Похоже на то, что главной интригой Оскара-2016 будет приз за главную мужскую роль. Получит её Лео до Каприо или мишка-гризли, вот в чем вопрос ? Если на этот раз долгожданная стютюэтка окажется в руках Каприо, то нельзя сказать, что это будет сильно почетно, в этом году на редкость не из чего выбирать, давно не было такого конкурса с минимумом достойных фильмов.
Иньярриту, между тем, режиссер сильный, если "Выживший" и не самый-самый шедевр, то фильм снятый качественно.
История Хью Гласса, маунтимена и охотника, жившего в первой половине 19 века, уже была экранизирована в 1971 году.
Этот фильм, длинное повествование, многим кажущееся слегка занудным, снят по канве романа Майкла Панке.
У меня фильм вызвал размышления об устойчивости в нашем подсознании архетипа эпического героя, каким его представляли наши предки, и каким он укоренился в американском кино. Да и не только в американском.
Даже удивительно, что при том, что на дворе 21 век, мифологичность нашего сознания мало отличается от той, что была у человека тысячу лет назад, а то и больше.
Как мало меняется, если задуматься, человек несмотря ни на какие усилия цивилизации !
Биография Гласса, который попал в историю благодаря своей исключительной живучести и упорству, несколько видоизменена в угоду правилам эпоса. На самом деле, он так и не отомстил своему обидчику, как в фильме. Но это никуда не годится для героя эпоса, ведь он родился на свет чтобы карать зло, а не просто так.
Голливуд давно уже создал стереотипный образ нео-эпического героя по всем законам жанра.
Изначально древнейший герой эпоса возникал ниоткуда, он был первопредок, а потому не вполне человек. К таким особям можно отнести всяких "людей из стали" и терминаторов, которые оказываются при ближайшем знакомстве инопланетянами, что объясняет их фантастическую силу, неуязвимость, магические способности и даже умение летать. Кто самостоятельно, кто с помощью инопланетных девайсов. У обычных людей такой персонаж вызывает страх, зависть к его избыточным возможностям, желание обнаружить слабое место и поставить пришельца на место. Если это Ахилл, у которого божественные гены, так пульнуть в пятку. Если Самсон, так обрезать волосы. Хью Гласс в фильме с первых кадров вызывает мысли, что это человек не совсем такой как все. Он огромен, космат как лошадь Ильи Муромца и непонятного происхождения. Как он оказался у индейцев, откуда он родом, все, что говорит настоящая биография Гласса тут опущено, поскольку для эпоса это лишнее. Он - порождение природы, леса, потому и выживет.
Со времен первопредков эпический герой изменился и очеловечился. Его необыкновенные способности теперь объясняются возможностями техники или умственными способностями, в наше время грубая сила и ловкость не так важна. Хотя "Крокодил Данди" вполне себе герой на фоне городских хлюпиков. Теперь герой или получает с помощью научных изысканий новое тело или неуязвимый панцирь. Ну, или сам подсовывает под пончо металлический поднос на худой конец.
От сверхестественных свойств осталась как раз живучесть. Сколько раз мы видели, как после потасовок, которые бы любого превратили в инвалида, наш парень вскакивал как ни в чем не бывало и вырубал своего врага. Его не растоптать никаким медведем, он в воде не тонет, на холоде не мерзнет, он может добыть еду, огонь и воду в любом положении.
"Марсианин" в исполнении Мэтта Дэймона тоже неплохо вписывается в этот концепт( главный соперник Лео в борьбе за Оскар).
Сверхгерой должен иметь достойного врага, кто-то должен подчеркнуть его неоспоримые достоинства. Мы ничего не знаем про Фитцджеральда, которого так хотел покарать Хью Гласс, но в фильме он сильный соперник. Битва с врагом проходит по всем канонам эпоса. Эпический герой редко сразу побеждает врага. Битва имеет три стадии. Дальний бой со змеем Горынычем, стреляние издали. Ближний бой и ,напоследок, зачистка: уничтожение змеенышей. В борьбе обязательна стадия контактного рукопашного боя двух врагов, что мы обычно имеем в голливудских фильмах. Когда доходит дело до серьёзных разборок все спускается на первобытный уровень: пистолеты куда-то делись, мужики душат друг друга голыми руками.
Отдельная история с выдуманной биографией Фитцджеральда. Он выжил после того, как с него пытались снять скальп. Чудом. То есть, это человек, вернувшийся из царства мертвых. Надо ли говорить, что Лео тоже выполз из собственной могилы. Сохранено правило древних эпосов, касающееся индукции признаков: враги в чем-то должны быть подобны. Кроме того, если верить профессору Проппу и прочим исследователям языческих корней волшебной сказки, то поход в страну мертвых отражал обряд инициации, когда юношу уводили в дремучий лес в тайное место и там подвергали испытаниям, если его тотем был каким -то животным, то могли завернуть в шкуру этого животного, и после ночи в такой шкуре юноша возвращался в родное село уже признанным мужчиной и мог уже пить, курить, портить девок и считаться полноценной взрослой особью.
Хью Гласс в фильме проходит такую "инициацию" даже не один раз, особенно языческой выглядит сцена, когда он забирается в голом виде в брюхо падшей лошади. И словно рождается заново утром из её чрева. Не удивлюсь, если эту сцену нашли в каком-нибудь эпосе. По законам эпоса в потустороннем мире герой получает свою силу. Высший подвиг Геракла - нисхождение в Аид.
Еще одним из свойств героя обычно является его гневливость и невоздержанность, возможно, что это отражение неуемного характера пассионария, которыми были все герои. Излишняя энергетика мешает жить спокойно, достается и чужим и своим под горячую руку. В фильме герой убивает, защищая жену, офицера. В реальной биографии Гласса такого эпизода нет.
Ловили ли вы себя на мысли, что, если герой фильма не вполне соответствует стереотипному образу эпического героя, так он немного недотягивает. Он должен быть потрепан в бою, но обязательно выживет, подраться по мужски с противником, который может быть коварен, но будет побежден. Мы еще не вспомнили его эротичность. Герою Каприо не пришлось продемонстрировать своих мужских качеств, но индейская жена, судя по всему, была им довольна. Сценаристы и романисты, когда создают своих героев, воздействуют на застарелые механизмы нашего подсознания, готового откликнуться на зов предков. С тем. что заложено в нас тысячелетиями бороться бесполезно, разве что не читать детям волшебных сказок про богатырей.
Да и это не поможет, когда новую мифологию породило кино.