Троицкосавские савошныя артели

Jan 28, 2016 15:11

Савошныя артели.

Всех чаехозяев в Кяхте 14 человек. Каждый имеет свою особую савошную артель, и только двое из них нанимают работников помесячно, с платою каждому по 10 р. в месяц. Частныя савошныя артели (как это видно из архива кяхтинскаго купечества, дело № 25 за 1857 г.) появляются с тех пор,как уничтожена в Кяхте таможня (6 ноября 1861 г.). До этого же времени обязанности савошников исполняла, во-первых, казенная артель инвалидов при таможне. Небрежное отношение инвалидов к работе и кражи возбуждали неудовольствие купечества, и в 1861 г. оно ходатайствовало перед кяхтинским градоначальником об уничтожении этой артели и о замене ея частными; но градоначальник отклонил это ходатайство до решения вопроса об общем преобразовали таможни. Во-вторых,по разсказам кяхтинских старожилов,обязанности савошников прежде исполнялись, кроме инвалидов,купеческими приказчиками, которых специально для этой цели каждый хозяин-купец держал,человек по 15 и больше. Приказчики эти и назывались савошниками - от выражения «ходить на савок», т.-е. особенным железным острым и частью пустым внутри савком, похожим на лом, пробивать места с чаем и пробовать вытащенный савком чай, хороший он или подмоченный.

В этом, главным образом, и состояли обязанности приказчиков-савошников. В настоящее же время работа савошной артели заключается в следующем: как только приходит из Китая в Маймачен чайный караван, принадлежащий хозяину савошной артели, артель эта получает от него билет на ввод каравана в гостинный двор. Здесь артельщики помогают монголам развьючивать верблюдов, снимать с мест веревки и попоны и взвешивают каждое место, принимая его от монголов. Затем артельщики отвозят места в ширельни на собственных лошадях и, снова взвесивши там каждое место, сдают их ширельщикам. Когда ширка окончена, савошники принимают заширенный чай, опять взвешивают его и, если дело происходит летом,отвозят его в гостинный двор,где один из членов савошной артели, «подрезчик», режет места, т.-е. вырезывает на коже номер места и начальный литеры имени и фамилии своего хозяина особенным железным резцом в виде трезубца с основанием в середине и двумя резцами по бокам, действующими как коловорот. После этого савошники раскладывают места для сушки на солнце внутри гостиннаго двора и подкладывают под них жерди. По окончании сушки, места складываются под хозяйскими навесами, или прямо сдаются ямщикам для отправки в Иркутск. Если время зимнее, места не сушат,и резка их, т.-е. вырезывание литер,происходит в савошных казармах, рядом с ширельнями. Так поступают с байховыми чаями; с кирпичными же чаями работы савошникам несколько больше. Их раскупоривают и подвергают чистке: с чайных кирпичей снимают китайскую бумагу, в которую они завернуты, и собыми щетками, получаемыми от хозяев,очищают плесень. Затем снова укладывают их в места, по 64 кирпича в каждое, и сдают в ширку. В этом вся работа савошников. Число членов в каждой савошной артели в настоящее время простирается от 7 и 10 до 40 человек; но в 40 человек в Кяхте только одна савошная артель Губкина. Лет десять тому назад число членов в каждой артели было больше, но самых савошных артелей было меньше. Вообще число членов артели ничем не ограничено, - оно изменяется по мере надобности. Условия приема новых членов очень просты. Всякий желающий поступить в артель обращается к артельному старшине, и старшина, если знает просителя за честнаго человека, велит ему придти в казармы, где собирается вся артель, и предлагаешь ей принять его. Если же артель не согласна, старшина подыскиваешь другого. Когда нужен артельщик с лошадью, то при выборе новаго члена берется во внимание и это обстоятельство. Никакого залога для поступления в артель не требуется и никакого испытания новому члену не производится: работа проста и за нее может взяться всякий. Только подрезчик,который вырезывает резцом на местах с чаями начальныя литеры имени и фамилии хозяина, номерь места и знак Т. Н. (торговый неквадратный, т. е. байховый) или К. Ч. (кирпичный), требуется человек умелый; но за эту работу неумелый и не возьмется. Исключение из артели случается, главным образом, за воровство. Дурная работа, лень, пьянство и продолжительная болезнь также служат причинами удаления. За воровство артель удаляеть виновнаго немедленно; за лень, пьянство и дурную работу старшина делает сначала выговор и уже потом, если провинившийся не исправляется, он исключает его с согласия артели. Штрафов никаких артель на своих членов не налагает. В случае продолжительной болезни, артельщику выплачивается артелью его часть заработка в течении месяца, если же он болеет дольше, его исключают и берут другого. Каков бы ни был повод к исключению, артельщику сполна выплачивается его часть заработка, и только в случае воровства артель сначала из его денег вознаграждает хозяина за потерю, остатки же отдаешь исключенному; если же его пая заработка не хватает на уплату хозяину, артель дополняет сумму из общаго зароботка. В этой только форме и выражается круговая порука у савошннков. Что касается добровольнаго выхода, артель его не стесняет и возстает только в том случае, когда уходящий задолжал ей. Она требует чтоб он отработал долг и потом уходил,и если он продолжает не являться на работу, старшина словесно жалуется на него троицкосавскому полицмейстеру, и тот заставляет задолжавшаго или отработать долг, или уплатить его артели деньгами. На место уходящаго тотчас является несколько желающих и артель не имеет надобности особенно дорожить своими членами. Большинство артельщиков - мещане гор. Тропцкосавска, но есть также казаки; крестьяне и очень редко буряты. Зимою, когда работы много, артельщики приходят в гостинный двор на работу в 5 ч. утра и остаются там до потемок,т.-е. До 5, 5,5 и 6 ч. вечера. Летом дела меньше и работа начинается к 7 ч. утра и продолжается до 5 ч. вечера. Когда приходят из Китая караван с чаем и есть работа, работают и в праздники, не исключая и Святой недели. Когда же нет работы у своего хозяина - члены артели могут наниматься поденщиками в другия савошныя артели. Работают на стороне каждый отдельно сам по себе, и этот посторонний заработок на паи не делится. Если же есть своя артельная работа, старшина извещает всех своих артельщиков и на постороннюю работу никто отлучаться не должен. Обыкновенно старшина заранее справляется у пакгаузнаго, скоро ли придет хозяйский караван, и если прибытия каравана ждут не скоро, артельный старшина оставляет на всякий случай одного или двух очередных артельщиков в хозяйской казарме, а остальным разрешает не приходить на работу и сам не приходит. В рабочие дни в 5 час. вечера артельщики возвращаются в Троицкосавск, где большинство из них имеют собственные дома. Те же, которые собственных домов не имеют, размещаются на квартирах у артельщиков-домовладельцев, платя за квартиру рубля по 2 в месяц. Живут такие квартиранты обыкновенно вместе с хозяевами; женатые варят себе пищу отдельно, холостые живут на хозяйских хлебах. Живут и едят артельщики лучше окрестных крестьян, но проживают все без остатка, что заработывают.

В последние годы, по мнению сторонних наблюдателей, как будто заметно улучшение в жизни савошных артелыциков: они обзаводятся домами, отдают детей в школы и проч. Прежде, когда существовала в Кяхте таможня и, дававшая хороший доход всему рабочему местному населению, контрабанда, денег они зарабатывали больше, но все пропивали. Летом,когда работы мало, почти все артельщики занимаются полевыми работами у себя, или по найму: сеют хлеб,косят сено или идут поденщиками на постройки. Когда артельщик не может сам явиться на работу, он посылает за себя работника, но каждый раз он обязан предупредить об этом старшину. Большия артели против такой замены себя работником ничего не имеют; но средния, обыкновенныя артели разрешают посылать за себя работника всего только несколько раз, и то только по уважительным причинам,какими признаются болезнь или своя необходимая работа в городе.

Все артельщики пользуются одинаковыми правами как по получению заработка, так и по своим обязанностям Плата заработанная идет с каждаго места чая: 1) за раскупорку
места платится по 3 к., по 4 и по 5 коп.; 2) за каждое взвешивание мест по 1,5 к., по 2 и по 2,5 коп. с места; 3) за подрез, т.-е. за вырезывание литер на коже, по 1,5 к. с места; 4) за отвоз места в ширелыню 1,5 коп. и обратно опять 1,5 коп. Таким образом,артельщики получают за полную обработку одного места чая от 12 до 15 коп. Конный заработок артельщиков высчитывается особо: 1) отвезти места в ширельню и привезти оттуда в гостинный двор,-3 коп. с места; 2) увезти воз чаев (7 мест) или воз других товаров в Маймачин, по 15 к. с воза и также по 15 к. с воза привезти из Маймачина; 3) привезти из Маймачпиа кожи для ширки чаев, - по 1 к. за кожу (эти кожи обыкновенно покупаются у китайцев в Маймачине; за складку их пешему артельщику платится также по 1 к. с кожи); 4) за отвозку кож зимой в ширельню из гостинаго двора для оттаивания, - по 0,5 к. с кожи. Если целый день артельщики работают только пешую работу, то конных паев заработка в этот день не бывает и лошади ничего не зарабатывают. Большею частью пешие паи бывают больше конных. Самый большой заработок в день на одного человека 3 р. 50 к, а самый малый - 10 и даже 5 к., смотря по величине пришедшаго каравана. Средний заработок артельщика 50 коп. в день. Средний месячный его заработок 15 руб. без лошади, а с лошадыо 25 руб. В больших артелях месячный заработок каждаго пешаго артельщика простирается средним числом от 25 до 35 р., а в Губкинской артели случается и до 70 руб. Средний заработок в год на всю артель от 2,000 до 3,000 руб., а в больших артелях от 7,000 до 9,000 руб. Старшина за свой труд получает два пеших пая; он всегда имеет лошадь, но за лошадь лишняго коннаго пая не получает. Если артельщику случается пропустить рабочий день, то и платы за этот день он не получает; если же в этот день работы не было, то неявившийся не несет никакого ущерба.

Никаких капиталов у савошных артелей нет и никогда не было. Расходов по артельной работе, падающих на общий артельный счет, также нет, за исключением покупки резца и двух подпилков для резки литер и ведра для варки себе чая в казармах, всего рубля на три. Полученный артелью заработок делится тотчас по получении и весь; к следующему разсчету прикладывается только остаток в несколько копеек, которых не хватает на всех артельщиков. Обыкновенныя, средния савошныя артели большею частью берут деньги у своих хозяев вперед под будущую работу, а к Рождеству и к Пасхе забирают у хозяев рублей по 200 на артель и больше. Только большия артели, которыя обделываюгь десятки тысяч мест, работают на наличныя деньги, не забирая вперед, так как работа, a следовательно и заработок у больших артелей всегда есть. Когда бывает много работы, артель нанимает поденщиков, которые получают определенную, выговоренную поденную плату и не имеют никакого участия в паях и собраниях артели. В небольших артелях наем поденщиков случается редко, обыкновенно летом, когда свои артельщики с разрешения старшины расходятся на сенокос или пашни. Большия же артели постоянно нанимают поденщков. Плата таким поденщикам самая низкая, какая только существует в городе, 50 - 60 коп. в день, так как артельная савошная работа считается легче поденной городской: «скорее домой уходят». В городе поденная плата 70 - 80 к. Сами артельщики в те дни, когда они нанимают поденщиков, заработывают, каждый на свой пай по 80 коп. и больше. Живут поденщики в городе на квартирах, пища у них своя и только чай в казармах пыот артельный.

Если артель нуждается в членах,она охотнее принимает их из сыновей и братьев своих артельщиков или из своих поденщиков,чем из посторонних. Уборка чаев артелями в Кяхте ведется издавна, работать иначе зависит не от рабочих, а от хозяев, которые находят удобнее работать артелями: артельщики сами сходятся, сами разсчитываются, дружнее работают и связаны круговою порукой. Артельная работа, кроме того, имеет свое преимущество и со стороны рабочих. Благодаря ей, они не страдают от безработицы; есть или нет работы, они всегда могут получить деньги вперед и уже потом отрабатывают их. Зависимость савошных артелей от хозяев и еще более от пакгаузных вообще велика. Даже выбор и назначение старшины зависит не от артели, а от хозяина или его пакгаузнаго, который сам старшину назначает, сам и смещяет его, по собственному усмотрению, или по просьбе артели. На должность старшины пакгаузный выбирает человека грамотнаго и наиболее опытнаго из артельщиков. Служба старшины продолжается неопределенное время. Он руководить всею артелью и за всякую ея неисправность отвечает перед пакгаузным и хозяином. За незначительную вину он получает от хозяина выговор, а за большую совсем увольняется из артели. Случается, что пакгаузный увольняет артельнаго старшину по желанию артели, которая жалуется ему на недобросовестный разсчет старшины. Иногда уволенный старшина поступает простым, артельщиком в другую артель, но никогда уж ему не удается вновь занять прежнее место. Старшине, как уже было сказано, принадлежит, руководящая роль во всем деле, на его же обязанности лежит вся счетная часть и ведение акцизной книги, в которую записывается, следующая с артельщиков,пошлина в городскую управу, по 5 к. с каждаго заработанная рубля. Старшина вносит эту пошлину в Троицкосавскую городскую управу раз в год,в декабре или январе.

Старшина распределяет работу между артельщиками и следит за ея исправностью. Дурно работающим он делает выговоры, совсем же негодных к работе он исключаете с согласия артели. Старшина ежедневно ведет табель, где записываете кто из артельщиков был и кто не был на работе. В ту же табель он записываете произведенную работу и следующую
за нее плату. Он сносится с пакгаузным и хозяином по всем делам артели, подает хозяину счета сработанных мест чая, получает по ним деньги и хранит артельный заработок до дележа. Дележ заработка или разсчет бываете раз в месяц у старшины на квартире. Если же работы мало, то два раза в месяц или после каждаго сработаннаго каравана. В день разсчета, вечером,после работы, все артельщики сходятся у старшины и здесь по табели все грамотные сначала производят учет. Табель разграфлена на клетки и в каждой соответственной клетке показано, кто и когда являлся на работу и сколько заработка приходится в тот день на пеший пай и сколько за весь дневной заработок следует уплатить акцизу. Под этою табелью на том же листе бумаги другая, где старшина записывает конный артельный заработок,т.-е. чьи лошади и когда являлись на работу и сколько за каждый день приходилось заработка на каждую лошадь. Лошадей обыкновенно требуется на артель вдвое меньше, чем артельщиков. Если в артели 14 человек, то сумма пешаго дневного зароботка делится на 15 равных частей, так как старшина за свой труд получает два пая. Из коннаго же зароботка он,как и другие артельщики, получает один пай за свою лошадь, и больше старшина не имеет никаких материальных преимуществ. Когда записывать в табель приходится очень много, старшине помогают грамотные артельщики, но вознаграждения они за это от артели никакого не получают. Учет, произведенный всеми грамотными артельщиками по записям старшины перед каждым разделом зароботка, служит единственным контролем,гарантирующим правильную запись старшиною заработка. Кроме этих месячных собраний артели для разсчета, других никаких артельных собраний не бывает. На месячных артельных собраниях обсуждаются все споры и недоразумения насчет работы или чего другого. Никакого большинства голосов, третейскаго суда, баллотировки в артельных собраниях нет. Голос старшины в собраниях пользуется некоторым влиянием.

К частной жизни своих членов артель мало имеет отношений. В больших артелях дают помощь на свадьбу каждому артельщику, который женится, от 10 до 15 руб., а в небольших дают только на похороны рубля по три. На свадьбу каждому артельщику старшина с согласия артели дает отпуск дня на 3 - 4 с сохранением за ним за эти дни пая. На болезнь артелыцикам особаго пособия от артели не дается, за исключением того, что пай больнаго артельщика отдается ему в течении месяца. Если артельщик умирает, небольшия артели дают его вдове и детям пособие, рубля 2 - 3 единовременно, a большия рублей 10 - 15. Перед Рождеством,Пасхой и храмовыми престольными праздниками обыкновенно из артельных зароботков выделяется от 1 до 3 руб. на свечи в свою церковь и отдается трапезнику церкви, который специально для этого сбора приходит к артельному старшине с книгой.

От своих членов артель требует честности и хорошего поведения только в артельной работе, а на то, как они ведут себя вне артели, она не обращаешь внимания. Главным недостатком артельщиков, как уже было сказано в очерке ширельных артелей, является воровство, которое год от году увеличивается. Воруют кирпичи чая (до 100 мест в год), байховый чай, кожи, веревки и попоны; всего савошники и ширельщики, по словам хозяев-купцов, воруют приблизительно на 10,000 руб. в год, причем савошники воруют гораздо больше ширельщиков. Савошникам очень удобно при раскупорке мест, при чистке чая или во время вывоза его из гостиннаго двора в ширельни незаметно скрыть кирпич чая, попону, или насыпать чая в глубокие карманы своих штанов. Всего больше страдают от воровства артельщиков монголы, привозящие чай из Китая. Смирные и неповоротливые степняки не успеют оглядеться в новом для них месте, как проворные артельщики стащат у них целое место. По наблюдениям посторонних лиц, хотя редко, но случается, что, если у какой-нибудь савошной артели потеряется или украдут место, или несколько кирпичей чая, за которые артель должна отвечать хозяину, тогда артельный старшина говорит своей артели: «Вот, господа, столько то не достает у нас, нельзя ли занять под монгольский счет»? Это значить украсть недостающее у монголов,что и делается общими силами и с общаго согласия артели. При выходе из гостиннаго двора караульный обыскивает каждаго артельщика, но и это средство помогаешь мало.

Почти все работы савошной артели, кроме чистки и подрезки чаев зимою, производятся на открытом воздухе, при постоянном движении, поэтому никакого вреднаго влияния на организм савошников артельная работа не оказывает. Но постоянное передвижение тяжестей скоро изнуряет их силы: после 40-летняго возраста савошнику уже трудно работать и стариков между ними почти нет.

Старшины большей части савошных артелей присвоили себе, в ущерб равноправности прочи членов артелей, право держать по две и по три своих лошади на артельной работе, получая за каждую лошадь полный конный пай зароботка.

Рядовые конные артельщики не имеют права держать более одной лошади на артельной работе. Случается также, но редко, что старшины обсчитывают артельщиков при разсчете. Других злоупотреблений со стороны артельных старшин не замечается ни самими артельщиками, ни сторонними наблюдателями.

О злоупотреблениях пакгаузных и хозяев своею властью над артелями, об отношениях города Троицкосавска к артелям, о взаимных отношениях савошных артелей, о 5% акцизе с артелей в пользу города, о недостатках артелей, по мнению самих артельщиков, о хороших чертах артельнаго строя в савошных артелях и, наконец, о будущности этих артелей - пришлось бы повторить то же, что сказано о ширельных артелях.

Из книги

Птицын, Владимир Васильевич (1858-1908). Селенгинская Даурия : Очерки Забайкальск. края : В 2 ч. с 10 рис. и геогр. карт. Забайкалья - Санкт-Петербург : Экон. типо-лит., 1896.

Бурятия, история

Previous post Next post
Up