Первые двадцать минут после окончания «Левиафана», мы обсуждали фильм молча: переглядывались, вздыхали, из внятно произнесённых слов было только одно: «Да-а-а». Первую осмысленную рецензию изрёк Саша:
- Фильм надо было назвать не «Левиафан», а «Водка», в крайнем случае «Пьяный Левиафан». Количество выпитого и какие решения принимались под градусом стало в фильме главным, оттеснив на задний план противостояние маленького человека с государственной машиной.
- Водки, конечно, хватало, - выходя из задумчивости, медленно проговорила Наташа. - Актёры прекрасно сыграли сцены возлияния. Натуральность опьянения и похмелья не вызывает сомнения. Иногда хочется зажмурить нос и не дышать перегаром. Но не это в фильме главное. Это фильм о религии, вере, Боге, церкви, о душе и правде.
- Согласен, недаром взят камертоном библейский сюжет об Иове и Левиафане. Правда, в Библии Иов вовсе не похож на героя Серебрякова. Он праведник, всю жизнь посвятивший служению Богу, и которого Бог решил испытать, насколько искренняя у его вера. В фильме же наказание обрушивается на человека очень далёкого и от веры, и от Бога. Поэтому не понятно, чего испытывать в нём? Разве что силу характера? Которого в итоге у него оказалось с горчичное зерно.
- А ставит ли Бог задачу испытывать человека на силу веры? Мне кажется это не по-божески. Испытание силы характера в определённых обстоятельствах человек назначает себе сам. Помогает ли здесь религия - это вопрос индивидуальный. Меня поразил финал, который раскрыл основного заказчика трагедии - местного митрополита. Храм, возведённый на месте разрушенного дома и на крови семьи, ошеломляет цинизмом и жестокостью.
- Вообще, строго говоря, митрополит, здесь не при делах: он, скорее всего, не знает ничего ни про семью, ни про трагедию. И более того, не желает об этом знать: когда мэр хочет рассказать ему о проблеме, он его прерывает, мол, у тебя свои дела, а у меня свои. Именно это сознательное безразличие делает в фильме церковь частью государственного Левиафана. Причём Звягинцев делает оговорку, что церковь это не только митрополит, вводя роль бедного и искреннего священника. Интересно, что этот священник даже не участвует в в торжественном богослужении в финале, и стоит не алтаре в облачении, а среди простых прихожан.
- Я всегда не доверяла церкви и клерикалам. Мне ещё ни разу не встретился священник, которому я могла бы поверить и пойти за ним.
- Ну, верить надо не священнику, а Богу. В этом одна из особенностей фильма, что не смотря на заявленную метафору про Иова, проблема личных взаимоотношений с Богом в фильме почти не поднимается.
- Зато в фильме хорошо показано, как не надо выстраивать отношения с Богом.
- Да, что уж там с Богом. И с людьми-то тоже. Не хочу показаться строгим моралистом, но в фильме, кроме ребёнка, никому сочувствовать не хочется. Все как один - опустившиеся эгоисты. Один пьёт, не обращая внимание ни на жену, ни на сына. Вторая в самый ответственный для семьи момент изменяет мужу. Друг приезжает помочь другу в трудном деле, а помогает его жене в постели. За то, что он сбежал в Москву, не попрощавшись, судить не берусь: правда страшно. А самое главное, что у всех оказался атрофирован инстинкт выживания. Для меня эта самая важная проблема, поднятая в фильме - отсутствие воли к жизни.
- Я тоже считаю, что несмотря на большие потери, у героев оставались ещё точки опоры для продолжения жизни. В конце концов, Серебряков по фильму рукастый мужик. Жена его молодая и привлекательная. Сын нормальный подросток. У них был шанс начать жизнь сначала, как это приходится делать многим из нас. И даже не смотря на то, что в фильме мэр, менты и судьи - гады!
P.S. Погода в фильме ненастная. Природа суровая, но прекрасная. Среда заела, но не в этом дело.