Наш проект
20 век в цвете был изначально задуман как сравнение "уличной жизни" различных стран на определённый год. Понятно, что такое сравнение в высшей степени условно, но всё же было интересно посмотреть, что из этого получится. Материал собран гигантский (по годам с середины 19 века), но формат для публикации так и не был выбран. Вероятно, в следующем году попробую разные варианты "сравнительной исторической урбанистики".
Пока для примера просто выложу снимки 1955 года.
Смотрим характер автопарка, одежду людей, уличную инфраструктуру.
Шталин-аллея, Восточный Берлин:
Просто клон московской улицы Горького, типичный образец социалистической "парадной архитектуры" - монументальные здания, широкие прямые проспекты, озеленение, минимум автотранспорта.
Сравним со столицей ФРГ Бонном (все снимки в этом посте 1955 года):
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9823/123177916.34e/0_12b50f_5f2620a3_orig.jpg)
Понятно, что улицы разные по характеру, но в Бонне, кажется, не было прямого аналога Шталин-аллее.
Гамбург, опять на порядок больше автомобилей, да и людей тоже:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6512/123177916.34e/0_12b51a_4262198_orig.jpg)
Гавана 1955-го - довольно богатый и высокоразвитый город, заполненный американскими автомобилями:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/123177916.34e/0_12b51b_6f1ca7fc_XXL.jpg)
Восточный колорит Гонконга, такая сверхобильная баннерная реклама встречается только в Японии и ещё некоторых странах Восточной Азии:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6703/123177916.34e/0_12b521_bf3ffefe_XXL.jpg)
Вообще, обилие яркой уличной рекламы - одно из главных внешних отличий капиталистических городов от социалистических. Конечно, в старых западно-европейских городах (особенно, в их исторических центрах) наружной рекламой старались не злоупотреблять.
А вот в США всегда любили большие и яркие баннеры.
В центральном Нью-Йорке такие гигантские креативные билборды становились своего рода достопримечательностью:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9088/123177916.34e/0_12b523_82e1ba2a_XXL.jpg)
Таймс-сквер - это апофеоз наружной рекламы:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15572/123177916.34f/0_12b539_78d49cc_XXL.jpg)
К 1955-му американские города уже несколько десятилетий как полностью автомобилизированы. Дальше просто не куда.
Но ещё не везде успели демонтировать трамвайные системы.
В Лос-Анджелесе трамваи тогда ещё ходили даже по центральным улицам:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15568/123177916.34e/0_12b525_f8546646_XXL.jpg)
Обращаем внимание и на разметку:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4001/123177916.34e/0_12b526_c6f2795b_XXL.jpg)
С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах.
Ливерпуль:
Уже никогда потом не будут бегать над улицами Манхэттена поезда:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5209/123177916.34f/0_12b55a_95c4ae9e_XXL.jpg)
3-я авеню Нью-Йорка, это метро было самым старым в мире, после лондонского:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16189/123177916.34f/0_12b559_6e7c295_XXL.jpg)
А здесь уже эстакаду успели срезать, остались одни столбы:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3009/123177916.34f/0_12b562_56df9015_XXL.jpg)
Лондон сразу узнается по фирменным телефонным будкам, которых всё меньше остаётся в современных городах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5108/123177916.34e/0_12b528_be7d76b2_XXL.jpg)
Ручных тележек с товарами в Лондоне 2001 г. я, например, уже не застал. В 1955-м они были повседневностью, как и во всех европейских городах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/123177916.34e/0_12b529_7aa884c7_XXL.jpg)
В Москве к 1955-му гужевой транспорт давным давно уже запрещён, а в Лондоне - пожаалуйста:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6605/123177916.34e/0_12b52b_d690ae2d_XXL.jpg)
В Брюгге тоже видим гужевую повозку:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5633/123177916.34e/0_12b510_1ad57935_XXL.jpg)
Нормальная сцена для Дублина 1955-го:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9354/123177916.34e/0_12b516_b7456708_XXL.jpg)
Неожиданная сцена на окраине Мадрида, центр которого смахивал в 1955 году на Манхэттен, города так многолики:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/123177916.34e/0_12b52d_e63c1628_XXL.jpg)
И ведь это один и тот же город, снято в один день:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/123177916.34e/0_12b52e_7d0674f6_XXL.jpg)
Теперь эта площадь Пуэрто-Дель-Соль после 4 реконструкций почти вся отдана пешеходам.
И дабблдеккеров в Испании давно нет.
И трамвай в Мадриде в 1970-е уничтожили:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15562/123177916.34e/0_12b530_352a91db_XXL.jpg)
Кстати, всегда интересно смотреть - асфальт или брусчатка. В Мадриде, как и в Париже или Киеве, например, брусчатка продержалась на центральных улицах очень долго:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9823/123177916.34e/0_12b532_e6c57e1c_XXL.jpg)
А вот автопарк Мадрида 1955 года выглядит архаичным по сравнению с советским (не говоря уже про любой город Западного полушария).
Наверно, по брусчатке не очень комфортно было ездить редким мадридским велосипедистам:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/123177916.34f/0_12b53c_3295e110_XXL.jpg)
Какие же разные улицы даже в пределах одной Европы!
В Женеве засилье велосипедистов:
Снимки стран третьего мира, сделанные 50-60-70 лет назад, частно приподносят сюрпризы.
Я думал, это какой-нибудь очень крутой город Запада, а это марокканский Рабат:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15516/123177916.34e/0_12b533_becf6a2a_XXL.jpg)
А это - крутейшая марокканская Касабланка, наследие проклятого французского колониализма:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3800/123177916.34e/0_12b512_97eb6137_XXL.jpg)
А эти трущубы Третьего мира - французский Марсель всё того же 55-го:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6839/123177916.34f/0_12b534_a39091dc_XXL.jpg)
Исторические фотографии часто рушат стереотипы))) В реальности кругом контрасты и не всё так однозначно.
Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/65488/123177916.34f/0_12b55f_ae13587c_XXL.jpg)
Монреаль, как и любой город в Западном полушарии, забит продукцией Детройта:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/31/123177916.34f/0_12b536_5d5cf300_XXL.jpg)
Опять хаос пёстрой наружной рекламы, но почему-то в ретроспективе это не раздражает, а создаёт приятный колорит))
Самый популярный открыточный вид Парижа, неописуемый шарм от того, что всё вокруг грязное, старое, ободранное, некрашенное:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15568/123177916.34f/0_12b537_9a45524_XXL.jpg)
В наши дни этот уголок не изменился архитектурно, но там совсем другой колорит.
Но конечно, и у Парижа было много лиц, Елисейские поля лоснились, а машины парковались прямо на тротуаре:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15560/123177916.34f/0_12b53b_55f0367c_XXL.jpg)
Как же разительно европейские машины тогда отличались от американских! Плюс в Западной Европе были популярны скутеры:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9088/123177916.34f/0_12b549_2644b7bf_XXL.jpg)
Кстати, в Париже брусчатка и сейчас встречатеся весьма часто:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5209/123177916.34f/0_12b556_478931e9_XXL.jpg)
А это очарование старой американской провинции, городок Невада в Калифорнии с элементами испанского колониального стиля:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26292/123177916.34e/0_12b538_3ffefd4e_XXL.jpg)
Все обочины заставленны машинами, в России такое будет только через 50-60 лет.
А вот в английской провинции амтомобилей тогда было на порядок меньше, чем в американской:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15/123177916.34f/0_12b540_be4dc5b1_XXL.jpg)
Сеул 55-го после военных разрушений и задолго до небоскрёбов:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9088/123177916.34f/0_12b542_8c4c72f5_XXL.jpg)
Эти уличные мачты - один из главных элементов исчезнувшей городской культуры прошлого.
Правда, теперь их место занимают мачты ретрансляторов))
Сингапур 55-го кажется очень тихим и бедным, хотя на главных деловых улицах всё было, конечно, иначе:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/123177916.34f/0_12b544_433c6d90_XXL.jpg)
Токийский торгово-деловой квартал Гинза:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15582/123177916.34e/0_12b517_3fbde923_XXL.jpg)
Типичный токийский хаос:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6605/123177916.34f/0_12b546_7e0f9831_XXL.jpg)
А южной и юго-восточной Азии своя фишка - велорикши!
Типичный Банкок 1955 г. с инопланетной Татрой:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9354/123177916.34e/0_12b50d_b9b9ef24_XXL.jpg)
Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус - на улице новозеландского Крайстчёрча:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4529/123177916.34e/0_12b515_80859c29_XXL.jpg)
Опять страна социализма - героически восстановленная из пепла Варшава, ни яркой рекламы, ни потока машин:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15550/123177916.34f/0_12b54a_e1be3d5_XXL.jpg)
Кстати, нет дорожной разметки.
Советский трафик 1955 года сильно отличается в завимости от города. В Москве на центральных улицах машин не меньше, чем в Лондоне и Париже:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9796/123177916.350/0_12b568_39897cb3_XXL.jpg)
При этом легковушки выглядели вполне современного для Европы того времени:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6313/123177916.350/0_12b584_78a9de12_XXL.jpg)
Что интересно, в Москве 1955-го половину и более уличного траффика составляют грузовики, что было совершенно невероятным для любого западного города:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4604/123177916.350/0_12b583_16f9aa8a_XXL.jpg)
Интересная дорожная разметка.
За пределами Москвы улицы советских городов почти пустые, только общественный транспорт и весьма редкие автомобили. Трамвай находится в зените, хотя в крупнейших городах его уже активно изгоняют с центральных улиц.
Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4/123177916.350/0_12b569_643b71f7_XXL.jpg)
Опять нет дорожной разметки. И как здорово без наружной рекламы!
Владивосток:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4420/123177916.350/0_12b573_6b24e79f_XXL.jpg)
И тут нет разметки.
Орёл:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3112/123177916.350/0_12b56f_9045cfdd_XXL.jpg)
Теперь на этой улице в Орле не то что трамваи не ходят, она вообще стала пешеходной причём ещё в 1973 году.
Южно-Сахалинск:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/123177916.350/0_12b57a_11e55ee9_XXL.jpg)
Где дорожная разметка? Да и знаков дорожных практически не видно.
Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/66659/123177916.350/0_12b57e_f4e80c69_XXL.jpg)
Хотя вот Фридлянду в Южно-Сахалинске с восьмой попытки удалось поймать в кадр сразу двух велосипедистов на центральной улице!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6826/123177916.350/0_12b57f_e10dd462_XXL.jpg)
Я отобрал для поста лишь малую часть снимков, имевшихся у меня по 1955 году.
Получилось несколько сумбурно, но внимательные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этого фотообзора. Например, попытаются найти в нём хоть один подземный переход))
Если такой формат интересен, то буду делать и по другим годам.
Возможно, читатели предложат какие-то идеи, чтобы улучшить подачу материала.