Один из величайших городов мира был запечатлён на цветную плёнку американским фотографом Дмитрием Кесселем в 1946 году. Для города с тысячелетней историей это был краткий миг между прошлым и будущим - всего год как закончилась японская оккупация и всего два 3 года осталось до взятия северной столицы Красной армией Мао. Все эти четыре года между японцами и маоистами Пекин официально назывался "Бэйпин" ("Северное спокойствие"), т.к. официальная столица в тот момент была в Нанкине. Когда Мао в октябре 1949 г. провозгласил Китайскую Народную Республику со столицей в Пекине, городу вернули название "Бэйцзин" ("Северная столица"), применявшееся до 1929 г. и в период японской оккупации (1937-1945 гг.).
На снимках мы видим фактически ещё феодальный Пекин императорской эпохи, из примет начавшейся в 1911 г. вестернизации - только трамвайные пути, телеграфные столбы и считанные здания европейского вида.
Смотреть крупнее Центральные улицы пустынны, почти нет машин, и даже велосипедисты - редкость:
Где ещё увидишь на цветной плёнке такой способ передвижения по городу?
ЕС трудом вспомнил, как это называется - паланкин:
На "Вратах Небесного Спокойствия", где ныне навечно прописался портрет Мао, в 1946 г. ещё красовался лик генералиссимуса Чан Кайши:
И это был не единственный портрет:
Смотреть крупнее Пекин с воздуха. Ядро городской композиции составляет Запретный город, огромный комплекс императорского дворца, практически это аналог московского кремля в прошлом:
Смотреть крупнее Это ядро остается неизменным символом города, который изменился на 99% за последние 20 лет, превратившись в ультрасовременный 20-миллионный мегаполис из стекла и бетона.
А Пекин 1946 г., равно как и 1977-го, это на 99% одноэтажный город, состоящий из кварталов-"хутонов":
Смотреть крупнееСейчас несколько "хутонов" сохраняются в центре города как исторические памятники градостроительной культуры. Там нет улиц, а только лабиринт узких проходов между домами, свиньи на задних дворах, весь скарб на дворе. Совершенно непривычный мир.
Одна из центральных торговых улиц:
Смотреть крупнее К счастью, эти старинные ворота в центре города сохранились до наших дней:
На этом фоне здание ж.д. вокзала в европейском стиле плюс радиобашня смотрятся уже неожиданно:
Какая-то процессия на городской улице:
Смотреть крупнее Кафе у пагоды на верщине одного из холмов в городе:
Городской общепит:
Вообще, такое и сейчас в Китае можно увидеть сплошь и рядом, да и в Лондоне сегодня такие персонажи стоят на Камденском рынке.
Китайский вещевой рынок forever:
В Пекин пришла зима:
Смотреть крупнее Велорикша обновляет путь:
Смотреть крупнее А фонари-то - в стиле модерн!
Смотреть крупнее Всё-таки велосипед - это всепогодное средство транспорта, что бы там ни говорили противники создания отдельной велополосы на московских улицах.
P.S. В очередной раз надо сказать спасибо журналу "Лайф", который выложил эти снимки в Сеть. Очень хотелось бы сделать аналогичный репортаж по цветным снимкам Пекина 1912 г. из коллекции Альберта Кана, но только французы, в отличие от американцев, не спешат делиться своими фотоархивами.