Сегодня понятие «православный активист» в основном связывают с нашумевшими акциями, со срыванием футболок, с православными патрулями. Один из самых известных активистов, конечно, Дмитрий Энтео. Словно по мановению чьей-то невидимой руки этот человек все чаще и чаще начинает мелькать на телевизионных экранах. Так кто же в действительности эти люди, чего они хотят добиться: от общества, от себя, от жизни?
Мать - русская, отец - бизнесмен
Дмитрий Цорионов (Энтео - псевдоним) родился 13 февраля 1989 г. в Москве. Мать - русская, отец - осетин. Отец Дмитрия был преподавателем МГИМО, сейчас занимается предпринимательской деятельностью. Дмитрий и сам окончил МГИМО, факультет прикладной экономики и коммерции.
Путь Дмитрия к православию трудно назвать заурядным. Когда-то он сам позволял себе делать то, что сейчас называет кощунством и богохульством. А, кроме того, увлекался индуизмом и буддизмом. Зато теперь он считает себя экспертом в этой области, и занимается реабилитацией людей, пострадавших от восточного оккультизма.
«Ночью в парке около Тропарева я вдруг встретил Бога. Я понял, что у Вселенной должен быть Создатель, как у картины - автор, и сказал Богу за это открытие «спасибо». Я кричал «спасибо» в заснеженном лесу, и люди, наверное, думали, что я сошел с ума, - признается Энтео.
Так, разочаровавшись в учениях Будды и Вишну, Дмитрий приходит к христианству, а вскоре начинается его служба в воздушно-десантных войсках.
После армии Дмитрий заканчивает миссионерскую школу, которую возглавлял отец Даниил Сысоев. «Священник Даниил Сысоев произвел духовный взрыв, он вдохновил тысячи людей по всему миру на миссионерство и обозначил максимально четко богословские проблемы и пути их решения», - считает Дмитрий. Вдохновленный таким порывом, он начинает ездить в женские СИЗО, ночлежки и центры социальной адаптации, чтобы проводить беседы о вере.
Параллельно вместе с несколькими единомышленниками Энтео создал сайт proprosvetlenie.ru. Вот, например, одна из его записей: «Я слышал, появляются мракобесы, которые сомневаются в непреложной истине, что мир был сотворен 1 марта в Воскресенье, 7521 год тому назад. Стоит ли верить слухам? В любом случае, оставив пустые басни лженаучной эволюции, постараемся мыслью вернуться во времена утренней зари Вселенной, руководимые мудрейшими наставниками нашими - святыми, во главе которых шествует великий боговидец Моисей описавший творение мира в первой книге Библии Бытие, очами Духа узревший тайны творения. Всемогущий, бестелесный, всеблагой Бог-Троица по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа причастные Его блаженства и посему, совершенно добровольно создал из небытия Вселенную».
Дмитрий Энтео - активист и человек
Когда у Владимира Путина было шестидесятилетие, Дмитрий поздравил его такими словами: «Многая и благая лета Богом данному президенту Владимиру. Дай Господь ему сил и здравия, воцерковления дальнейшего, служить по совести, во благо всех нас. Как заповедал Господь, будем молиться о нем, чтобы он выступал за принятие законов о запрете абортов, пропаганды содомии и ответственности за кощунство. Господь Бог является Верховным Властелином вселенной, по праву Творца, Он управляет всем существующим, Он является Источником любой власти, Он ставит правителей и свергает их. Священное Писание прямо говорит, что противящийся власти, противится Божьему установлению, мы не должны злословить власть, видя в ней инструмент Божественного Промысла».
Помимо сугубо церковных пристрастий: песнопений и богословской литературы, Дмитрий любит музыку IDM, этно, фолк, регги, классику, читает Ахматову, Бродского, Гумилева, Есенина, Пастернака, Хетагурова.
Сейчас Дмитрий изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а также служит пономарем в храме Живоначальной Троицы в Останкино. Из прошлого остался лишь псевдоним, который когда-то намекал на растения, использующиеся для достижения измененных состояний сознания (энтеогены), а теперь апеллирует к греческому слову, которое переводится как «Бог внутри».
Когда-то Дмитрий Энтео был таким
Молодежно-офисный центр
В каком-то смысле заочно мы уже были знакомы - мне приходилось снимать публичные мероприятия с участием Дмитрия. Однако для настоящего знакомства нужно было пересечься вне рамок протестной акции, и я отправился на Патриаршее Крутицкое подворье, где расположен Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. Когда-то в этом здании располагалась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л. П. Берия. Кстати, среди сотрудников молодежного отдела ходят упорные слухи, что призрак Берии до сих пор шляется, где ни попадя.
Вернувшись под крыло РПЦ, здание прошло евроремонт, и целый этаж теперь занимают офисы. Что же касается стоящих в двух шагах собственно церковных сооружений Крутицкого подворья (памятник русской архитектуры XVII в., включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО), то выглядят они довольно запущенно. В последние годы здесь находился филиал и реставрационная мастерская Государственного исторического музея, однако постепенно подворье было передано церкви. Решением Архиерейского Собора 1997 г. было постановлено превратить Крутицкое подворье в образцовый молодежный центр Русской Православной Церкви. Указом патриарха Алексия II в ведение Отдела были переданы храмы подворья и его гражданские постройки. 21 сентября 2004 г., Русской Православной Церкви была передана основная часть Крутицкого подворья - Успенский собор.
«По программе культуры правительство выделяет хоть небольшие, но средства, которые позволят начать реставрационные работы. Остальная часть - это усилие церкви, ее материальный вклад в реставрацию порушенных или требующих реставрацию памятников», - заявил в интервью телеканалу «Культура» Архиепископ Астанайский и Алматинский Александр. Реконструкция началась, и что-то действительно было сделано. Купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ в. известным реставратором П. Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. Но то ли денег как всегда не хватило, то ли уж очень хотелось «отреставрировать» молодежно-офисный центр.
Куда же подевался музей? Его хранилища переехали в новые помещения, в которых, к сожалению, куда меньше пространства. Зато их хотя бы оборудовали более современной техникой.
Крутицкое подворье - старое, еще пленочное фото, снятое в те времена, когда здесь был музей
Шапочное знакомство
Меня встретила очень приятная и общительная девушка Екатерина и даже напоила зеленым чаем с вкусными печеньками. Стали подтягиваться люди: Алексей Рогозин - руководитель православного интернет-канала «Боговидец» из г. Сергиев Посад, Всеволод Николаев - молодой человек, который несколько дней назад впервые принял участие в молодежной православной акции против Pussy Riot у Мосгорсуда. Людей, которые поддерживали панк-группу, ребята считают в основном пришедшими за деньги. Православная молодежь огорчена тем, что противников группы к суду пришло не слишком много - около сорока человек, зато они очень гордятся, что это был первый случай, когда их было больше, чем сторонников девушек-феминисток - последних набралось примерно человек двадцать пять.
Кроме этой животрепещущей темы, разговор крутился вокруг того, что у православной молодежи нет никакого конкретного дела, а также не существует единого информационного пространства. Звучали предложения об организации молодежной работы. Например, создать молодежные структуры при каждом викариате, в которые для улучшения взаимодействия с обществом входили бы также представители светской молодежи.
Я спросил, что присутствующие думают о Дмитрии. Некоторые высказались о нем как о миссионере, ревнителе. Другие выражали в той или иной степени скептическое отношение. «Но, тем не менее, вы считаете, что молодежное православное движение нуждается в ярком лидере?» - спросил я. Почти все ответили утвердительно.
К сожалению, мое первое знакомство с Дмитрием оказалось скомканным. Пришел Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Вадим Квятковский и без апелляций заявили, что журналистам здесь не место. Однако мне удалось все же наскоро пообщаться с одним из будущих героев моего повествования и обменяться контактами.
Православная молодежь считает, что эти люди пришли к зданию суда за деньги
ВАМПО вместо комсомола
Вернемся к человеку, который прогнал меня с собрания православных активистов. Выступая перед телекамерами, Вадим Квятковский, как правило, ведет себя очень осторожно, аккуратно выбирая выражения. Но здесь я увидел совершенно другого человека. Это был, что называется, хозяин своей вотчины. Человек, жаждущий возможности командовать людьми и от этой возможности кайфующий.
Недавно Вадим Квятковский озвучил следующую инициативу: Совет молодежных православных организаций Москвы предложил объединить верующих молодых людей по всей стране и создать «Всероссийскую ассоциацию молодежных православных организаций». Он отметил, что эта «ассоциация должна улучшить коммуникации и координацию молодежных объединений», которых в России существует уже несколько сотен. Причем вопрос о создании такой ассоциации обсуждался с Владимиром Путиным. Однако сам Президент заявил, что окажет поддержку новой структуре только в том случае, если она «не станет новым квазиправославным комсомолом». Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий (в миру Пунин Игорь Иванович, с 22 марта 2011 г. член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви), который и должен возглавить ВАМПО, вскоре заявил, что «ни о каком подобии комсомольской организации в данном случае не идет и речи». Организация будет работать «в формате движения», а ее руководящим органом станет координационный совет, куда войдут лидеры молодежных организаций. К такому повороту событий в Кремле, судя по всему, отнеслись благосклонно.
Всеволод Николаев (в очках) впервые участвует в акции православных активистов
«Вообще всякая свобода - она, мы знаем, может привести к пагубным последствиям. Сегодня о свободе говорят очень много. Если апостол Павел говорил о свободе от греха, то западный мир утверждает свободу во грехе. Это - тоже свобода. И кто-то пытается такую свободу сегодня навязывать. И не просто навязывать, а насильно вталкивать. А если я не хочу? Как, почему не хочешь? И все - начинают уже на тебя смотреть по-другому, ты уже какие-то опасения у них вызываешь», - так считает епископ Игнатий (из интервью ежедневному интернет-СМИ «Православие и мир»).
Помню, однажды в Непале был у меня такой случай. Приехали мы в один небольшой городок, где живет некий известный отшельник. Стоит на отшибе маленький домик, заходим туда.
- Ну, - говорим, - где тут ваш отшельник, показывайте.
- А его, - говорят, - нет. Он на два месяца в Америку улетел. На слет отшельников.
К чему это я? Да просто епископ Игнатий тоже в свое время пожил в Америке. Усовершенствовал английский язык. По благословению митрополита.
Однако с куда большей ностальгией он вспоминает советское время: «В советское время много занимались молодежью. Конечно, была идеология советского строя. Но эта идеология несла в себе часто положительные заряды».
Забегая вперед, скажу, что Дмитрий, когда при моей беседе с ним разговор зашел о ВАМПО, признался, что его больше интересуют конкретные действия и люди с активной позицией. Хотя с Квятковским, например, он общается и тот даже однажды отговорил его от организации некой радикальной акции. «Я вообще люблю советоваться», - говорит Дмитрий.
Продолжение следует…
Материал подготовлен для
Школы блоггеров, организованной
Фондом поддержки расследовательской журналистики под руководством
Григория Пасько