Патриотизм: порок или добродетель? Часть 2

Apr 24, 2016 19:56

Патриотизм: порок или добродетель? Часть 1

Как я и обещал, вот продолжение моей попытки примирить эмоции "патриотов" с разумом в своего рода "научном патриотизме". Прекрасно понимаю неблагодарность такой попытки, но тем не менее…

***

Мы живём в мире, где господствуют страх и отчуждение. Для того, чтобы понять это, не нужно строить абстрактных теорий, достаточно присмотреться к порядкам животного мира (к которому в значительной степени относится и сам человек). Звери инстинктивно сбиваются в стада и подчиняются сильному вожаку по большей части  для того, чтобы чувствовать себя безопасней в отношении внешних угроз. Базовое чувство безопасности позволяет стаду спокойно питаться и размножаться, то есть выполнять своё основное природное предназначение. Звери, птицы и рыбы "кучкуются" инстинктивно, человек же осмыслил этот инстинкт созданием рациональной системы "свой - чужой". Чужих следует опасаться, своих - держаться.  Разделение на своих и чужих, теория заговора чужих против своих (или интуитивное ощущение, что они хотят тебя съесть), вкупе с системой распознавания тех и других, лежат в основе всякого животного патриотизма.

Если бы мы в младенческом возрасте могли рассуждать о патриотизме, то наверняка назвали бы Родиной мать, а Отечеством - отца. Почитание родителей - коренная форма природного патриотизма. Национал-патриот, восхваляющий Отечество и при этом пренебрегающий собственным отцом, вызывает явное недоверие. Любовь к родителям напрямую зависит от заботы, которые проявляют родители, защищая ребёнка от опасностей. Эта любовь есть, в сущности, чувство благодарности за надёжное убежище от "чужих", которые на начальном этапе представлены большей частью враждебными эмоциями (голод, холод, страх) и бытовыми угрозами. Позднее к матери присоединяются "тёти", а к отцу - "дяди", обычно члены одного рода. Одновременно зарождается и ксенофобия в привычном смысле - в виде чужих дядей и тётей - которую родители нередко даже культивируют в воспитательных целях (вспомним примитивное, но эффективное "не будешь меня слушаться - отдам тебя чужой тёте!"). Родовой патриотизм следует признать самой древней разновидностью естественного патриотизма, поскольку он ещё не связан с территорией и возможен даже при исторически первоначальном, кочевом образе жизни человека.

Опасности и неудобства кочевья побудили древних людей искать новые, оседлые формы быта. Начали возникать города, то есть некие огороженные (стенами или рвами) места, в которых было безопасней хранить запасы и укрываться от набегов "чужих", разбойников и грабителей. Всё это привело к появлению городского патриотизма, который сохраняет большое значение и поныне, когда городские стены и валы ушли в прошлое и превратились, по большей части, в исторические памятники.

При всём порой огромном различии в территории, государственный патриотизм принципиально не отличается от городского, что находит своё подтверждение в понятии гражданства. Государство - это расширенный город, в котором границы также могут быть обустраиваемы стенами (например, в Израиле) или рвами (Украина). К тому же, есть государства, которые не выходят за пределы города (Ватикан). Государства нередно обозначаются в прессе названиями их городов-столиц (Москва, Вашингтон), жители которых обычно являются патриотами своего города. Тем не менее, именно государственный патриотизм традиционно считается подлинным патриотизмом, а государство - Отечеством.

Государственный патриотизм, как и любой другой природный патриотизм также имеет своей основой ксенофобию, лишь приукрашенную заявлениями о "любви к Родине". Это видно по тому, какую огромную роль во всяком государстве играют службы безопасности. Задача этих служб проста - выявлять "чужих" как внутри, так и за пределами государства, изолировать первых и сдерживать других. На обеспечение безопасности тратятся огромные средства, внешние враги серьёзно подрывают силы государства. Самым радикальным решением этой проблемы служит военное покорение всех внешних "чужаков" и полная изоляция  внутренних "чужаков", что является предметом вожделения имперского патриотизма.

Империя - от латинского imperium (власть, держава), государство, имеющее своей главной целью расширение - захват и удержание соседних территорий. Имперский патриотизм, выраженный как в жёсткой (весь мир), так и в мягкой форме (возвращение "исторических земель"), в современном обществе принято порицать за его агрессивность. Однако, с точки зрения решения проблемы ксенофобии, имперский патриотизм вполне оправдан. Если какое-либо государство расширилось до размеров всего мира, то для него, казалось бы, больше нет "чужих" - бояться некого. Но, как показывает исторический опыт, ксенофобия в таком случае не исчезает, но просто переходит внутрь государства, в виде страха перед "заговорщиками" и "предателями".

Имперский патриотизм был "мотором" создания исторических империй, самой известной из которых является Римская Империя. Причём, что любопытно, сторонники имперского патриотизма ставили себе задачу достижения прочного мира в пределах империи. Однако, достигнув пика своего могущества, мировые империи неизбежного распадались (как правило под влиянием внутренних интриг и противоречий).

Понимание тщетности имперского патриотизма принесло человечеству немало крови и слёз. Чего стоят только две последние мировые войны с миллионными жертвами и огромными разрушениями. Третья мировая война, с учётом современных видов вооружения могла оказаться для человечества последней. Для устранения опасности смертельной угрозы, страны-победительницы в последней мировой войне придумали гениальное решение - основали многополярную империю, получившую название Организация Объединённых Наций (ООН). Она станет предметом следующей части моего эссе.

Previous post Next post
Up