Сходил в школу к младшему...
В первой части пытались обработать родителя. Во второй пригласили ребёнка.
Тоже без особых успехов.
- Давайте запишем в цели интеграцию! Вы согласны?
- Давайте, сначала определим, что Вы имеете ввиду под словом «интеграция»?
- О! Это очень важно. Это социальная компетенция. Социальная компетенция идёт на вторую страницу годового табеля... Для нашей школы очень важно... Наши ученики... В будущем... На фирме во время работы...
- Давайте всё-таки определим.
- Если я начну описывать, мы и к вечеру не закончим.
- Может быть, поставим цели поконкретнее?
- Хорошо. Запишем тут взаимное уважение. Согласны?
- Абсолютно.
- Но интеграция - это не только взаимное уважение. Это ещё много чего.
- Хорошо. Чего именно? Что мы пишем следующим за уважением пунктом?
- Кооперацию родителей и школы.
- Да, согласен.
Сын нахамил учительнице.
- Да, - говорю. - эта оценка деятельность преподавателя сформулирована неуместно. Давайте, спросим, почему он это сказал и что именно имел ввиду?
Вдруг вмешивается социальный педагог и заявляет, что для ребёнка слишком сложно ответить на подобный вопрос.
- Почему?
- Дети ещё не могут осознавать свои ошибки и оценивать свои поступки.
Тут я на самом деле офигел. Всё-таки не три года человеку. Но объяснение этого простого факта понимания не нашло. Со своей стороны я на «Да как он смеет перечить взрослому!» не согласился. Сказал, что уважение - это кредит. Если он весь израсходован, проблемы не в ребёнке и не в воспитании. (И тут же перечислил некоторые из проблем с учительницей с объяснением вызванных ими эффектов.)
Кстати, перед завершением разговора я попросил директрису всё-таки вопрос задать. И ребёнок, которому по возрасту не положено, объяснил почему, что имел ввиду, выслушал оправдания учительницы и согласился, что был не прав. (Не по сути, конечно, а в выборе слов.)
Директриса сказала, что на протяжении своей педагогической жизни ни разу не видела немотивированной агрессии. Если кто-то на ребёнка нападает, значит этот ребёнок тоже что-то сделал.
На что я ответил, что некоторым просто нравится издеваться над другими детьми. И ситуация типичная. Если кто-то хочет так самоутверждаться, жертва провоцирует самим своим существованием.
Мне абсолютно искренне не поверили...
Ха! Когда сын пришёл, она начала с того, что у монеты есть две стороны. И, вот, посмотри на картинке, если этот видит лестницу, то этот глухую стену. И, ты же понимаешь, разные люди описывают события по-разному. Ты видишь одно, противоположная сторона - другое. Давай рассмотрим с этих позиций...
- Стоп, мадам! Мы задаём вопросы так, чтобы ребёнок отвечал то, что думает, а не то, что Вы хотите от него услышать. Давайте-ка, заканчиваем с этими попытками дешёвой манипуляции.
Дальше в основном говорил сын. И подробно рассказывал что, как и почему.
Подозреваю, это будет первый случай в её многолетней практике...
Перед тем, как завершить разговор, я всё-таки сказал, что попытка групповой терапии ничего не даст, и надо разбираться с личными конфликтами, рассматривая взаимодействие отдельных людей. В результате дальнейших объяснений, основную часть из которых провёл мой сын, проблема интеграции малолетнего иностранца превратилась в банальный конфликт с пятью одноклассниками, один из которых относится к подтипу Говнюк Мелкий, а четыре других постепенно исправляются.