Послушал и потом перечитал. И очень долго собирал мысли. Пьеса из списка, который мне
посоветовала Дарья (
antigona88 ) - не устану благодарить!
По воздействию лично на меня могу сравнить только с
«Драконом» Евгения Шварца. Но там гениальность для меня была очевидна прям сразу после первого прочтения, здесь же глубину пьесы я почувствовал гораздо позже - в процессе размышления.
Сама по себе трагедия довольно простая: колея одного героя, колея другого героя, точка пересечения. В точке пересечения сходятся судьбы нескольких людей, но дальнейшее развитие событий зависит только от решения двух.
Креон - царь, который взвалил на себя управление государством. Капитан тонущего корабля. Тащит, как умеет. Судя по тому, что вечно находится в цейтноте, умеет не очень. Когда два мятежных брата Антигоны поубивали друг друга, одного (Этеокла) он назвал героем и похоронил с почестями, второго (Полиника) - преступником и под угрозой смертной казни запретил хоронить.
Антигона - возлюбленная сына Креона. Её никто не воспринимает всерьёз, но за свои убеждения она готова серьёзно бороться. Даже если бороться приходится одной против целого мира (а, возможно, в какой-то мере как раз благодаря этому). Вопреки указу царя, она пытается предать земле тело Полиника.
При всей их непохожести мотивацию обоих можно свести к одной формуле: делай, что должно, и будь, что будет.
Перед каждым из двух героев ставится ряд искушений (для Креона - доводы Антигоны, разговор с сыном; для Антигоны - разговор с сестрой, доводы Креона). Они с этими искушениями блестяще справляются. Дальше - трагедия: казнь Антигоны, смерть сына Креона, смерть жены Креона. И сам Креон - прям образец горюющего отца и мужа: «Ну что ж, раз назначен совет, пойдем на совет.»...
По сюжету у меня остались только вопросы из разряда теоретических:
- В чем была цель Антигоны? Добиться похорон Полиника - это цель на поверхности, она не тянет на двигатель сюжета.
- Если цель Антигоны всё же заключалась именно в похоронах, была ли выбранная Антигоной стратегия наиболее оптимальной или она могла выбрать какую-то другую стратегию, которая с большей вероятностью могла привести её к достижению этой цели?
- Если бы Креон знал заранее, что в результате его решения вслед за Антигоной умрут его сын и его жена, изменил бы он это решение?
- Совсем провокационный: если бы Креон знал заранее о последствиях (казнь Антигоны, смерти его сына и жены) своего указа (смертная казнь за попытку похорон Полиника), издал бы он такой указ?
- И скорее шутки ради: если Антигона является протагонистом произведения, можно ли тогда назвать Креона - антагонистом Антигоны?
Есть ещё ряд вопросов, захвативших меня в процессе размышлений. Но они не имеют прямого отношения к сюжету. Возможно, я соберу их в отдельный пост (но это не точно).
Поделюсь лишь одной цитатой. Очень уж неожиданно было встретить её по ходу чтения пьесы про события времён Древней Греции:
«КРЕОН. Параграф восьмой, страница 84, издательство «Высшей французской школы».» (с)
Я прям впал в ступор на этих словах. Он же античный царь, какие издательства?!. Хотя, учитывая время написания пьесы (1944 год), вероятно, здесь есть какой-то подтекст. Но мне он вообще неочевиден. Может быть встречу объяснение, если когда-нибудь буду читать литературу, рассказывающую про те времена.