Занимаясь систематическим изучением фотоистории России я пришёл к интересному открытию: если журнальные рисунки (с конца 1850-х гг.) имеют геометрически правильный вид, то почти наверняка являются репродукцией с фотографии. В то время не было иного способа типографской (газетно-журнальной) печати снимков, для этих целей приходилось переводить их в как бы рисованные гравюры. Позднее, к концу 19 века, когда появилась технология непосредственного воспроизведения фотографий в массовых изданиях, их по традиции продолжали называть "рисунками".
Поскольку старинные журнальные иллюстрации-рисунки лишь в редких случаях содержат пометку "с фот. такого-то", до последнего времени практически никто даже не догадывался, что имеет дело именно с фотографиями.
Это открытие имеет большое значение для изучения ранних этапов видовой фотографии в России, т.к. в большинстве случаев исходники, увы, бесследно исчезли, уникальные альбомные репродукции погребены в архивах, а оцифрованные старые журналы всё чаще появляются в Интернете.
Однако даже если "нормальный" вариант фотографии сохранился, его журнальная репродукция имеет огромное значение для правильной датировки, поскольку даже специалисты очень часто не знают, насколько ранним является тот или иной снимок.
Чтобы не быть голословным, я решил сделать серию постов с конкретными примерами.
Вид в Кремле. В.Ф.Тимм Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом СПб., 1856 год:
Когда я впервые увидел 2-3 года назад этот рисунок Тимма, то подумал, какой фотографической точности достигла русская техника рисования к середине 19 века!
Лишь недавно мне стало понятно, откуда у этой точности "росли ноги".
Кремлёвская площадь в Москве. Джованни Бианки, 1855 год:
Уже по этой первой паре мы может увидеть, насколько печатная гравюра (рисунок) достоверно воспроизводить оригинальное фотоизображение. Художник, как правило, добавляет людей, животных, но все остальные детали, включая очертания теней, точно копируют то, что мы видим на снимке.
Пойдём дальше.
Не так давно мы показывали в блоге один из самых ранних снимков Троице-Сергиевой Лавры, который был сделан в период между 1860 и 1862 гг. неизвестным фотографом:
Как оказалось, эту фотографию потом на протяжении почти 20 лет воспроизводили в виде различных гравюр и даже картин.
Верхнюю датировку удалось определить благодаря
художественной репродукции этого снимка, опубликованной типографией Лавры в ноябре 1862 года:
Эта самая ранняя известная фотография Выборга датируется 1860-1867 гг.:
А вот такой её увидели современники в журнале "Всемирная иллюстрация" за 1870 год:
Одна из старейших фотографий Твери, "Миллионная улица с башни бани", 1860-е годы:
А вот научные сотрудники ГИМ думали, что это гравюра:
Удачные снимки воспроизводили по 20 лет и более. Вот она же в издании 1886 года:
Старейшая фотопанорама Омска, 1862 год:
КРУПНО Ну кто бы мог подумать, что рисунок в журнале "Живописная Россия" аж за 1895 (!) год сделан именно с неё:
Астрахань с Волги. Ателье Светопись Вишневского, 1866-67 гг.:
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1871 год:
Обратите внимание: в подписи нет даже намёка, что это с фотографии!
Казань. Вид на Благовещенский собор Казанского кремля. М. Настюков, 1867 год:
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1871 год:
Углич. Дом царевича Дмитрия. М.Настюков, 1867 год:
Диапозитив черно-белый стеклянный, дом царевича Димитрия в г.Угличе:
Даже диапозитивы для световых проекторов в 19 веке были рисованными!
Для начала достаточно.
Продолжение следует.