Гонка знаний

Dec 04, 2013 22:03

Созванивались с подругой. У нее два сына-школьника, второй и третий класс. "Что-то", - говорю, -"совсем я вас в парке встречать перестала. Вы в какое время гуляете?" "Ты что!" - ужасается подруга. "Мы не гуляем!"
Они не гуляют. Совсем. Все свободное время дети делают уроки. До 12 ночи. Задействована вся семья. Мама с одним сыном делает письменные уроки, папа в это время со вторым - устные. Потом меняются детьми. Предоставленные сами себе, дети быстро "скатятся" - в гимназии сложная программа.

Кроме школы, мальчишки ходят в акробатику. 4 раза в неделю. Меньше нельзя - вышли в основной состав. Очень довольны, бросать и мыслей нет. Да и болеть почти перестали, а раньше - насморк форева, переходящий в более глубокую инфекцию.

И английский. Почему именно сейчас английский - он начался в школе, а у Ани с мужем был немецкий. Ни помогать детям в школе, ни контролировать их возможности нет. А  раз уж учить - выбрали самую сильную школу. Трижды в неделю занятия, а в промежутках - домашка-домашка-домашка. Задают очень много, за один присест не выполнишь, поэтому домашку по английскому делают каждый день. На каникулах занятия не прекращаются. Не передохнешь, из города не уедешь. Летом требуют заниматься самостоятельно.

Ну и собственно школа с ее уроками.

Подруга - женщина, у которой все в жизни на 6 с плюсом по пятибальной шкале. Серьезно, я больше не знаю настолько идеальной женщины. Умна, хороша собой, дома немыслимый порядок и чистота, всегда только что сготовленный обед-ужин, красивая  и продуманная одежда на прекрасной фигуре, ответственная должность. Никто не может совмещать столько вещей, а Ане удается.

Поэтому вы понимаете - Анины дети не могут учиться абы как. Анины дети могут учиться только очень хорошо. Каждая школьная тема дома проверяется и перепроверяется, все непонятное объясняется, прорешиваются дополнительные примеры для закрепления, перед чистовиками - черновики. На это уходит абсолютно все время. Собственно, абсолютно всего времени не хватает, приходится сидеть до полуночи.

"Аня!" - в ужасе вопрошаю я. "А когда же домашние дела?"
Аня повествует. Удачно устроилась на работу в своем районе, 10 минут езды. Встает в 5 утра, к 7 часам у нее уже все переделано. Обед мальчишкам готов и разложен по контейнерам, рубашки наглажены, в квартире музейная чистота. На себя нет ни минуты. Ну разве что спринт-макияж и укладка - все-таки ответственная должность.

Аня повергает меня в бесконечную пучину тоски и отчаяния. Я-то надеялась, что через год станет легче. Если до полуночи уроки - раньше часа не ляжешь. В 5 подъем. 4 часа сна. Эври дей 4 часа сна. В выходные тоже уроки, есличо. Я не в состоянии спать по 4 часа в сутки. Меня в первый же день мотает зигзагом. Через неделю я просто умру. В таком состоянии я бы даже за руль побоялась садиться.

Я ведь тоже настраивалась со 2 класса начать английский. Это что же - нам придется бросить шахматы? Жалко как! Шахматы - это же интересно! А английский - это же просто пахота. Ничего радостного для ребенка, просто - НАДО. Расспрашиваю про английский, каков средний возраст учеников. Подразумевается, что все начинают со второго класса. Начавшие позже уже попадают в группу "не по возрасту". И ведь не бросишь потом этот английский. Это же как велосипед - перестал крутить педали - упал. Перестал заниматься - все забыл. В школе английский начинается со второго класса, с пятого - второй язык. По желанию потом еще и третий. Читать на английском в школе не учат. Прошли алфавит - и на тебе слова, читай. Откуда заумеешь - твои подробности.

Но это же какой-то детский ад? Дети не гуляют на улице. У детей 12-часовой рабочий день. Дети пашут, пашут и пашут.

"Жизнь сейчас такая", - рассуждают родители. Чтобы ребенок был успешным, надо в него вложить. Выполнить родительский долг. Родители смотрят друг на друга. В определенном круге общения неравнодушных приличных родителей сравнения приносят вывод - не до расслаблений! Иногда мне кажется, что это гонка. Надо поспевать, быть в потоке, не хуже остальных, а желательно - на полкорпуса впереди. Ну, хотя бы на четверть.

Нет, конечно, почти у всех дети в кружках занимаются с удовольствием и именно тем, чем нравится. И это приносит очень ощутимые плоды. Маша - чемпион города по шахматам. Алешу пригласили в Вену с концертом. Лиза победила в творческом конкурсе, это ее двадцатая победа. Или тридцатая, я давно сбилась. Данил щелкает олимпиадные задачки, как конфетки. У Кирилла с садика три иностранных языка, в 6 лет уже на всех говорит и пишет. Скрипки мало, взяли еще вокал. А мы, кроме флейты, на танцы. Занимаемся еще с репетиторами, в школе слабовата математика.

И мы стараемся, бесконечно бежим, возим, возим по этим кружкам, торопим детей, прокачиваем их навыки. Мы сами едем на айкидо сразу с шахмат, без заезда домой. Счастье, если уроков задали мало и мы успели их сделать до.

С ужасом думаю про кружки для Лены. Вот их двоих в разные места я одна - как?! Сейчас спасает то, что я не на работе. Кружки для Лены нам подходят только те, где можно заниматься в первой половине дня. В обед мы едем в школу за Сашей, и понеслось... И я с тоской думаю, что вот вообще непонятно, как на работу выходить. Вот как это все успеть?! Одного утром в школу, вторую - в садик. Приготовить обед, убраться, постирать, погладить, съездить по куче взрослых дел. Одного днем из школы, сделать с ним уроки, поехать по кружкам. Вторую вечером из садика, поехать по другим кружкам... Я начинаю понимать мам, которые остались в декрете навсегда. Иначе не успеть. Или спать годами по 4 часа в сутки. Или забить на все. Что при рождении перепало - с тем пусть по жизни и пробивается. Или не пробивается. Не всем же быть эффективными менеджерами, гроссмейстерами и пианистами.

Недавно прочитала у кого-то здесь, в ЖЖ: у нас сейчас детоориентированные семьи. Дети в центре жизни, взрослые просто на подхвате. А раньше все было не так. Взрослые невозмутимо жили собственной жизнью, по мере взросления детей встраивая их в нее. Пока я не прочитала это, мне казалось, что у меня и у друзей все нормально.

С тоской думаю о том, когда же я наконец смогу жить жизнью человека с интеллектом и личными потребностями. Читать. Смотреть фильмы. Интересоваться новой музыкой. Делать что-то бесполезное, но приятное - повышивать, например. В ближайшие лет 8 такая перспектива не просматривается. Тепло думаю о пенсии.

Или у нас с друзьями и правда все нормально? Жизнь сейчас такая, высокие требования, большие объемы информации, жесткая конкуренция? Кто не в гонке с самого детства - тот навсегда за бортом? Как считате вы? Готовы ли вы со своими детьми участвовать в гонке? А если  готовы - то в какой степени? Оставите своим детям возможность гулять? Чем тогда пожертвуете?

И что же делать с этим чертовым английским?..

UPD. Вот прямо сейчас сидим делаем русский. Даны 4 слова, надо выбрать лишнее. "Костер, костюм, страна, струна". Принцип, по которому выбрать - не задан. Тема - буква "с". Есть версии?

Сашка, школа, спрашиваю

Previous post Next post
Up