Сегодня у нас в проекте
20 век в цвете 1970 год в СССР. Наша страна полвека назад.
Это было прекрасное время: до начала "застоя" оставалось ещё несколько лет, жизнь становилась лучше и перспективы казались очень светлыми.
Год прошёл под знаком 100-летия Иьича и эта круглая дата усиливала ощущение, что 70-й ― год не вполне рядовой, а какой-то рубежный.
Наверное, в чём-то он и был рубежным, точнее, "векторным": СССР сделал первый крупный шаг по пути построения потребительского общества за счёт продажи природных ресурсов на Запад.
1 февраля 1970 г. в городе Эссен (Германия), в конференц-зале отеля «Кайзерхоф» состоялось подписание первого контракта на поставки природного газа из СССР в ФРГ:
Конечно, ресурсы на Запад гнали и при Сталине, но это делалось во имя ускоренной индустриализации, создания новой оборонной промышленности.
Теперь парадигма изменилась и часть валютного потока решили потратить на улучшение благосостояния советских людей.
Золото пробы 99,99. Бальтерманц, 1970. "Слиток, завершающий годовой план":
Ещё в конце 1960-х советские партия и правительство решили, что советский человек созрел для массового личного автовладения.
Однако сколько десятилетий не создавали советский автопром, а завод по производству "народного автомобиля" пришлось-таки закупать у "гнилого Запада", в лице далеко не самой богатой Италии. Фактически это было признание несостоятельности советской научно-конструкторской мысли в соревновании с западной на одном из самых важных и знаковых направлений.
19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101:
Эта машина стала символом эпохи позднего СССР, символом личного успеха представителей "советского среднего класса".
Не менее знаковым событием стал долгожданный запуск в массовое производство новой "Волги", которую начали разрабатывать ещё в 1962 г. (взяв за основу американский стиль того времени) и всё никак не могли довести "до ума".
ГАЗ-24 "Волга" на набережной Волги, Владимир Войтенко, фотохроника ТАСС:
Пусть американский дизайн 1962 г. к 1970-му выглядел уже несколько старомодно, но космическая сверхдержава наконец смогла снять с конвейера старую "Волгу" с её дизайном середины 1950-х: она к тому времени начала смотреться уже совсем архаично на проспектах "самого передового города Земли".
Кто мог подумать в 1970-м, что ГАЗ-24 станет, по-сути, последним советским автомобилем среднего класса, а её "31-я" модификация будет выпускать даже в буржуазной РФ аж до 2008 года!
Однако помимо столь неоднозначных достижений автопрома в 1970 г. у СССР ещё было чем гордиться.
Символом триумфа высоких советских технологий стал сверхзвуковой красавец-авиалайнер, сумевший взлететь раньше своего западного аналога "Конкорда"!
Правда, до запуска в коммерческую эксплуатацию тогда ещё оставалось как до Луны, зато это чудо техники можно было всем показывать и на земле оно производило не менее сильное впечатление!
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево. Ю. Чуприков, ТАСС, 1970:
Увы, в итоге, как мы знаем, эта вершина оказалась выше потолка советских возможностей и помимо нескольких лет пиара и заслуженной гордости оставила после себя гигантские убытки и разбитые мечты.
А в реальности в СССР 1970-го даже на международных авиарейсах продолжали служить машины из конца 1940-х, такие как этот старичок ИЛ-14 в аэропорту Стокгольм-Арланда:
Но уж в Космосе СССР в 1970 г. был действительно на первых ролях, пытаясь взять реванш за американский лунный триумф предыдущего года.
17 ноября 1970 г. на Луне начал работать первый в мире самоходный аппарат - «Луноход-1»:
А эти снимки в 1970 г. были сделаны советским зондом на Венере:
Помимо космических успехов, СССР вдруг вырвался вперёд в той сфере, где этого совсем не ожидали - в области высокой моды!
Да-да, это было время триумфа советских моделей на Западе!
Демонстрация летнего платья и удлиненного жакета из шелка. Фотохроника ТАСС П.Федотов, 1970:
Демонстрация оранжевого платья с льняным шарфом. Фотохроника ТАСС П.Федотов, 1970:
Экспериментировали и в стиле "а-ля рюс":
А туркменские студентки в 1970-м предпочитали стиль "а-ля тюрк":
Наш рассказ про 1970-й будет неполным без сцен жизни обычных людей.
Семья москвичей на фото Якова Берлинера в 1970 г.:
Наверное, многие читатели узнают на таких снимках себя и своих родителей.
Это было прекрасное время для молодости, для первого сытого поколения, не знавшего каторжного труда, леденящего страха и похоронок.
Гурзуф. Валентин Соболев. Фотохроника ТАСС, 1970:
Тогда никто не знал, сколько звёздочек может быть у отеля, а на советских пляжах яблоку некуда было упасть!
Пляж Ривьера в Сочи, 1970:
Городской пляж в Сочи. Елин, РИА Новости, 1970:
Покупки своих первых "Жигулей" будут впереди, а в 1970 году "королём дорог" был мотоцикл "Ява", дававший настоящую свободу путешествий!
Литовская мотоциклистка, 1970:
Хотя подавляющее большинство советский людей тогда путешествовало, конечно, поездом.
Паровоз на станции Сковородино в Сибири, 1970:
Счастливый отдых простых советских людей стал тогда излюбленной темой профессиональных фотокорреспондентов, которые набили руку на постановке красивых кадров.
Ресторан "Зелёныйм попугай". Сочи. Галина Кмит. РИА Новости, 1970:
Обратите внимание на ударные "батареи" на столиках))
А для кого-то радостью жизни в 1970-м был и стакан сладкой газировки:
Обзор жизни советских городов полвека назад мог бы занять отдельный пост, поэтому мы покажем лишь пунктиром.
В основном, конечно, строили. В Москве, например, началось возведение "Белого дома":
Что-то восстанавливали.
Рига. Восстановление шпиля собора Святого Петра Людмила Николаевна Пущина, 1970:
А что-то сносили. Последние остатки Королевского замка в бывшем Кёнигсберге, 1970:
Немного советских знаменитостей полувековой давности.
Леонид Брежнев и Алексей Косыгин, 1970 год:
Суворовцы и Буденный, фотограф Вячеслав Ун-Да-син, ТАСС, 1970 год:
Писатель Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) в рабочем кабинете в станице Вешенская. Иван Денисенко, РИА Новости, 1970:
Предыдущие выпуски:
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906,
1907,
1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916,
1917,
1918,
1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926,
1927,
1928,
1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934,
1935,
1936,
1937,
1938,
1939-мир/
1939-война, 1940,
1941-война/
1941-жизнь,
1942-война/
1942-жизнь,
1943-война/
1943-жизнь, 1944,
1945 война/
1945 мир,
1946,
1947/
СССР-1947,
1948,
1949/
СССР-1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955,
1956/
СССР-1956,
1957/
СССР-1957,
1958/
СССР-1958,
1959/
СССР-1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966,
1967/
СССР-1967,
1968/
СССР-1968,
1969/
СССР-1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976,
1977/
СССР-1977,
1978/
СССР-1978,
1979,/
СССР-1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986,
1987/
СССР-1987,
1988/
СССР-1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996,
1997/
РФ-1997,
1998/
РФ-1998,
1999/
РФ-1999.