Лаг ба-Омер, праздник из ничего или всё ради праздника

May 13, 2010 02:55

Об израильской традиции жечь костры на 33 день по Омеру знают многие (счёт дней от еврейского праздника Пасха до Шавуота). Для большинства израильтян это повод для тусовок и многочисленных костров. В этот день вся страна окутывается едким дымом. Нет такого парка или дикого побережья, где не дымил бы праздничный костерок. Я всегда знал, что эпицентр сего действия на Мироне, но к своему стыду, ни разу не оказался там в праздничный вечер. В этом году мы решили восполнить сей изъян и побывать наконец-то на этом празднестве.

Пару слов про Лаг ба-Омер.
Праздник зародился, верней был притянут за уши относительно недавно. Первые упоминания о этом дне относятся к 13 веку, но и тогда день больше упоминается как пост чем как праздник. Первые празднования на Мироне были начаты в 1833 году, после того как Рабби Шмуэль построил возле могилы синагогу и принёс в неё свитки торы. Что собственно произошло в этот исторический день? Самым важным считается смерть 24000 учеников Рабби Акивы, в наказание за неуважение к друг другу. Вернее, 33 Омера прикратился мор, продолжавшийся 33 дня. Шимон Бар Иохай (автор Кабалы) был выбран Рабби Акивой как один из 5 выживших последователей и стал одним из его самых знаменитых учеников. Умер Бар Иохай на Лаг ба-Омер. Существует версия, что ученика умерли от рук римлян, в отместку за востание Бар Кохбы. Ещё одно важное событие в этот день, это начало восстания Бар-Кохвы, положившее конец еврейскому большинству на этих землях. Повстанцы зажигали костры, тем самым оповещая о начале восстания. В честь них раньше было принято стрелять из лука, но сейчас эту традицию редко где встретишь. Были и другие интересные исторические события, так например, считается, что на Лаг ба-Омер евреи заложили третий храм. Разрешение дал Юлиан отступник, но его тут-же порешили и разрешение аннулировали. В общем, евреи долго спорили, стоит ли этот день того чтоб восходить на могилу Бар Иохая, или единственное куда еврей должны стремиться это Иерусалим. Постепенно популярность традиции взяла своё и больше такими мелочами никто не задается. Сотни тысяч евреев собираются каждый год на горе Мироне, возле могилы Рабби. Зажечь огонь на Мироне - очень большая честь для ортодоксальных евреев. Право принадлежит хасидам из Иерусалима в память о Рабби Израиле Фридмане, выкупившем эти земли. Хасиды решают, кто будет присутствовать возле могилы. Остальные глазеют на действие со своих трибун. В этом году на празднике было рекордное количество участников - порядка 500000 человек


Приехали мы рано, праведные мира сего только начинали готовиться к своей миссии



К могиле пускали только по специальным приглашениям. Все подходы были отцеплены полицией



Те, кто не был приглашен, тоскливо глазели сквозь заградительные решетки



Женщинам и это было запрещено, для них были экраны и заграждения снаружи. Бабушка долго не соглашалась покинуть площадь перед могилой.



Под конец её удалось выдворить за заграждение к особо опасным фиминам (на табличке красным написано: опасность здесь строят)





Самое сюрное на этом празднике - это немецкая речь в громкоговорителях (идиш) и бородатые мужики с белыми повязками



Тевье-молочник немного подустал



В клубе синагогe танцы



Колоритные особы в ещё более колоритных головных уборах - фасон летний, облегчённый



К 11 часам вечера на площади было не протолкнуться



Кульминация!! Ближе подойти я не смог. После этого началось веселье. Трибуны начали ходить ходуном в такт музыке.

* Остальные фотки: http://picasaweb.google.com/konstantin.hoshana/MeronOnLagBaOmer
** Еще одна не упомянутая мной традиция на Лаг ба-Омер, это первый раз постригать малышей (в 3 года). Это действие я не застал.

Дополнительная инфа от narshavs
Ни раби Шимон бар Йохай, ни р. Акива т.б. на Лаг Баомер не умерли. Раби Шимон бар Йохай в этот деть остался жив и это был день его радости(יום שמחתו) однако переписчик книги Эц Хаим рава Хаима Виталя переписал вместо "יום שמחתו" ,
" יום שמתו" и так получилось ,что Лаг Баомер считается днем его смерти.
Кстати паломничество на могилу р. Шимона началось в XVI веке и здание построил рав Авраам Галанти в это-же время. Семья Абу только эту традицию возобновило и добавила перенос свитка Торы из Цфата на Мейрон ,а также отремантировала здание над могилой.
До XVI века было паломничество в пещеру Хилеля и Шамая во второй Песах 14 ияра.
Previous post Next post
Up