На выходных ходил на экскурсию по ледоколу "Красин". Располагается он рядом с углом 23-ей линии ВО и наб. Лейтенанта Шмидта, рядом с Горным институтом.
Если идти от Благовещенского моста то становится виден он издалека
На противоположном берегу находятся "Адмиралтейские верфи". Корабль на фотке выше у левого края на мой взгляд имеет интересное название "СОВКОМФЛОТ" (наверно сокращение от СОВкового КОМмунистического ФЛОТа)
Кроме строительства кораблей, на верфях также ремонтируют или строят (точно не знаю) и обслуживают подлодки. Строящуюся или ремонтирующуюся подлодку сфотографировать нельзя, т.к. она закрыта, поэтому получилось сфотографировать что-то отдалённо напоминающее хвостовой винт подлодки а заодно и подлодки которые стоят на обслуживании
Внешний вид "Красина"
Краткая справка:
- Построен 15 сентября 1917 г.
- до 1927 г. назывался "Святогор"
- Длина около 100 м
- высота 12 м
- осадка 8 м
- скорость 9,6 узл
- участвовал в спасательной операции "челюскинцев"
- максимальная толщина льда 3,1 м
Поднявшись на борт, узнаём, что билет стоит 100 руб.; для студентов, пенсионеров и т.д. 50 руб.; доп. экскурсия в машинное отделение 100 руб - со льготами 50 руб; фото - 50 руб; видео - 100 руб. Экскурсии проводятся всю неделю, кроме двух дней которые я не запомнил ежечасно с 10 часов. Экскурсия в машинное отделение суббота и воскресенье 13 и 15 часов. Ну а теперь сама экскурсия.
Первое, что встречает каждый посетитель, поднявшись на борт - это табличку с названием
Наша экскурсия началась с большого якоря, который имеется на ледоколе в количестве двух штук
Далее идём на носовую часть судна - бак - на которой располагаются механизмы для поднятия и спуска якорей
Находясь на баке, экскурсовод сразу обратил наше внимание на дерево из которого состоит палуба. Это красное дерево. Особенность этого дерева состоит в том, что при намокании оно не становится мягче и не распадается как другие деревья, а наоборот - становится твёрже.
Также с бака можно увидеть орден "Трудового Красного Знамени" полученный им за спасательную операцию оставшихся в живых членов экипажа дирижабля "Италия" и оказание помощи германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" в 1928 г.
Дальше мы пошли на корму мимо спасательных лодок. Вместимость лодок около 30 человек, крытых - 50 человек.
На корме находится лебёдка, к которой привязывался буксировочный трос для проводки кораблей среди льдов
К сожалению, из-за плохого знания морских терминов не знаю как называется предмет, на который надевается канат. Но знаю, что если стать на него ногой, то это будет считаться самым страшным позором.
После кормы мы пошли в кают-компанию, в которой располагаются 2 обеденных стола, стулья, уголок для отдыха и пианино. В отличии от обычных помещений, где столы и стулья можно передвигать, тут, из-за качки, столы, стулья и все остальные предметы находящиеся на полу прочно прикреплены к нему. В случае качки, скатерть делали влажной, чтобы она не скользила по столу.
Тут же находится карта маршрутов исследования Арктики (свет от ламп затемнил)
После кают-компании перешли в каюту капитана. Каждый капитан ледокола "Красин" работал по 2 - 3 года из-за сложных условий работы. После этого их переводили в более лёгкие условия. Первый капитан ледокола сказал, что пока работает мотор, капитан всегда будет у ледокола. Поэтому и в наши дни у ледокола тоже есть капитан. Рабочий стол капитана.
В рабочем кабинете расположен магнитный компас, чтобы капитан всегда мог знать курс
В комнате отдыха находятся кроме основной мебели, приёмник и холодильник спрятанный в шкаф
Спальня капитана
На корабле имеется исследовательский кабинет, в котором и в наше время проводятся исследования. Во всех морях и океанах, в которых бывал ледокол, учёные брали пробы воды. 4ая слева - вода в Северном ледовитом океане (голубая)
На ледоколе "Красин" 3 этажа: на первом - кают компания, на втором - каюта капитана и исследовательский кабинет, на третьем - штурманская и рулевая рубка. Наша экскурсия продолжается и мы проходим в штурманскую. Как и в любой штурманской есть карта, в данном случае это оригинал карты, которой пользовались для прокладки маршрута из Северного Ледовитого океана.
Отличие штурманской морской карты: голубой цвет - мелководье, белый - глубокие места, жёлтый - земля.
Над штурманской картой находятся слева - направо - вниз: указатель скорости (в данном случае показывает скорость Невы - 1 узел), указатель крена, большой ящик - бортовой самописец с гироскопом
Напротив за стеклом находится выставка морских экспонатов разных времён. Самыми интересными являются два экспоната: "Лиса" ...
"Лиса" (уменьшенная копия) появилась у мореплавателей в 12 в. На горизонтальной линейке палочками отмечались скорость и время, на кругу - пройденное расстояние. Названа так, потому что когда ей пользовались, то использовали очень много палочек и веревочек. Веревочки постоянно запутывались за время работы одной смены. Заступившей смене приходилось распутывать верёвочки, чтобы определить место.
... и лётная книжка, которая всем знакома
Из штурманской переходим в рубку управления.
Сразу что бросилось в глаза, так это РУДы или что-то похожее на них :)
По центру стоит рулевая колонка с гирокомпасом (слева) и магнитным компасом (справа). Полное отклонение руля обеспечивается при повороте штурвала на 30 градусов.
Гирокомпас
Магнитный компас
Напротив руля находится что-то наподобии громкой связи
Дальняя большая труба - связь с каютой капитана, маленькое отверстие под ним - связь с машинным отделением. Чтобы вызвать машинное отделение, нужно было подуть в трубу и тогда в машинном отделении раздавался свисток, сигнализирующий вызов рубки управления.
Слева от руля находится локатор с очень мощным излучением. При включении его на полную мощность, блокирует мобильную связь, радио и т.п. Включают только по праздникам и то не на полную мощность.
Над ним находится колпак для удобного просмотра экрана. Что-то подобное раньше использовали диспы, когда были первичные локаторы.
Напротив локатора расположен пульт управления пожарной сигнализации.
Пожарная сигнализация двух видов на ледоколе: ручная и автоматическая. Красные лампочки - автоматическая. Принцип действия: в отсеках раположены датчики с термочувствительным материалом, который при повышенной температуре начинал плавится приводя в действие автоматическую сигнализацию. Белые лампочки - ручная. Активизируются с помощью молотка. Устанавливались там, где из-за относительно высоких температур невозможно было установить автоматические датчики.
А это прообраз первой беспроводной связи. Вес трубки около 1,5 кг.
Тут же расположена таблица с сигнальными флагами
Ледокол также оборудован автоматическим закрыванием дверей в случае пожара и/или поступления воды в трюмы
Напротив находится какое-то устройство типа локатора и окно с морским дворником
Все окна рубки обогреваются, но не смотря на обогрев они все успевали покрыться льдом. На фото с локатором можно увидеть окно с морским дворником, которое называется окно-дворник (крайнее слева). У данного окна дворником является круг с обогревом который при необходимости запускается и быстро перемещаясь не даёт замёрзнуть окну.
Ну а так выглядит Питер с верхней палубы
На этом экскурсия завершилась и все спускались по лестнице с уклоном 55 градусов. Ширина ступени на которую можно стать около 5 см, остальная её часть перекрыта другой ступенью.
Чуть не забыл упомянуть несколько слов о вертолётной площадки. Вот эта лестница ведёт к вертолётной площадке
Эта площадка предназначалась в качестве места для хранения самолёта. Но из-за больших размеров самолёта, приходилось хранить его в разобранном виде и собирать перед вылетом, предварительно подготовив снежную полосу. Т.к. на "Красине" никогда не было вертолётов, а был только самолёт мне не понятно почему площадка называется вертолётной.
И уже в самом завершении поста хочу рассказать интересную историю, произошедшую с этим котом
3 года назад проплывал котёнок мимо ледокола на льдине. Как он на неё попал никто не знает. Увидев проплывающего котёнка на льдине, команда ледокола организовала спасательную операцию. Т.к. невозможно было подойти ко льдине на лодке, команда опустила 4-метровую палку, за которую маленький котёнок вцепился ЗУБАМИ. Так и спасли его. После этого он целый год жил в машинном отделения не выходя на улицу. Несмотря на то, что прошло много времени с того случая он всё-равно боится людей и сам экскурсовод невсегда его может взять на руки. В отличии от обычной жизни, где с чёрным котом связана плохая примета, на море чёрный кот на корабле считается хорошей приметой. В давние времена в Англии корабельным котам давали даже звания.