Вышла в отпуск, и наконец появилось время написать о всяком, накопилось предостаточно) Попробую. Пора опять расписываться :)
Вообще-то, в The Last of Us играла не я, но в начале этого лета мне выпала возможность понаблюдать за развитием событий и насладиться едва ли не больше игравшего) Тем более, как начинающему геймдизайнеру и вообще любителю игр, мне интересны многие аспекты. Хотя я понимаю, что сейчас, почти два месяца спустя, я могла позабыть многое, хотелось бы писать "по свежим следам" (но как-то не выходило).
Я понимаю, что добралась до игры поздновато - спустя почти 5 лет после ее выхода. Ну, не у каждого человека есть PlayStation, у меня вот нет. И вот, даже учитывая собственную определенную медиаизоляцию последних лет, мне казалось, что ничего особо нового-впечатляющего-захватывающего на тему (грубо говоря) зомби апокалипсиса, сделать не получится. Уж больно модная на свое время тема была, разобрали ее и в хвост, и в гриву, отсняли в этом сеттинге все возможные сочетания.
А игра берет и не новизной идеи, а, скорее, реалистичностью. Хотя, ладно, с реалистичностью я загнула, скорее тем, как затрагивает тебя обрисованная картина. А она затрагивает, затрагивает именно такое, человеческое. Тут радует цельность мира, его истории, которая приходит к игроку в самом разнообразном виде. И вот это разнообразие методов подачи очень радует тоже.
То есть, это не только диалоги персонажей и все их приключения. Это маленькие находки, которые можно читать, а можно не читать - каждая расскажет историю - если это интересно, или нет - если нет. Это ненавязчивость. И еще более ненавязчивая - окружение. Тут не нужно напрягаться, оно прямо в подкорку рассказывает свою историю, которую можешь осознавать, а можешь не осознавать, принимая как данность.
Игра ведет прямой диалог с человечностью. Вопрос о ней как-то всегда идет рука об руку там, где нужно выживать.Ты как-то так или иначе воспринимаешь всех встреченных персонажей, оценивая их личность и деятельность. И насколько "правильные люди" могут идти вразрез с вашими интересами, и насколько подонки могут помогать... И сама финальная дилемма, которую по сути, решили за вас (немного спойлер, хотя все, кто интересовался, думаю , уже давно сыграли). В общем-то, ты понимаешь, что вот так вот было правильно бы поступить, но понимаешь и главного героя, который, будучи далеко не супер позитивным человеком, поступает в согласии со своим сердцем. Тот еще вопрос, дали бы вы умереть единственному близкому своему человеку ради шанса на спасение человечества - того, что его него осталось?
The Last of Us ко всему еще и безумно красива и атмосферна. Дизайнеры взяли все, что могли - от самых стремных заброшек, от самых смелых фантазий о том, как природа справляется с остатками цивилизаций, от красоты природных парков. Каждое обстоятельство, каждая локация - со своей атмосферой. Прогулка по лесу за раненным оленем - это не пробирание через сточные канавы. А приходится и то, и это. Эти лучики света в ветвях древних деревьев, эти ржавые трубы, эти непонятные звуки, от которых мурашки по коже. Эти шаткие конструкции, которые не понятно, как после продолжительного времени, отреагируют на тебя. Эти баррикады, уже никому не нужные...Все очень органично: и локации, и свет, и звуки.
Особо впечатлил меня эпизод со снежной бурей - насколько она ощущается, и насколько в это время легко принять пожарный гидрант за силуэт человека - уверена, неспроста. И этот бой колокола, который проникает всюду, всюду, и действительно кажется, что бежать негде, и боеприпасов совсем нет...
И это еще один плюс игры: она не дает заскучать, она постоянно меняет обстоятельства. Тут ты пробираешься тихо, потому что шумно просто нет шансов, тут ты скачешь на коне, тут плаваешь и думаешь, как переправить неплавающую подругу на другую сторону, тут ты ныряешь, тут ты охотишься, тут тебе надо быстро вынести всех, тут тебе надо отстреливаться от лезущих со всех сторон гадов. Устал красться - стреляй в открытую! Устал стрелять и красться - поскачи на лошади, устал от всего этого - исследуй руины в поисках выхода. И все это очень органично вплетается, не придерешься, вот такой разнообразный геймплей. И по-моему, это отличнейший подход. В большинстве случаев я посматривала на игру уже перед отходом ко сну, но пойти поспать так и не могла, потому что уж больно было интересно. И время летело незаметно!
И люди, очень круто проработанные люди. Не приукрашенные, не гипертрофированные - сложные, каждый по-своему. И совершенно очаровательная Элли, о которой думаешь, я хотел бы, чтобы мой ребенок был такой, но не хотел бы, чтобы он проявлялся в таких обстоятельствах. Но, наверное, такие дети растут именно в таких обстоятельствах. И она настолько восхитительная, что просто понимаешь: как раз такие должны ЖИТЬ. эх.
Пока что вот так вот.
Да, я лично не играла, и хорошо, потому что игра нервячная, а я плохо играю на нервяке. Для меня она идеальная, чтоб смотреть. И восхищаться, не без этого :)