Первый поезд в Москву (территория бывшего СССР)

Jul 22, 2019 09:48

Важнейшим событием в истории большинства городов является открытие железнодорожного сообщения, включение в общенациональную сеть стальных магистралей. В нашей стране, с её необъятными просторами и сложными природными условиями эпопея железнодорожного строительства растянулась на 180 лет и пока ещё далека до своего завершения!
Решил составить хронологию присоединения городов на территории бывшего СССР к общей железнодорожной Сети. Т.е., когда у них появилось железнодорожное сообщение с Москвой, хотя бы непрямое и с пересадками (но без паромной переправы!).
Некоторые даты мне показались интересными и удивительными. Например, что в Казань железная дорога пришла на 30 с лишним лет позже, чем в Нижний Новгород! Или что до Астрахани рельсы смогли дотянуть на несколько лет позже, чем до Владивостока!
Даты в хронологии могут отличатся от года начала регулярного пассажирского сообщения или официального открытия первого вокзала.
Буду рад дополнениям и уточнениям.

1851 - Санкт-Петербург, Тверь, Бологое, Вышний Волочёк

1853 - Гатчина

1857 - Луга, Петергоф

1859 - Псков

1860 - Вильнюс, Динабург (Даугавпилс)

1861 - Владимир, Павловский Посад, Рига

1862 - Вязники, Гродно, Кёнигсберг (Калининград), Ковров, Коломна, Люберцы, Нижний Новгород, Сергиев Посад

1864 - Рязань

1866 - Витебск, Подольск, Полоцк, Ряжск, Серпухов

1867 - Моршанск, Тула

1868 - Брянск, Воронеж, Елец, Иваново, Кинешма, Козлов (Мичуринск), Курск, Липецк, Орёл, Ростов-на-Дону, Шуя

1869 - Белгород, Выборг, Таганрог, Тамбов, Харьков

1870 - Вязьма, Киев, Ревель (Таллин), Ростов, Рыбинск, Смоленск (прямое сообщение с Москвой), Торжок, Ярославль

1871 - Брест, Либава (Лиепая), Минск, Новгород (узкоколейная до 1916 г.), Полтава, Саратов, Царицын (Волгоград)

1872 - Вологда (узкоколейная от Ярославля, прямой путь с 1913 г.), Донецк

1874 - Калуга (через Тулу или Вязьму), Пенза, Ржев (прямое сообщение с Москвой - с 1901); Симферополь

1875 - Владикавказ, Севастополь

1877 - Боровичи, Самара, Оренбург

1878 - Луганск, Старая Русса (узкоколейная)

1880 - Муром

1882 - Мариуполь

1884 - Кривой Рог

1885 - Богородск (Ногинск)

1887 - Кострома (заволжье)

1888 - Екатеринодар (Краснодар), Новороссийск, Уфа

1890 - Златоуст

1891 - Чернигов (узкоколейка от станции Круты Московско-Киевско-Воронежской железной дороги)

1892 - Челябинск, Феодосия

1893 - Казань, Грозный, Саранск

1894 - Кисловодск, Курган, Петровск (Махачкала), Пятигорск

1895 - Омск, Ново-Николаевск (Новосибирск) (левобережная часть)

1896 - Екатеринбург, Томск, Тюмень

1897 - Архангельск (узкоколейная до 1916 г.), Валдай, Красноярск, Ставрополь

1898 - Кашин, Симбирск (Ульяновск)

1899 - Вятка (Киров), Иркутск, Котлас, Малоярославец

1900 - Баку, Дербент, Керчь, Тифлис (Тбилиси), Чита (с паромом через Байкал)

1901 - Великие Луки, Дмитров, Ржев (прямой путь), Талдом

1903 - Владивосток (через Китай, с паромом через Байкал)

1904 - Верхнеудинск (Улан-Удэ) (без парома), Владивосток (через Китай, без парома), Хабаровск (через Китай и Владивосток, без парома), Чита (без парома)

1905 - Галич, Череповец

1906 - Ашхабад, Самарканд, Ташкент

1907 - Осташков, Торопец

1909 - Астрахань

1911 - Майкоп

1912 - Туапсе

1913 - Благовещенск, Вологда (непрерывная линия после постройки моста через Волгу в Ярославле), Выборг (непрерывная линия после постройки моста через Неву)

1915 - Барнаул, Биробиджан (или 1912?), Семипалатинск

1916 - Архангельск (широкая колея), Евпатория, Щегловка (Кемерово), Кемь, Кондопога, Кузнецк (Новокузнецк), Лодейное Поле, Петрозаводск, Мурманск, открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока по российской территории

1918 - Сочи

1919 - Ижевск

1921 - Калязин

1924 - Бишкек

1925 - Абакан, Звенигород (узкоколейка от Голицыно)

1927 - Йошкар-Ола

1929 - Алма-Ата, Акмолинск (Астана), Душамбе

1934 - Гагры

1936 - Комсомольск-на-Амуре

1937 - Углич (с вводом 48-км тупиковой ветки Калязин - Углич)

1940 - Чебоксары

1941 - Воркута

1942 - Сухум

1945 - Ванино

1948 - Лабытнанги (официально станция открыта в 1958)

1950 - Звенигород (широкая колея)

1961 - Сыктывкар (регулярное движение с 1962)

1964 - Касимов (в 15 км. от города!)

1965 - Архангельск (дорога пришла непосредственно в город после постройки моста через Северную Двину).

1969 - Тольятти (грузовой), Элиста

1973 - Тобольск

1976 - Нижневартовск, Яранск (на 2023 год пассажирское движение по станции отсутствует)

1977 - Великий Устюг

1978 - Сургут (первый поезд пришёл в 1975 г.)

1985 - Новый Уренгой

1996 - Тольятти (пассажирский)

2018 - Якутск (до станции Нижний Бестях на другой стороне реки Лена)

Хронологии, История России, Железные дороги, История транспорта

Previous post Next post
Up