Мы с детьми провели незабываемую ночь в музее 21 мая. Это был Пушкинский музей-заповедник в Больших Вязёмах.
Когда мы уезжали после мероприятия, нас всех переполняли эмоции и я даже думала, что надо какое-нибудь благодарственное письмо в музей написать. Но так и не сподобилась, к сожалению.
Уже прошло полтора месяца после этой жутко интересной ночи, но для меня это по-прежнему самое яркое событие этого лета, а может быть и этого года. На 21 мая, к великой Ночи музеев было столько всего заманчивого в разных точках Москвы: и квесты, и прогулки по крышам, и какие-то кошачьи дискотеки и мастер-классы с поделками. Но, к сожалению, мы живем далеко от всего. Для бешеной собаки, конечно, 40 верст не крюк, но я представила себе, как мы будем «оттопыриваться» в каком-нибудь Тимирязевском музее, как выйдем оттуда часиков в 11 ночи, «усталые, но довольные», сядем на метро, в котором дети, конечно же уснут, а потом приедем к какой-нибудь конечной, где будет стоять машина. Дети, конечно же, начнут хныкать, младшая просто «растекаться», пока мы туда доберемся… В общем, решили отправиться куда-то поближе. Поближе оказался музей-заповедник Пушкина в Больших Вязёмах.
Меня мучили сомнения в правильности выбора. Дети мои отнюдь не юные пушкинисты. Ларисе 8 лет, она ненавидит читать и терпеть не может музеи (за редкими исключениями). Соне 5, и, хотя она любит сказки Пушкина, было неизвестно, как долго она сможет выдержать вечерне-ночное музейное мероприятие. Мы пригласили с собой Ларисину подружку с гимнастики. Ей было 9, и она тоже не очень жаловала музеи. Но мы с мамой Ларисиной подружки провели пиар-работу, в ходе которой пытались создать у детей впечатление, что ничего круче ночи в Пушкинском музее вообще быть не может.
На удивление мы оказались правы! На сайте музея был подробный план фееричного веселья. Я уже не помню точно, но, кажется, это начиналось где-то в обед, и друг за другом, без пауз шли какие-то концерты выпускников местных музыкальных школ, детские спектакли. К вечеру начинались бесплатные обзорные экскурсии по территории, а самой ночью, кажется с 20:30 начинались платные экскурсии по дворцу. Был еще анонсирован спектакль «Пиковая дама», но мне показалось, что это немного не на наш возраст. На всякий случай дома начали читать, но Ларису «вырубило» где-то на 30 минуте от начала - очень сложная карточная терминология 19 века.
Уже подъезжая к «месту силы», я решила поинтересоваться мнением детей - хотят ли они посмотреть спектакль «Пиковая дама»? Дети неожиданно закричали, что очень хотят. Оказалось, что Пиковая дама - это неумирающая героиня современного детского городского фольклора, дети много о ней знают, и не прочь узнать ещё больше.
Мы приехали к началу вечерних экскурсий. Погода была не очень, по-моему, периодически моросил дождик. Мне было интересно - будем ли мы единственными маньяками-пушкинистами, которые на ночь глядя, не побоюсь этого слова, приперлись, на бесплатную вечернюю экскурсию? Каково было наше удивление, когда мы поняли, что впритык к музею мы не припаркуемся - занято более шустрыми любителями культуры. Не скажу, что там были немерянные толпы, но народ таки был! И чем темнее становилось, тем больше было людей!
Мы сходили на бесплатную обзорную экскурсию. Наш экскурсовод была как аудиогид. Гладкие фразы, литературный русский язык. Обилие архитектурной терминологии, по которой моим детям нужно отдельный цикл лекций проводить. «Обратите внимание, уникальная звонница, построенная по приказу Бориса Годунова! Двухъярусная, трехпролетная!» Всё было нормально, но выйти за пределы заученного текста у экскурсовода не получалось. Когда мы прошли по парку, я задала несколько уточняющих вопросов, она просто слово в слово повторила свой предыдущий абзац.
В парке нам понравилось. Усадьба расположена на берегу реки Вязёмки. Когда экскурсия закончилась, мы стали гулять самостоятельно. Девчонкам понравилась река, красота воды, вечера, тишина. В парке есть забава «Солнечные часы». Деревья посажены по кругу. В центре должен быть какой-то шест. В солнечную погоду шест должен отбрасывать тень на дерево. И вроде как в старину сразу было понятно, который час.
Когда я думала о спектакле, мне казалось, что выделят какой-нибудь небольшой зальчик во дворце, где обычно проходят концерты, пригласят старшеклассников из местной театральной студии, дети мирно посидят, может быть что-то их заинтересует. Всё оказалось не так. Во-первых, этот спектакль проходил, по-моему, во всех залах первого этажа. Зрители перемещались от зала к залу, от сцены к сцене. А во-вторых, дирекция музея пригласила настоящих актёров из независимого театра «Переулок». С этим был связан неприятный денежный момент. 1 билет на спектакль стоил 750 рублей, и мы об этом узнали только в кассе. На сайте музея об этом не предупреждали. Нас было четверо и нам еле-еле хватило, главным образом потому, что мама Ларисиной подружки дала денег с хорошим запасом.
Ещё больше меня удивило, что спектакль оказался совмещен с экскурсией при свечах, и вел экскурсию сам директор музея - Александр Михайлович Рязанов. Это был очень необычный формат, и всем было интересно, как же все будет. Наконец пришел директор с большим фонариком, поблагодарил всех, кто выбрался на мероприятие, несмотря на плохую погоду и устремился вверх по лестнице. Мы оказались в довольно оживленной толпе. Мне кажется, было человек 20-25. В основном, женщины 50+, но была, по-моему, и парочка подрощенных школьников. Самых маленьких посетителей привезла, разумеется, я. Но пятилетнюю Соню народ глядел с легким ужасом - в их глазах читалось: о боже, неужели нельзя было дома с кем-нибудь оставить?
Как только мы поднялись на первый этаж, стало ясно, что такое формат экскурсии при свечах. Вы будете смеяться, но ничего не видно! Есть чуть - чуть свечей, но разобрать, что изображено на картинах можно с трудом. Директор бодренько переводил световой круг фонарика от одного к другому. Как только фонарик отводился в сторону - разглядеть подробности было нереально. Могу сказать, это сразу обострило интерес к происходящему со стороны моих детей. Когда ты находишься в музее днем - это скучно. А тут ты находишься в темном помещении, не знаешь, кто там прячется в углах, и вообще тебе нужно как-то отсюда выбраться! Это сразу вовлекло детей в происходящее. Я подумала, что такой приёмчик обязательно нужно взять на заметку. В темноте детям становится интересно абсолютно всё!
Настало время пушкинской истории. Старый дворец проснулся, и в нем появились люди в одежде 19 века. Мы зашли в комнату, увидели там девушку, играющую на скрипке. Начался сюжет. Как вы понимаете, выбор места для постановки истории про Пиковую даму был абсолютно не случаен. По одной из версий Наталья Петровна Голицына, мать Бориса Владимировича Голицына, владельца Больших Вязём, была прототипом пушкинской Пиковой дамы (хотя Пушкин признавался, что у Пиковой дамы есть черты и княгини Натальи Загряжской). Детям объяснили, что сегодня мы ночью идём в дом, где жила настоящая Пиковая дама, и увидим ее портрет!
В каждом зале были какие-то «эффекты». Актеры из «Переулка» постарались выжать из интерьера всё, они заставили его говорить в полный голос. Лариса до сих пор помнит, как громко хлопнул дверью супруг графини, отказываясь платить её карточные долги.
Очень страшной для моих детей показалась сцена, в которой Герман прокрался к старой графине и начал принуждать раскрыть ему тайну. Жуткая бабуся (играла молодая девушка, но прекрасно вошла в образ) со стеклянным взглядом и шамкающим беззубым ртом в темноте. В конце, понятное дело, испустила дух.
Но в следующем зале оказалось еще страшнее. Нам рассказали, что это масонская молитвенная комнате, в которой всё напоминает о временности земной жизни: лепнина на потолке имитирует крышку гроба, как будто ты уже лежишь там, и вот такой вид сверху можно видеть, но лучше всего оказался дверной проем. Стенки проема были сделаны под определённым углом, так что издали это тоже напоминает гроб, наверное, несколько большего размера, чем в реальности. Представьте себе эту комнату ночью, при свечном освещении! Это дивное помещение было выбрано для сцены явления умершей графини.
Сначала Герман увидел что-что страшное в окне - все зрители посмотрели в окно. Потом он услышал какие-то странные шаги. Мы тоже услышали эти шаги. Потом кто-то начал толкать дверь. Потом скрестись! Ну реальная жуть, даже мне было страшно слышать это настойчивое поскрёбывание! Темно же! И тесно! Бежать некуда, если что! Потом труп графини ворвался таки с воплем: «Я пришла сюда против своей воли!» А я еще Соню поставила в первый ряд, чтобы лучше было видно. Все происходило в полутора метрах от неё. Соня просто вросла ногами в пол. Потом графиня выдала секрет трех карт и начала ДУШИТЬ Германа. От неожиданности Соня взвизгнула, что, разумеется, добавило ярких красок пушкинскому перформансу.
Наконец мы перешли в зал для финальной сцены, где должна была состояться карточная игра. Мне не удалось занять козырного местечка. Я притулилась где-то в углу, взяла Соню на руки, чтобы ей лучше было видно. И ей действительно было прекрасно всё видно. Дети позже заявили, что они теперь всегда будут бояться шкафов. Потому что вначале покойная графиня высунула из шкафа руку, а потом вылезла целиком. Я этого не видела. Я слушала текст. В конец Герман, разумеется, сошел с ума. Спектакль закончился, но не закончилась экскурсия!
Директор был счастлив, что публика приехала на мероприятие, и отпустить народ, не показав ему всего, хотя бы самого главного, было просто невозможно. Все интересное, что Александр Михайлович узнал за последние 50 лет своей жизни, он решил рассказать нам за час. Знания просто переполняли его. Меня хватило только на первый этаж, после этого я почувствовала, что мой мозговой чердак уже набит до отказа и впихнуть туда что-то еще абсолютно невозможно.
Вслед за директором мы поднялись на второй этаж. По-моему, там уже был нормальный свет, осмотрели постоянные экспозиции, потом временные выставки, потом спустились в подвал, где нашему вниманию предлагались иконы. Как сказал Александр Михайлович: «Картины современных художников, перед которыми люди стоят на коленях».
Могу сказать, что идея экскурсии при свечах плодотворна во всех смыслах. У тебя нет возможности толком что-то разглядеть, поэтому остается ощущение неразгаданной загадки абсолютно от всего. Хочется вернуться в музей без экскурсовода и посмотреть на всё при дневном свете. Сплошная выгода для музея: клиенты, которые хотят прийти второй раз! Даже если ты разглядишь картины, все равно при свечах колорит другой, и тебе хочется увидеть колорит картины при дневном свете. Какие-то вещи просто не успеваешь отследить, экскурсовод перевел фонарик на что-то другое, все, кто не успел, тот опоздал. Во время ночной экскурсии меньше отвлекаешься, потому что следишь за фонариком. Во время обычной экскурсии я люблю отойти в сторону и разглядывать то, что мне интересно, во время ночной этот номер не пройдет.
В общем, мы вышли переполненные впечатлениями, ошалевшие. Никто из детей даже не догадывался, что Пушкин может быть ЖУТКО интересен до такой степени. Лариса спросила: «Мама, а как ты думаешь, самому Пушкину было страшно сочинять эту историю?» Соня постоянно вспоминала разные моменты спектакля, а Ларисина подруга сказала, что это первая экскурсия, которая ей реально понравилась! Она добавила, что всегда будет ходить на ночные экскурсии с актерами. Я не стала её разочаровывать, что это не является стандартной услугой, доступной в любом музее в любой день.
Мы вышли из дворца. Накрапывал дождь. В огромном партерном цветнике перед дворцом поставили большие свечи. И они, кстати, как-то не гасли, не смотря на дождь. Было очень красиво и необычно. Не хотелось уезжать. Дети упросили меня еще погулять по парку. И мы, постепенно промокая, гуляли в одиннадцатом часу ночи!