В продолжение давнего поста
Реквием нашим трамваям, который в своё время (июнь 2012 года) вызвал большой отклик у читателей. Там было много исторических фотографий, но сегодня я решил сделать список в хронологическом порядке закрытия трамвайных систем на территории бывшего СССР. В скобках указана дата открытия. Конка не учитывается, только механические трамваи. В т.ч. паровой в Ейске и дизельный в Пензе. Совсем экзотические системы, вроде
мурманского "трамвая", не учитывал.
Всего насчитал 34 закрытые системы (для сравнения: к концу 1980-х трамвай в СССР работал в 113 городах, что составляло около 1/3 трамвайного хозяйства мира!)
Буду рад за любые уточнения и дополнения.
Напишите, если вы знаете, какие системы на территории бывшего СССР сейчас находятся на грани закрытия.
А может быть, где-нибудь уже началось воссоздание трамвая? Пока таких случаев на постсоветском пространстве отмечено не было (в то время как в других европейских странах за последние 40 лет было восстановлено около 40 городских трамвайных сетей).
ИТАК, ХРОНОЛОГИЯ ЗАКРЫТИЯ:
1917 - Кременчуг (1899)
1918 - Ейск (1915)
1934 - Клайпеда (1904)
1935 - Юрмала (1912)
1937 - Пенза (1935)
1941 - Керчь (1935), Кировоград (1897), Псков (1912), Севастополь (1898), Старая Русса (1922)
1944 - Тильзит, ныне Советск (1901)
1957 - Выборг (1912)
1961 - Кишинёв (1913)
1966 - Кисловодск (грузовой, 1904)
1967 - Черновцы (1897)
1969 - Новороссийск (1934)
1970 - Симферополь (1914)
1973 - Самарканд (1947)
1976 - Кировобад, ныне Гянджа (1933)
1980 - Углегорск (1958)
1994 - Грозный (1932)
1997 - Караганда (1950)
2001 - Шахты (1932)
2004 - Архангельск (1916), Баку (1924), Ереван (1932)
2006 - Тбилиси (1904), Макеевка (1924)
2007 - Астрахань (1900)
2008 - Иваново (1934), Стаханов (1937)
2009 - Воронеж (1926)
2010 - Рязань (1963)
2013 - Ногинск (1924)
2015 - Дзержинск (1933)
2016 - Ташкент (1912)
Примечания.
По Севастополю информация несколько противоречивая. В Википедии год закрытия указан как 1941-й, по другим источникам полное прекращение движения - 20 мая 1942 г. Решение о невосстановлении принято 25 сентября 1945 г.
С ногинским трамваем не вполне понятная ситуация. Де факто он уже уничтожен, но официально не было объявлено о его ликвидации. Поэтому формально числится в списке действующих систем.