому наш сварщик стал отказываться, ссылаться на отсутствие возможностей. Цыган продолжает просить : «Брат! Ты мне так , чуть в чуть завари, снизу отсюда! Мне барон приказал в Обнинск ехать ,сегодня уже надо ехать, не могу ждать!»
(Вообще, это уже не первый цыган, который, при разговоре, постоянно ссылается на барона. При всей пресловутой цыганской любви к свободе, все-таки наблюдается сильно развитая тоталитарная система внутри их цыганского сообщества.)
Мой друг отмахивается, мол , как тут варить? Ну, хорошо, сам прикинь, допустим, снизу заварю, а сверху к трубе как подбираться? Нет, не смогу, извини. Цыган не унимается : « Брат! Помоги! Барон сказал в Обнинск ехать! Не сможешь все проварить, хуй с ним! Ты так мне завари, как сможешь, мне только до Обнинска доехать.»
Надо отметить, друг мой - парень добрый и мягкий. Не всегда он способен отказать в просьбе помочь. Одним словом, приподнял машину, кое-как заварил полуавтоматом самые большие дырки. Времени ушло немного , денег взял рублей 100. Цыган уехал довольный. Это была пятница. Вечер. А уже в понедельник приезжает и заявляет : « Слушай брат, ты подвел меня сильно! Я уже подьезжал к Обнинску , как у меня глушак заревел, а эти пидарасы гаишники меня из потока выхватили и остановили. А у меня, пАнимаешь, нету прав, нет страховки на машину, только доверенность. Еле-еле отпустили за пАлтАры тыщи! Карочи! Ты мне должен 1500 рублей.»
Мой друг попытался напомнить, как предупреждал, что заваривать надо было как следует, никакой гарантии он ни на что не давал. На что цыган тогда был согласен. А теперь приехал с претензиями. Приятель мой попытался обьяснить, что претензий никаких он не принимает.
Но цыган не унимался и повторял: « Ладно , хуй с ним, давай 1000рублей… или ладно, давай наполовину, твАи 800 , мАи 700 , ведь это ты виноват, некачественно мне все заварил. Если бы у меня глушак не зарычал, то менты меня из потока бы не выхватили. Давай, подтягивай своих! Кто за тебя стоят будет, а я подтяну своих! Надо разбираться!»
В общем друг мой пошел к начальнику , рассказал , что один цыган просит «подтягивать своих, кто стоять за тебя будет». Вышли они, стукнули пару раз по лицу цыгану и побеседовали недолго. Больше это цыган не приезжал. И « своих» , кстати, не подтягивал.
Был еще один цыган, который мне запомнился. Приехал на ржавой семерке. Просит поставить музыку. Так же ссылается на барона, который «сказал тачку продать надо не меньше, чем за 80 штук». Поэтому привез магнитолу, динамики, новые чехлы на сиденья , еще какие -то запчасти, заменив которые , он намеревался «сделать из тачки ласточку-красавицу».
Начал я устанавливать магнитолу и динамики в передние двери и заднюю полку . Инструмент разложил, хожу вокруг машины , протягиваю провода, прозваниваю, проверяю и так далее. А цыган был не один, с маленьким сыном, кучерявым мальчуганом лет 8-9. Тот, понятное дело, крутился вокруг, смотрел, вроде как интересно ему, что я делаю. В общем в какой-то момент , чувствую, работа у меня стала как-то тормозиться… Хожу, как тормоз , вокруг семерки, то изоленту ищу, то отвертку не вижу. Цыган, заметив растерянность в моих глазах, участливо спрашивает : « Игорь, потерял что-то?» Отвечаю: «Да , что-то изоленту не вижу, куда-то запропастилась». Тут мой клиент обращается к своему сыну и говорит ему как -то по-цыгански : «Эээ! Барвалэс шукар изолента бахтало!» На что его мелкий сын достает мою изоленту из своего кармана и протягивает мне. Поясняет при этом : «это я взял, чтоб не потерялась» . Через какое-то время ситуация повторяется и мой цыганский клиент вновь обращается к своему сыну на своем языке : «Ээ! Чаворэ!Пассатижи туке гаджё!» Опять этот милый мальчуган выдает мне мои пассатижи, так же поясняя, «взял, чтобы не потерялись» . Ахуеть, какая забота! В общем, я, после того, как раз по пять забрал свои изоленту, нож, бокорезы и прочий инструмент, решил все это класть в карман и носить с собой в штанах, хотя штаны уже вот-вот были готовы сползти с моей задницы под грузом полных карманов.
Далее он попросил меня поменять трос стеклоподьемника на двери. Я сначала собрался было это сделать, но потом обнаружил, что элемент жесткости двери, к которому внизу крепится ролик троса подьемника, болтается, поскольку облицовка двери проржавела насквозь, и не было никакой возможности натянуть трос. На это цыган очень обиделся, сказал, что машина эта « ваабще не гнилая, барон сказал продавать не ниже 80 штук». Мне же показалось , что даже 8 тысяч за этот чермет много. В окончании всего, собирая инструмент, я обнаружил таки , что не хватает плоскогубцев. Стоявший рядом коллега сказал, что видел , как этот цыган положил мои пассатижи к себе в багажник. Поэтому последний был вынужден развязать узелок из проволоки(а закрывался багажник его семерки посредством проволоки продетой через отверстие для замка, которого не было, далее проволока продевалась через бампер и уже потом завязывался узел) и достал из багажника мои пассатижи, разумеется, с пояснениями « чтоб не пропало». Мне оставалось поблагодарить его за сохранность моего инструмента. Себе же я пообещал-с такими клиентами надо завязывать .
Не стоит думать, что только с цыганами трудно работать. Как ни странно, даже среди людей, с виду респектабельных, попадаются довольно мутные клиенты. Иногда вспоминаю целую семью, которая при мне обслуживалась на нашем сервисе, поскольку глава этой семьи является хорошим знакомым начальника. Сам мужик в прошлом военный из летчиков, с виду человек довольно респектабельный, имеет даже звание героя Советского Союза. Про жену и дочь подробностей не знаю. Все трое имеют свои автомобили, поэтому всей семьей время от времени появлялись на сервисе. Двигают какой-то бизнес , поэтому автомобилями владели не самыми дешевыми. Однажды задумали они продать какой-то свой автомобиль( совершенно не помню какой). Звонят мне и , поскольку так вышло, что это я в прошлом устанавливал сигнализацию, попросили у меня ее перед продажей демонтировать, дабы установить ее на следующий, который они потом купят. Я очень редко встречал людей, которые перед продажей автомобиля пожелали демонтировать сигнализацию. Ну, разве только в случае, когда сама сигнализация была какая-нибудь особенная, либо с деньгами совсем у человека туго. Но это был самый обыкновенный StarLine A6, цена его в магазине никогда не превышала сотни долларов.
В общем, звонит мне глава их семьи и просит обязательно демонтировать сигнализацию и по возможности побыстрей, так как машина уже почти продана и ему не хотелось бы , чтоб покупатель узнал о том, что с машины сняли сигнализацию. Со временем у меня было в то время довольно туго и я было стал отказываться, обьясняя это тем, что такую сигнализацию с обратной связью за 2 минуты не демонтировать. Необходимо прежде всего аккуратно оторвать приклеенный к лобовому стеклу радиомодуль обмена информацией с брелком, потому что без него основной модуль работать не будет. И вообще, если предполагается устанавливать все это на другую машину, то очень быстро снять не получится. На что хозяин стал меня уверять , что « все оплатит, сколько я скажу, деньги- не проблема, а главное , снять сигналку». Все это выглядело, конечно , странно, но я вынужден был согласиться, потому, что он является постоянным клиентом на сервисе и является хорошим знакомым начальника, который , кстати, до этого уже позвонил мне и попросил «помочь» этому человеку. Помню, он подьехал , я оторвался от другой работы, вышел,( была уже поздняя осень и на улице было нежарко) и по-быстрому, снял с машины все части сигнализации, необходимые для установки в дальнейшем. Хорошо помню, как положили все в полиэтиленовый пакетик , а я посоветовал ему пока вытащить батарейку из брелка, потому, что неизвестно , когда вновь придется им пользоваться. А в таких случаях принято батареи из устройств вытаскивать. Он, конечно , согласился, уверил меня, что вытащит и так далее.
В другой раз про меня вспомнил он уже к лету. Бодрым голосом известил о том , что купили для жены паркетник и очень желают туда установить ту самую сигнализацию. Ну , договорились о времени. Приехали. Начали устанавливать . Тут сразу выяснилось, что с того раза, как демонтировали сигнализацию, брелок бросили в перчаточный ящик другой машины и он провалялся там всю осень, зиму и весну. Крышка батарейного отсека открылась с большим трудом - из батарейки вытекли все ее химические солевые наполнители и засохли в белую кораллообразную субстанцию. Я показал это все хозяину, предупредил, что теперь я не уверен , сколько проработает этот брелок после такого издевательства. То есть я, конечно, разобрал перед этим, промыл и просушил все, что можно было промыть. Брелок , собственно, как ни странно, прекрасно работал. Я так же напомнил ему , как я предупредил его полгода назад, посоветовав вытащить батарейку. Он виновато покивал головой- «ну да, помнится..как то вылетело из головы, с делами закрутились, про брелок сразу забыли… но ведь он же работает!?» последние слова были произнесены уже утвердительно , типа , не надо мне морочить голову…
Ну , поставил сигнализацию, приезжают с женой , смотрят, проверяют, вроде довольны всем , спрашивают, типа , сколько мы должны.
Вообще, сервис у нас был небольшой, штат сотрудников малочисленный. И такая неприятная необходимость , как разговоры на темы расценок и стоимости работ, очень часто лежала на самих работягах, ну , по крайней мере, в отсутствии начальника.
Ну , прикинул я , «сама сигнализация была ихняя, стало быть с них только за работу по установке и плюс рублей 1000 за то, что снимал запчасти, готовил их к следующей установке, с брелком потратил времени немало.» Называю сумму. ( Сразу скажу, названная сумма по установке была очень значительно ниже , чем в других автосервисах). Они попросили повторить, вроде как не разобрали… повторяю. Наступает немая сцена, они какое-то время переглядываются друг- с другом, потом его жена говорит ему -« Ну вот, а ты мне говорил, что будет намного дешевле.. А нам выставляют космический счет». Мне пришлось долго обьяснять , из чего сложилась эта сумма . Короче, с недовольными лицами и какими-то нелицеприятными репликами кое-как расплатились и уехали.
На следующий день начальник позвал меня в кабинет, спросил , почему клиент на меня обиделся, и поведал, что этот его знакомый звонил и жаловался на то, что « я с него взял очень большую сумму». На это я привел полный расклад по деньгам , а заодно предложил начальнику «вернуть недовольному клиенту хоть половину всех взятых денег, только возвращать будем из твоей половины, а не из моей, он ведь твой друган.. а я свои деньги заработал честно» . Так же напомнил начальнику, что наши расценки по электрике были одни из самых низких в городе, если что. И если кому не нравятся наши расценки , то пусть разок починятся в других сервисах, после этого вмиг станут добрыми и покладистыми. Ясен перец, что никаких денег начальник своему корефану возвращать был не намерен. Скажу даже больше, он был в очередной раз рад, что неприятную процедуру разговора с клиентом про деньги выполнил я , что в очередной раз не сломался ни на рубль и принес прибыль фирме.
Как ни печально, но мне пришлось еще несколько раз столкнуться по работе с этими нехорошими клиентами. Через пару месяцев мне позвонила жена этого мужика и очень недовольным голосом заявила буквально следующее : «Твоя сигнализация ни черта не работает! Мы заплатили тебе столько много денег, а теперь вынуждены еще приезжать лишний раз на сервис!» . Ну , я ответил , что, разумеется, приезжайте, мы обязательно посмотрим , что случилось с сигнализацией, ведь случиться может всякое, типа , не волнуйтесь, все исправим в лучшем виде…
Когда она приехала, то выяснилось , что «неработа сигнализации» выражалась просто-напросто в дефекте брелка. На ЖК дисплее хаотически высвечивались всякие символы и было невозможно определить , в каким состоянии находится сигнализация. Причем, если нажимать на кнопки брелка, то на охрану она ставилась и снималась без проблем. Ну, я показал, обьяснил в чем реальная причина, ведь сама сигнализация работала нормально. Так же напомнил , что еще раньше советовал вытащить батарейку из брелка. Сказал, что « вам было наплевать на этот совет, теперь мы имеем нерабочий брелок, ибо кислота испортила ваш брелок.» Я уже один раз пытался ремонтировать его, но теперь это нереально. В ответ она недовольным тоном спросила, где можно купить новый брелок, мол, неужели их нет в продаже? Я ответил- «как же нет? Разумеется , все продается, сами будете покупать ? я могу обьяснить - где и в каком магазине. Но сразу после покупки нового брелка, его будет необходимо прописать в сигнализацию, все равно придется приехать на сервис. Тут в ее мозгу закипела какая-то работа, она , видимо, прикидывала, сколько может стоить этот самый брелок, затем она достала кошелек и задала вопрос : «сколько тебе нужно денег , чтобы купить новый брелок?» Я спокойно ответил : «Лично МНЕ, нисколько не надо, но вот в магазине брелок стоит 1800 рублей( на тот момент). В этом магазине я бываю часто , могу для вас купить и копию чека вам принесу» Такой цены за такую маленькую хреновину она явно не ожидала. Застегнув замочек кошелька, она спросила, уже более мягким голосом : « Ну, хорошо, допустим, если ничего не видно на дисплее, но ведь сам брелок может еще поработать?» Я сказал, что сейчас он работает, что будет с ним завтра , не знает никто. Она несколько раз понажимала кнопки брелка, видимо, хотела удостовериться, что вслепую брелок сам по себе действовал. Далее, не сказав ни слова, она уехала.
Но и это был еще не конец истории. Еще через месяц она опять позвонила мне , сказала , что брелок умер окончательно. В ответ, я очень осторожно поведал ей, что бывшую в употреблении сигнализацию я никогда бы никому не согласился бы поставить из- за возможных претензий клиентов и отсутствия гарантии. И только по просьбе начальника я сделал для них исключение. На вопрос « Ну и что же мне теперь делать?!» я посоветовал начать пользоваться резервным брелком, который был в комплекте. Далее , последовали совсем уж глупые вопросы , типа « а где я его должна искать?», «что вы тут мне голову морочите всяким бредом?» Я честно ответил, что никогда не был у них дома, поэтому не имею представления , куда и что они складывают . « Когда Вы забирали машину, Вы так же забрали второй брелок, и инструкцию по пользованию сигнализацией. Я понимаю , что Вы ее никогда не читали, и , быть может, просто выбросили, но, следуя элементарной логике, этот резервный брелок , скорей всего должен быть где-то у вас дома.» Она сухо ответила « Я Вам позвоню» и отключилась. Я очень рад, что она не выполнила этого обещания» . Уже потом я не раз видел эту машину на сервисе, в замке был ключ с резервным брелком. Сигнализация работала исправно. Меня больше никто не дергал. Но эта гнилая семейка еще попортила настроения многим работягам на этом сервисе
Конечно, подобные клиенты встречаются довольно редко. Но почему-то они запоминаются очень ярко. Про каждых можно писать много и подробно. Хотя не думаю, что это очень будет интересно всем.