Путешествие от моря Лаптевых, до истоков Лены. ГЛАВА - 21. КИРЕНСК

Jan 28, 2020 17:16

История города Киренска





Киренск - старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше Иркутска) как Никольский погост.



В 1665 году на месте погоста был основан острог - Усть-Киренск. Своё название он получил по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от киренӈа в значении «орлиное гнездо».

В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.



Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.



Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.

Спасский собор в Киренске каменный, трехпрестольный, достаточно вместительный, весьма благоустроенный трудами о. протоиерея Кокоулина. При соборе довольно хорошая, сравнительно с сельскими храмами, библиотека. Но напрасно в пределах собора сделан лепной потолок и раскрашен в кирпичный цвет, что совершенно не гармонирует с отделкою главного храма и является бьющим в глаза пятном; иконостасы приделов тоже выкрашены не в тон иконостаса главного храма: тот голубой, а эти красные. Существенного значения, конечно, все это не имеет, но портит общее приятное впечатление от собора.

При соборе три священника: настоятель о. протоиерей Прокопий Кокоулин, состоящий благочинным церквей 1-го округа Киренского уезда, наблюдателем церковных школ, председателем отделения, законоучителем прогимназии, 2-й священник - о. Сергий Пономарев - законоучитель городского училища, казначей отделения; 3-й священник (временно вакансия) - заведующий второклассной учительской школой. К собору приписано 20 деревень на 300-верстном расстоянии, более чем с 5 тысячами жителей. Обремененность делами не позволяет причту, даже при трех священниках, совершать каждодневно службу и вообще отдаться на работу приходу как бы следовало. Приписанные к соборному храму деревни необходимо отделить и образовать из них самостоятельный приход; и тем дать возможность соборному причту направить свою пастырскую работу исключительно в среду горожан.



В соборе особо чтимая икона Спасителя; Владыка рекомендовал уделить один день недели, хотя бы вечер воскресного дня, для совершения пред образом молебного пения с акафистом, предваряя каждый раз это молитвенное собрание жизненным пастырским словом назидания: «Малая капля долбит камень частым падением, слово ли Божие и пламень общей молитвы, - говорил Владыка, - не расплавит религиозной черствости души человеческой»…

Бедноты в городе достаточно. Владыка настойчиво рекомендовал устроить или богадельню, или попечительство для бедных. Заботливость о нуждах народных, говорил он, бесспорно, значительно поднимет влияние духовенства среди горожан. Против «друзей человечества» (а их в Киренске много), бьющих воздух для счастья народного языком, это был бы ответ и отпор самым делом… Рекомендовал Владыка при соборе организовать общество трезвости (к общему стыду, пишет Владыка в отчете, самое грандиозное здание в Киренске - «винная монополия»), привлечь к деятельности в нем учителей городских школ, которые и могли бы вести в своих школах воскресные чтения против пьянства.

После литургии Преосвященный посетил о. настоятеля собора и второклассную школу], которую осмотрел детально. Здание ее, построенное бывшим заведующим священником о. Конст. Кокоулиным66, нашел прекрасным и благоустроенным; при школе отличный физический кабинет и библиотека, приобретенные тем же о. Кокоулиным, но в значительной мере запущенные последующими о.о. заведующими.

Из моей книги "ДИНАСТИЯ"

Из дневника А.К. Бабичева:

...Итак, 17.05.1951 г. меня рассчитали в Жигалово и перевели в Киренск, где предложили должность первого помощника капитана парохода «Шахтер» с окладом 705 рублей. Трудности меня не пугают. Я видел много и много пережил на своем коротком веку. Ведь мне уже 22 года.



26.05.1951 г. на пароходе «Шахтер» делаю первый рейс в должности капитана, из Киренска в Осетрова. Все идет нормально. В Осетрова беру на борт зам. министра Чеботарева со свитой в 5 человек и срочным рейсом за 16 часов «вылетаем» в Киренск.



В Осетрово на нефтебазе получил 1697 кг керосина.

29.05.1951 г. с начальством на борту «вылетаем» срочно в Витим. Присматривают затон Сосновский.
Чеботарев - «мощный мужик». Я сравниваю его с царем Петром 1 и жду, когда он вытянет вперед руку и скажет: «Здесь будет город заложен».

Из Витима ушли в Бодайбо по реке Витим. Во время вахты второго помощника капитана в левое колесо попадает «топляк» и ломает деревянные плицы. С наметкой подходим к берегу, грузим дрова и производим ремонт.

Сентябрь, 1951 г. На перекате Балахнинский при подходе к брандвахте чуть не сели на мель. Отделались поломкой плиц левого колеса. Еще раз всех помощников и штурманов инструктировал: «Подходите с наметкой».



Осень.

Снег с северным ветром хлещет в лицо.
Продрог до костей за штурвалом,
И там впереди не видать ничего:
Все скрылось за бешеным шквалом.

В последний решительный рейс мы идем.
Брега все покрытые снегом,
И позднею осенью веет кругом.
Но главное дело не в этом.

Вода в перекатах - их 77 -
Ушла, разбивая сердца.
И плиц не осталось в запасе совсем,
Но штурман творит чудеса.

Грунт, крупная галька, булыжники, скалы.
Усыпано дно всего русла реки,
И в малую воду покажут оскалы.
Надежно держите штурвал, речники!..

© Александр Константинович Бабичев (1950 г.)



Руководство Киренского техучастка поступило с молодой семьей более снисходительно, когда узнало, что у Бабичевых будет второй ребенок. Они уволили Александра переводом в Витимский техучасток. Отработав в Киренске три навигации, зарекомендовав себя с хорошей стороны, проявив свои лучшие качества и не испугавшись трудностей, в 1953 году Александр Константинович назначен капитаном парохода «Спартак» Витимского техучастка.



В новогодние праздники 1954 года в городе Киренске Зинаида Васильевна родила сына Сергея, я появился на свет в зимнюю стужу.

Александр Константинович в Витимском техучастке получает назначение на должность капитана грузопассажирского парохода «Витим», построенного в 1891 году на Николаевском заводе и собранном в Усть-Куте.

Размеры: длина - 45 м; ширина - 6 м; осадка 90 см.
Мощность - 160 индикаторных лошадиных сил,
на буксире - 15 тыс. пудов,
пассажиров - 138.
Экипаж - 20 человек.
(списан - 1958 г.) отработал 67 навигаций.

Витимский техучасток выделяет семье Бабичевых квартиру в доме на два хозяина по ул. Ленина, состоящую из одной комнатки и крохотной кухни с кирпичной, беленой известью печкой, которая топилась дровами.



Для молодого капитана и его семьи, за 5 лет наскитавшейся по общагам и съемным углам, это был настоящий дворец. Появилась собственная мебель. Кухонный стол, табуретки, кроватка для младенца, шкафчики и полочки, изготовленные из дерева, были подарены друзьями на новоселье. Этажерку для книг и документов с выдвигающимся ящичком и шкафчиком Александр сделал своими руками.

В 1957 году из Киренска передают в Витимский техучасток пароход «Шахтер» и назначают А.К. Бабичева капитаном.



В 1958 году Александр Константинович вступает в КПСС. Работает капитаном на теплоходе «Тральщик». Удостаивается звания «Лучший капитан ЛОРП».

Семье вручают ключи от нового дома, стоящего по ул. Боровой, с небольшим, но уютным двориком и огромным огородом. Появляется домашнее хозяйство: кролики, коза и охотничий рыжий пес по кличке Барбос. Вроде бы чего еще желать? Семья, дом, налаживается быт. Но!



Бабичев Александр Константинович с женой Зинаидой Васильевной.

Бабичев Александр Константинович с женой Зинаидой Васильевной.

Ниже по течению реки Лены, всего в 30 км, в п. Пеледуй разворачивает свои могучие плечи судоверфь, которую переименовывают в ремонтно-эксплуатационную базу флота. В ней планируется сконцентрировать основной крупнотоннажный флот ЛОРПа.

От предложения на перевод в Пеледуйскую РЭБ в 1960 году А.К. Бабичев не мог отказаться. В Пеледуе была построена улица Юбилейная для переселяющихся капитанов и механиков. Новенькие брусовые трех-четырех квартирные дома ждали своих хозяев.



Бабичеву предложили любую квартиру. Выбор пал на дом №15, единственный двор которого был отгорожен от улицы массивными деревянными воротами.

В 1960 году А.К. Бабичев зачислен в штат Пеледуйской РЭБ на должность первого помощника капитана парохода «Клязьма». В том же году переведен капитаном на пароход «Комсомол». В 1961 году переведен капитаном на пароход «Анабар».



На Троицу в Витиме 1955 год

На Троицу в Витиме

Все колесные пароходы речники ласково называли «лаптёжниками». Этот класс судов был уникален. Осадка не превышала одного метра. Лаптёжник мог пройти по любому мелководью. Отличная маневренность, широкая по тем меркам палуба. И практически - непотопляемость. Даже с такими пробоинами, как на фотографиях, «Комсомол» продолжал оставаться на плаву:



На этом эпоха пароходов для капитана А.К. Бабичева и всего ЛОРПа закончилась.

На смену им пришли более мощные теплоходы!







ОСЕТРОВО - УСТЬ-КУТ - ЛЕНА.
Три названия в одном лице...



Усть-Кут - город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области.

Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.

Население - 42 498 чел. (2016).

Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог. Долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 году объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки - Байкало-Амурской магистрали.



Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в СССР. Перевалка грузов на Север. Лесозаготовка, добыча углеводородов. Развит туризм с оздоровительными целями (санатории с лечебными грязями).

Начало здесь:  https://vitimbabi4ev.livejournal.com/6873.html

продолжение следует:   https://vitimbabi4ev.livejournal.com/7282.html

Previous post Next post
Up