Jul 22, 2019 09:48
Важнейшим событием в истории большинства городов является открытие железнодорожного сообщения, включение в общенациональную сеть стальных магистралей. В нашей стране, с её необъятными просторами и сложными природными условиями эпопея железнодорожного строительства растянулась на 180 лет и пока ещё далека до своего завершения!
Решил составить хронологию присоединения городов на территории бывшего СССР к общей железнодорожной Сети. Т.е., когда у них появилось железнодорожное сообщение с Москвой, хотя бы непрямое и с пересадками (но без паромной переправы!).
Некоторые даты мне показались интересными и удивительными. Например, что в Казань железная дорога пришла на 30 с лишним лет позже, чем в Нижний Новгород! Или что до Астрахани рельсы смогли дотянуть на несколько лет позже, чем до Владивостока!
Даты в хронологии могут отличатся от года начала регулярного пассажирского сообщения или официального открытия первого вокзала.
Буду рад дополнениям и уточнениям.
1851 - Санкт-Петербург, Тверь, Бологое, Вышний Волочёк
1853 - Гатчина
1857 - Луга, Петергоф
1859 - Псков
1860 - Вильнюс, Динабург (Даугавпилс)
1861 - Владимир, Павловский Посад, Рига
1862 - Вязники, Гродно, Кёнигсберг (Калининград), Ковров, Коломна, Люберцы, Нижний Новгород, Сергиев Посад
1864 - Рязань
1866 - Витебск, Подольск, Полоцк, Ряжск, Серпухов
1867 - Моршанск, Тула
1868 - Брянск, Воронеж, Елец, Иваново, Кинешма, Козлов (Мичуринск), Курск, Липецк, Орёл, Ростов-на-Дону, Шуя
1869 - Белгород, Выборг, Таганрог, Тамбов, Харьков
1870 - Вязьма, Киев, Ревель (Таллин), Ростов, Рыбинск, Смоленск (прямое сообщение с Москвой), Торжок, Ярославль
1871 - Брест, Либава (Лиепая), Минск, Новгород (узкоколейная до 1916 г.), Полтава, Саратов, Царицын (Волгоград)
1872 - Вологда (узкоколейная от Ярославля, прямой путь с 1913 г.), Донецк
1874 - Калуга (через Тулу или Вязьму), Пенза, Ржев (прямое сообщение с Москвой - с 1901); Симферополь
1875 - Владикавказ, Севастополь
1877 - Боровичи, Самара, Оренбург
1878 - Луганск, Старая Русса (узкоколейная)
1880 - Муром
1882 - Мариуполь
1884 - Кривой Рог
1885 - Богородск (Ногинск)
1887 - Кострома (заволжье)
1888 - Екатеринодар (Краснодар), Новороссийск, Уфа
1890 - Златоуст
1891 - Чернигов (узкоколейка от станции Круты Московско-Киевско-Воронежской железной дороги)
1892 - Челябинск, Феодосия
1893 - Казань, Грозный, Саранск
1894 - Кисловодск, Курган, Петровск (Махачкала), Пятигорск
1895 - Омск, Ново-Николаевск (Новосибирск) (левобережная часть)
1896 - Екатеринбург, Томск, Тюмень
1897 - Архангельск (узкоколейная до 1916 г.), Валдай, Красноярск, Ставрополь
1898 - Кашин, Симбирск (Ульяновск)
1899 - Вятка (Киров), Иркутск, Котлас, Малоярославец
1900 - Баку, Дербент, Керчь, Тифлис (Тбилиси), Чита (с паромом через Байкал)
1901 - Великие Луки, Дмитров, Ржев (прямой путь), Талдом
1903 - Владивосток (через Китай, с паромом через Байкал)
1904 - Верхнеудинск (Улан-Удэ) (без парома), Владивосток (через Китай, без парома), Хабаровск (через Китай и Владивосток, без парома), Чита (без парома)
1905 - Галич, Череповец
1906 - Ашхабад, Самарканд, Ташкент
1907 - Осташков, Торопец
1909 - Астрахань
1911 - Майкоп
1912 - Туапсе
1913 - Благовещенск, Вологда (непрерывная линия после постройки моста через Волгу в Ярославле), Выборг (непрерывная линия после постройки моста через Неву)
1915 - Барнаул, Биробиджан (или 1912?), Семипалатинск
1916 - Архангельск (широкая колея), Евпатория, Щегловка (Кемерово), Кемь, Кондопога, Кузнецк (Новокузнецк), Лодейное Поле, Петрозаводск, Мурманск, открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока по российской территории
1918 - Сочи
1919 - Ижевск
1921 - Калязин
1924 - Бишкек
1925 - Абакан, Звенигород (узкоколейка от Голицыно)
1927 - Йошкар-Ола
1929 - Алма-Ата, Акмолинск (Астана), Душамбе
1934 - Гагры
1936 - Комсомольск-на-Амуре
1937 - Углич (с вводом 48-км тупиковой ветки Калязин - Углич)
1940 - Чебоксары
1941 - Воркута
1942 - Сухум
1945 - Ванино
1948 - Лабытнанги (официально станция открыта в 1958)
1950 - Звенигород (широкая колея)
1961 - Сыктывкар (регулярное движение с 1962)
1964 - Касимов (в 15 км. от города!)
1965 - Архангельск (дорога пришла непосредственно в город после постройки моста через Северную Двину).
1969 - Тольятти (грузовой), Элиста
1973 - Тобольск
1976 - Нижневартовск, Яранск (на 2023 год пассажирское движение по станции отсутствует)
1977 - Великий Устюг
1978 - Сургут (первый поезд пришёл в 1975 г.)
1985 - Новый Уренгой
1996 - Тольятти (пассажирский)
2018 - Якутск (до станции Нижний Бестях на другой стороне реки Лена)
Хронологии,
История России,
Железные дороги,
История транспорта