Вчера российское руководство снова обсуждала проект постройки Керченского моста, который соединит российский Крым с "большой землёй". Правда, до сих пор ещё так и не решили, будет это мост или туннель. Но в любом случае планируется одновременно провести полный набор коммуникаций: автомобильную, железнодорожную, трубопроводную (нефть, газ, вода) и силовой кабель. Таким образом, даже если запада освобождения Новороссии не будет решена в ближайшее время, Крым больше не будет чувствовать себя изолированным от остальной России.
О проектах моста (или туннеля) у нас ещё будут посты, но сейчас мне хотелось бы остановиться на историческом аспекте.
Оказывается, первый мост через Керченский пролив был построен в 1944-м, вскоре после освобождения полуострова от фашистов.
Как ни странно, пока не удаётся найти ни одной фотографии этого выдающегося сооружения, только такие изображения:
К сожалению, строители не успели возвести вокруг опор защитные сооружения. Поэтому мост просуществовал всего лишь чуть больше трех месяцев и был разрушен морским ледоходом.
История строительства довольно интересна.
Дело в том, что советские строители использовали трофейные немецкие материалы.
В начале 1943 года, когда немецкими войсками были заняты полностью Крым и Кубань, о необходимости строительства моста через пролив высказался рейхминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер. Он мотивировал свое предложение упрощением снабжения частей, ведущих войну за нефтеносные районы на Северном Кавказе.
После освобождения Крыма в мае 1944 года советское руководство решило воспользоваться немецкими планами и готовыми материалами для постройки моста. Его сооружение было закончено перед празднованием 27-й годовщины Октябрьской революции. Мост начинался у косы Чушка на краснодарском побережье и заканчивался у самой восточной точки Крыма - у Еникальского полуострова. Конструкция состояла из 115 однотипных пролетов по 27,1 метров каждая. Вместе с дамбами мост имел длину 4,5 километра. В его конструкции также отводилось место судоходному отверстию в районе керченского фарватера. Параллельно со строительством моста шло сооружение железнодорожных линий, которые подводили бы к нему поезда.
Но Керченский мост просуществовал недолго: он был разрушен через три месяца после введения в эксплуатацию. Зимой в пролив из Азовского моря ветром нагнался лёд, причинивший значительный урон опорам моста. С 18 по 20 февраля было разрушено 74 опоры из 147, на которых держался мост. В результате сообщение по нему было полностью прервано. 11 февраля по нему успела проследовать советская делегация, возвращавшаяся с Ялтинской конференции.
Оставшиеся опоры моста мешали судоходству еще в течение более чем 20 лет. А окончательный демонтаж остатков Керченского моста произошел только в начале 1970-х годов.
Для замены разрушенного моста в 1953 году была запущенна Керченская паромная переправа, которая позволяла перевозить в том числе и железнодорожные составы. Сегодня она ежегодно переправляет около 330 тысяч пассажиров, 42 тысячи автомобилей и 7 тысяч тонн грузов.
Источник Интересно также отметить, что до 1987 года керченская паромная переправа обслуживала также железнодорожное сообщение между Крымом и Краснодарским краем.
В частности, по ней переправлялся поезд Симферополь - Баку. Поскольку и автомобили, и вагоны грузили на одни и те же паромы, в момент переправы составов с обеих сторон переправы выстраивались километровые очереди автомобилистов. Зато не было границы и таможен. В 1987 г. специальная комиссия, созданеая после
гибели "Адмирала Нахимова", запретила перевозить пассажирские вагоны из соображений безопасности. Товарные перевозили до 1990 г., а по некоторым данным и значительно позже.
Подробнее ИНТЕРЕСНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОТ ЧИТАТЕЛЯ:
Оказывается, что в январе-феврале 1944 года через Керченский пролив была также построена канатная дорога длинной более 5 км. для снабжения советского плацдарма.
Подробности здесь