Рынок является отражением разных аспектов жизни, он не только место, где начинаются революции, как это было во Франции. Кэролин Стил рассказывает еще об одной ипостаси рынка - празднике жизни и карнавале, который связан с едой.
Самым ярким примером изображения такого праздника конечно является картина Питера Брейгеля "Жирная пятница". Разбор картины из книги В. Даркевича выложил когда-то мой френд. к сожалению, ушедший из ЖЖ :
http://basart2007.livejournal.com/101544.html А я почитаю дальше книгу Стил:
" По разнообразию смыслов агора не знала себе равных, но одна ее черта характерна для всех рынков - это комический потенциал. По природе своей рынок - не только политическое, но и комическое пространство: представления и пародии, ругательства и остроты для него столь же характерны, как речи и скука для парламента. В прошлом рынки служили для городов предохранительным клапаном, местом, где можно было расслабиться и позабыть свои печали. В христианских городах эта их роль с особой наглядностью проявлялась во время карнавалов - праздников раблезианского излишества, отмечаемых по всей Европе в последние недели перед Великим постом, когда телесным радостям давалась поблажка перед долгим воздержанием. На карнавале переставали действовать все табу: короли и нищие бродили по городу в костюмах шутов и епископов, люди менялись одеждой, мужчины облачались в женские платья ( и наоборот), а лица прятались за гротескными масками с известно что обозначавшими длинными носами...."
Тут же задам вопрос, не являлось ли переодевание героини в мужскую одежду в пьесе"Двенадцатая ночь" 1601 года отражением такого же языческого ритуала ? Ведь пьеса названа в честь языческого праздника Йоля.
А на счет "известно что обозначавших носов", как не вспомнить Гоголя ! Не единожды я слышала легенды, будто писатель сочинил для своих друзей историю про майора Ковалева, утратившего иную часть своего тела и потому не способного жениться. А затем автор. вроде бы написал для издательства более скромный вариант. Но это только легенда, хотя хорошо ложащаяся на средневековую символику.
"Перевернутость" мира отражалась в культуре шутовства, шут был "близнецом короля". у него был свой "антискипетр". В День Шута 21 марта ( на весенне солнцестояние) шут одевал одежду швами наружу.
В руках у шута очки, неслучайный аксессуар булгаковского шута Коровьева, хорошо обыгранный Абдуловым. ведь он смотрит постоянно поверх очков, показывая, что на самом деле очки на нем - предмет карнавальный. маска, а не необходимость.
Во время "ослиных процессий", праздновавшихся во Франции в средневековье, связанных с входом в Иерусалим, по городу водили осла, на котором задом наперед сидел епископ, и распевали непристойные песни.
Ристалище 1561 года в Нюрнберге. Между всадниками на конях бегают шуты в колпаках с ослиными ушами и разыгрывают потешную битву.
..."Нарушение правил приличия в эти дни считалось хорошим тоном: люди заявлялись в дома незнакомцев, обменивались оскорблениями, бегали по улицам, лупя друг друга надутыми свиными пузырями, швырялись друг в друга укой, засахаренными фруктами и яйцами. Как видно из самого названия праздник, "карнавал" происходит от латинских слов carnis( мясо) и levare (удалять) - мясо играло в нем центральную роль. Заключительный пир в Жирный вторник один англичанин 17 века описывал так: "Время, когда пищу жарят и парят, пекут и подрумянивают, варят и тушат, режут, рубят, шинкуют, поглощают и пожирают в таких количествах, что, можно подумать, люди хотят набить утробу едой на два месяца вперед или запастись в собственном брюхе провизией на дорогу до Константинополя, а то и до Вест-Индии".
Ключевую роль в организации праздника часто играли гильдии мясников: они устраивали игры. состязания и процессии вроде той, что состоялась в Кенигсберге в 1583 году - 90 мясников пронесли по город гигантскую колбасу весом в 200 килограммов. Этот исполин, как и свиные мочевые пузыри, воплощал в себе множество смыслов, связанных с мясом: плотоядность, плотские побуждения, бойню. На карнавале главные роли делили между собой еда, секс и насилие, смешивая воедино все плотские удовольствия и опасности. В это время часто устраивались свадьбы, а также не столь возвышенные церемонии: в Германии,например, существовал обычай запрягать незамужних девушек в плуг, чтобы они на глазах у всех "пахали"рыночную площадь - с чем именно ассоциировался этот процесс тоже можно не пояснять.
Карнавал в Нюрнберге. 1678-79 год..
В книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" историк общества Михаил Бахтин отмечал, что карнавал воплощает собой смеховой ритуал: древнюю традицию, в рамках которой "серьёзный и смеховой аспекты божества, мира и человека были, по-видимому, одинаково священными, одинаково, так сказать, "официальными". Иными словами, карнавал был торжеством "другого" - всего того, что подавлялось в повседневной жизни. Покровы городской утонченности спадали, обнажая гротескное подбрюшье этой жизни, а плотские бесчинства прославлялись как неотъемлемая часть чередования жизни и смерти: "...Совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела, расчленение его на части и т.п., во всей их непсредственной материальности, остаются основными моментами в системе гротескных образов. Они противостоят классическим образам готового, завершенного, зрелого человеческого тела, как бы очищенного от всех шлаков рождения и развития".
На картине Питера Брейгеля "Битва Масленицы и Поста", написанной в 1559 году, мы видим кульминационный момент празднества. перед нами рыночная площадь, заполненная людьми, которые занимаются обычными делами: женщина в белом чепце торгует рыбой из корзины, другая жарит блины на открытом огне, мужчина торопится куда-то с охапкой дров, двое детей играют с волчками. Никто, похоже, не замечает, что рядом бродит шут с зажженным факелом, хотя дело происходит днем. Впрочем, всех этих персонажей художник поместил на заднем плане. Ближе к зрителю разворачивается главное действо: шутливый поединок между толстяком верхом на бочке ( на голове у него вместо шлема красуется пирог) и тощей "старухой"( на самом деле это мужчина, переодетый монашкой). Оба вооружены: толстяк поросенком на вертеле, старуха - деревянной лопатой с двумя рыбинами.
Современники Брейгеля немедленно узнали бы в этой парочке Карнавал и Пост, сражающиеся за душу рыночной площади. Они также знали, что Карнавал непременно проиграет бой и что за его поражением последуют пародийный суд, приговор и публичная "казнь." Этот ритуал представлял собой конвульсивный сбой в ритме городской жизни - лобовое столкновение плотской необузданности с религиозным воздержанием и поражение плоти. Впрочем, во времена брейгел сам обычай оказался в опасности: реформаторы-протестанты считали его языческую символику насилия и разгула неприличной. С середины 16 века в Северной Европе начали постепенно подавляться крайние проявления карнавала. составлявшие в конце концов его суть. В итоге людям пришлось искать други способы развлечься и новые выходы для ритуального смеха.
В Лондоне эту комическую роль - совершенно вопреки воле ее создателей взяла на себя пьяцца Ковент-гарден. Как видно из названия, архитектор Иниго Джонс, построивший эту площадь в 1631 году, вдохновлялся итальянской ренессансной архитектурой, и результат - элегантные дома с аркадами и портик церкви Святого Павла, напоминающий античный храм, - несомненно соответствовал ее канонам.
Джонс и его заказчик, четвертый граф Бедфорд, надеялись повторить коммерческий успех парижской Плас-Рояль ( ныне площадь Вогезов) - спекулятивного проект короля Генриха Четвертого, ставшего благодаря покровительству монарха самым фешенебельным адресом города ( среди тамошних жильцов был сам кардинал Ришелье). Поначалу дела у них шли неплохо: новые дома на северной стороне площади быстро раскупили аристократы. Но у всей схемы был роковой изъян. В отличие от Пляс-Рояль с ее модным променадом и королевским покровительством, на пьяцце Ковент-гарден ничего особенного не происходило. Когда граф Бедфорд покинул Лондон на время Гражданской войны, ее облюбовали торговцы фруктами и овощами,стремившиеся нажиться на растущем в столице спросе на продукты садоводства, и уже вскоре на площади пустил корни рынок со всем присущим ему беспорядком. ...
Вскоре пьяцца стал популярным местом для игры в мяч, кукольных представлений и фейерверков, а ее округа заполнилась тавернами, хамамами( турецкими банями, по сути служившими прикрытием для борделей) и кофейнями.
...Ковент-гарден и сегодня чествует свое веселое прошлое, отмечая 9 мая День рождения Панча : именно в этот день в 1662 году Самюэль Пипс впервые увидел на пьяцце итальянского кукольного персонажа Пульчинеллу - предка английского Панча. Панч с его громадным носом, дубинкой, полным отсутствием почтения к авторитетам и драчливостью - явно карнавальный образ.