Впервые на территории Московской области в городе Коломне в "Коломенском краеведческом музее" проходит уникальная выставка «Велосипед. Незнакомая история знакомого объекта». Выставка знакомит посетителей с редкой коллекцией старинных машин, изготовленных в различных странах мира в 1868-1917 годах. Именно за этот период велосипед эволюционировал от крайне опасного и дорогостоящего развлечения для эксцентричных аристократов до истинно демократичного транспортного средства и спортивного снаряда. На выставке представлены все основные типы конструкций веломашин.
Материалы выставки предоставлены "Веломузеем Андрея Мятиева" "Музей истории велосипедного дела" был задуман в 1988 году, тогда же началось комплектование коллекций и исторические исследования в области истории велосипеда и мотоцикла в России и СССР. В настоящее время в фондах музея более 5000 экспонатов. Основной является коллекция велосипедов, в которой представлены более чем 200 экземпляров 1870-1970 годов выпуска Особый интерес представляют машины, изготовленные в дореволюционной России и СССР.
Первые велосипеды появились в России еще в 60е годы XIX века. Большинство из них были завезены из-за границы, но были и экземпляры отечественного штучного производства. Катание в городе было запрещено (пугались лошади) и любители нового вида транспорта могли кататься только за городом.
Первая в России корпорация, объединившая любителей велосипеда, была организована в Царском Селе в марте 1883 года, а к 1897 году в России уже насчитывалось 97 велосипедных корпораций.
В 1853 году француз Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда, применив подпружиненное седло и тормоз, с деревянными, окованными металлом колесами (именно этот тип аппаратов впервые был назван термином «велосипед»), Такой велосипед прозвали «костотрясом» и он считается первым педальным велосипедом, прародителем нынешних современных двухколёсных. Данный экземпляр - уникальный, так как он - самый старый велосипед на территории России.
Высококолесный дорожный «Паук» 1886 г. с огромным передним и маленьким задним колесами производства Pope Mfg Co Бостон Северо-Американские Соединенные Штаты . Модель Columbia Expert. Если верить рекламе, эта машина легкая и маневренная для хороших дорог.
Такие велосипеды часто делались по заказу, под рост будущего владельца.
Картинка голландского художника Антона Пика
Синий велосипед, тот, что стоит у стены, изготовлен в Париже в 1872 году. Очень редкий тип велосипеда, так называемый «переходной» между «костотрясоми» и высококолесными «пауками». Этот аппарат сохраняет некоторые элементы конструкции «костотрясов», но значительной разницей в диаметре колес, резиновыми шинами и относительно небольшим весом знаменует приход эры велосипедов «пауков» Этот уникальный экземпляр является единственным велосипедом такого типа на территории России.
Велосипед с белыми шинами изготовлен в Париже в 1890 году. Модель Safety (безопасная). Колеса с радиальными спицами, подвесная каретка, блоковая цепь, отсутствует свободный ход, шины типа «Кушен», то есть - не пневматические, а литые. Представленный экземпляр - один из первых велосипедов, конструкция которых является прямым предком современных веломашин.
Трехколесная веломашина для дам.
Производитель велосипеда с красной рамой - Dursley Pedersen , Англия 1907 года. Модель - Sport. Рама и передняя вилка оригинальной конструкции, деревянные обода колес, подвесное седло- «гамак». Одна из самых удивительных машин в мировой истории велосипеда! Вес - около 10 кг, что для 1910 года - рекорд. Несмотря на кажущуюся хрупкость - очень жесткий и маневренный.
Велосипед модели Bantam Crypto изготовлен в Англии в 1893 году. Компактный, с приводом на переднее колесо посредством шестеренчатого редуктора. Очень редкая и интересная по конструкции машина.
Изготовленный в Суздале Владимирской губерни около 1892 года кустарно неизвестным матером - кузнецом трехколесный детский велосипед.
Деревянный велосипед выполнен кустарным образом неизвестным крестьянином Владимирской губернии в 1902-1907 годах по образцу и подобию фабричного велосипеда. Эксплуатировался до конца 20х годов. Найден на чердаке заброшенного дома. Хорошая сохранность объясняется тем обстоятельством, что на этом чердаке сушили листья табака, запах которых отпугивал жучков.
Трехколесный детский фабричный велосипед изготовлен во Франции около 1890 года. Имеет цепной привод.
Забавное сидение
Прекрасный образец раннего гоночного тандема для дорожных гонок марки Tandem - Sport 1898-1905 года изготовлен на заказ одной из парижских фирм. Две независимые цепи по разным сторонам рамы, которая имеет оригинальную форму. Отсутствует свободный ход, частично сохранилась оригинальная краска.
Первая в России велосипедная гонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на ипподроме Ходынского поля. Состязания проводились на дистанции 1,5 верст и собрала 25000человек. Первым к финишу пришел москвич Федор Желтичка на высоком велосипеде-«пауке»
В 1890х годах велосипедными обществами были построены специальные спортивные сооружения для проведения велосипедных гонок - циклодромы. Там, кроме обычных треков с земляными виражами некоторые корпорации строили асфальтовые и, даже, цементные сооружения, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков.
Велосипедные состязания собирали толпы зрителей. В России побывали многие чемпионы мира, но самую большую известность имели выступления наших гонщиков: Уточкина, Дьякова, Бутылкина.
После 1905 года ()Русско-Японская война и революционные события) велосипедный спорт пришел в упадок, эра профессионального велосипедного спорта закончилась, но на смену ей в 1909-1910 годах пришел спорт любительский. Проводились шоссейные гонки, часто в провинции: Туле, Стрельне, в Рязани, Орехово-Зуеве.
Модель «Капитан Жерар» для армии была сконструирована капитаном 87го пехотного полка французской армии Анри Жераром в 1897г. Во время Первой мировой войны такими велосипедами были оснащены самокатные роты русской армии. Представленный на выставке велосипед создан в 1900 году, складная рама оригинальной геометрии, блоковая цепь, свободный ход отсутствует.
В России первые опыты по использованию велосипедов в военных целях начались в 1888 году. Для эксперимента использовались военные велосипеды фирмы Swift. На основе полученного опыта была создана конструкция военного велосипеда, получившая название «самокат образца 1891 года».
Машины производил Петербургский Арсенал и снабжал ими военные округа из расчета по два самоката на полк. 17 мая 1891 года вышел приказ «Военного совета» «об обязательном введении самоката в штат полевых пехотных войск и гарнизоны крепостей». Во исполнения этого постановления велосипеды покупались централизованно на средства казны, также выделялись суммы на содержание их в порядке и исправности в войсках наравне с оружием.
В июне 1894 года была сформирована первая в Русской армии отдельная команда самокатчиков. Начальником команды стал подпоручик В.Н.Смердов, известный пропагандист и поклонник велосипеда.
К 1897 году «самокат образца 1891 года» безнадежно устарел и в Русской армии начали испытывать французский военный складной велосипед системы Капитана Жерара. В то время конструкция этого велосипеда была последним достижением велосипедной техники. «Самокат Жерара» в армии не прижился, велосипед покупали в ограниченном количестве
Войска снабжались обычными нескладными велосипедами разных производителей. В 1900-1913 годах были созданы 7 вариантов отечественных конструкций складных военных велосипедов, но ни одна из них не была принята на вооружение.
С начала первой мировой войны было создано 25 самокатных рот, которые вооружили закупленными во Франции «самокатами Жерара» и обычными нескладными велосипедами отечественного производства. Самокатчики на полях войны воевали славно, но несовершенство имеющихся велосипедов требовало скорейшей разработки специальной машины.
Такая машина была создана создана осенью 1916 года конструктором М.Щипановым и получила название «Дукс Боевой». Производить ее стали оба крупнейших велосипедных предприятий империи: Московский «Дукс» .Ю.А. Меллера и эвакуированная в Харьков из окупированной немцами Риги фабрика «Россия» А. Лейтнера
Дамский трицикл английской модели Standard Tricycle № 24 1913 года, оснащенный механизмом дифференциала -очень редкая и интересная по конструкции машина. Модель предназначалась для пожилых людей и дам, не умеющих ездить на двухколесном велосипеде. Механизм дифференциала обеспечивал лучший контроль над веломашиной и большую безопасность на поворотах.
Французский велосипед модели Acatene Metropole , изготовленный в 1920 году, снабжен приводом - трубчатым валом с двумя парами конических шестерен. Эта - одна из альтернативных конструкций велосипедных приводов - передовая для своего времени. Но «безцепные» велосипеды не выдержали конкуренцию с классическими конструкциями.
Представлены номерные знаки, ведь до 1960-х годов каждый велосипедист обязан был иметь номер на своей машине.
Также экспонируются уникальные документы - «билеты на право езды по городу» - аналоги нынешних водительских удостоверений, уставы российских велосипедных клубов конца XIX века, прейс-куранты и рекламные проспекты магазинов, специализированные журналы, брошюры.
Большое историческое значение имеет коллекция знаков российских велосипедных клубов и спортивных медалей - изготовленные из драгоценных металлов лучшими ювелирными фирмами России.
Коллекцию велосипедов прекрасно дополняют собрания велосипедных принадлежностей и аксессуаров (фонарей, звонков, инструмента и т.п.), которые сопровождали велосипед и велосипедистов на рубеже XIX-XX веков, а также - велосипедного инструмента для мелкого дорожного ремонта, счетчиков пути и спидометров, и прочих мелочей, призванных облегчить и украсить жизнь настоящего велосипедиста.
Обширная экспозиция велофонарей наглядно демонстрирует все этапы эволюции конструкции - от примитивных масляных и свечных светильников, до совершенных по меркам начала прошлого века керосиновых и ацетиленовых фар.
http://kolomna-spravka.ru/news/8260http://www.kolomna-kreml.ru/news/719.html http://vita-colorata.livejournal.com/400344.html