Не все советские кинематографисты могли получить разрешение для выезда за границу для съемок. Тогда режиссерам приходилось искать подходящие локации в пределах Советского союза.
«Тайны черных дроздов»
Съемочная группа фильма “Тайны черных дроздов” собралась снимать в Лондоне, но из команды выезд одобрили только оператору, режиссеру и его ассистенту. Пришлось искать место, похожее на Лондон. В итоге была выбрана усадьба Вазалемма в окрестностях Таллина. Она идеально подходила для сюжета Агаты Кристи.
«Д’Артаньян и три мушкетера
»
Георгий Юнгвальд-Хилькевич назначил съемки “Парижа” во Львове. Город с красивейшей европейской архитектурой больше всего подходил для съемок «Д’Артаньяна и три мушкетера». “Дом господина Бонасье” снимали в костеле Марии Снежной, а “Парижскую ратушу” изобразил Подгорецкий замок. В кадр также попали ворота грекокатолического Собора святого Юра и внутренний двор Армянского собора.
«Бриллиантовая рука»
Леонид Гайдай мечтал отснять начало «Бриллиантовой руки» в Турции, но кинематографистов туда не пустили. Пришлось изображать Стамбул в городе Баку. Семен Семеныч и Геша Козодоев гуляли по старинному кварталу Ичери-Шехер, а подскальзывались и падали они на улице Малая Крепостная. После успешной премьеры комедии эта улица стала достопримечательностью для российских туристов.
«Алые Паруса»
Режиссер Александр Птушко долго искал место для экранизации одноименной повести Александра Грина. Он рассматривал Южный и Северный Кавказ, Краснодарский край и Прибалтику, но остановился на Крыме. Замком послужил Воронцовский дворец в Алупке. А Зурбаган и Лисс были возведены на Ялтинской набережной из масштабных декораций.
«Человек-амфибия»
Чтобы перенести зрителей в Аргентину, Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев воспользовались красотами Крыма и Черного моря. Однако местность не совсем соответствовала Аргентине, ей не хватало зарубежной насыщенности. Тогда режиссер установил перед подводной камерой аквариум с редкими рыбами. А порт в Буэнос-Айресе заменили на порт в Баку, Азербайджан.
«Человек с бульвара Капуцинов»
Крым стал идеальным местом для воссоздания американского городка Санта-Каролины. Ключевая локация фильма - Коктебель. Основные съемки проходили в окрестностях Белой скалы. Старания не прошли даром: фильм получил награду на кинофестивале «Золотой Дюк-87» - «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
«Десять негритят»
Зная о всех сложностях, режиссер даже не пытался получить разрешение на выезд за границу. Станислав Говорухин сразу понял, что снимать придется в Крыму, в «Ласточкином гнезде» и на территории лагеря «Артек». А съемки сцены, в которой убивают капитана Ломбарда, развернули в Гаспре, на пляже санатория «Жемчужина».
«Невероятные приключения итальянцев в России»
А вот «Невероятные приключения итальянцев в России» - одна из немногих картин, которую снимали за границей. Дело в том, что итальянский продюсер Дино Де Лаурентис после съемок фильма «Ватерлоо» задолжал СССР крупную сумму. У продюсера не было денег отдать долг, и он посодействовал, чтобы группу кинематографистов выпустили за рубеж. У Дино не было достаточно денег, чтобы оплатить съемки на площади Пьяцца Навона в Риме, поэтому Эльдар Рязанов снимал тайком из окна автомобиля.
«Семнадцать мгновений весны»
Многосерийный фильм про шпиона частично был снят в Германии, но Берлин режиссеру пришлось снимать в Латвии. Немецкая улица Блюменштрассе в фильме на самом деле - улица Яуниела в Риге. Эта улица стала любимой среди кинематографистов. На ней снимали “Лондон”, “Германию”, “Чехию” и другие европейские города.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Также улица Яуниела в Риге известна как лондонская Бейкер-Стрит в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но и советский Ленинград часто задействовали, когда нужно было отснять европейский город.