12. ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ
В заключение расскажу о чисто технических моментах, которые могут быть полезны тем, кто впервые собирается посетить Белград.
Я бронировал номер в хостеле через сайт Booking.com. Потом сомневался: а ну-ка, приедем, а там скажут, что не знаем, мол, ни о каком бронировании и ни о каком Booking.com… Но всё было в порядке, и на двери хостела висела наклейка Booking.com - сайт оказался не левым.
Если кто не знает, хостел - это маленькая дешёвая гостиница. В хостелах есть вполне обычные гостиничные номера со всеми удобствами (и стоят они, как правило, дешевле, чем аналогичные номера в гостиницах), а есть номера-общежития на 6 или, скажем, на 10 коек, в таких номерах цены очень низкие.
Двухместный номер, который мы сняли на 10 ночей (дней пребывания в Белграде у нас получалось 11, а ночей - 10, на одиннадцатую ночь мы уже вылетали домой), стоил нам чуть меньше 500 евро, т.е. 2000 руб. с небольшим за ночь.
Соотношение цена - качество, по-моему, очень хорошее. 2000 руб. в день за номер на двоих со всеми удобствами - это самая или почти самая низкая цена в Белграде (завтрак - шведский стол - в цену включён). Можно найти, конечно, и дешевле, но только с общим душем и туалетом на несколько номеров.
Если вы собираетесь ходить по Белграду пешком, а не ездить на автомобиле, то выбирайте гостиницу поближе к центру, т.е. к улицам Кнеза Михаила, Теразие, к Калемегдану. На Booking.com про каждую гостиницу пишут, вблизи чего она находится; если, например, пишут, что вблизи храма святого Саввы, то это далековато от центра. Мы, например, с мамой раз пошли было от центра к св. Савве, но так и не дошли - устали и повернули назад.
Очень удобно, если гостиница расположена одновременно близко от улиц Кнеза Михаила, Теразие и от Бранкова моста. Это самый идеальный район, где всё необходимое для туриста находится в шаговой доступности; здесь в какую сторону ни пойди - везде выгода: тут и лучшие достопримечательности близко, и отличные рестораны, и самый центр города, и продуктовый рынок, и автобусная станция, и на той стороне Бранкова моста, в Нови Граде - торговый мега-центр «Ушче» площадью 1 300 кв. метров.
Улица Маршала Бирюзова как раз находится в этом идеальном районе. И кстати, на этой же улице совсем рядом с «Villa Forever» стоит солидный четырёхзвёздочный отель, а ближе к центру, на Маршала Бирюзова, 14 - конак «Микан», где также сдаются комнаты. Конаку «Микан» принадлежит тот самый ресторан «Микан», где я пробовал лучший кофе и великолепнейшее блюдо - димлени врат на жару.
При бронировании номера через Booking.com от вас потребуют ввести номер банковской карточки. Карточка служит гарантом: если ты забронировал номер, а потом в последний момент отказался от него (отменить бронирование можно без проблем и без штрафа за определённое количество дней - всё это специально оговаривается в условиях, - а после уже начинаются проблемы), то гостиница снимает с твоей карточки штраф в размере стоимости однодневного проживания в забронированном номере, для чего она может ещё и заранее заблокировать карточку.
Впрочем, есть номера с бесплатной отменой бронирования, они стоят чуть дороже остальных, и при бронировании такого номера, никто твою карточку уже не блокирует. Однако, какой бы номер ты ни бронировал, карточка всё равно требуется.
И что делать, если у кого-то вообще нет банковской карточки?
В этом случае может пригодиться вариант, который предлагал мне директор «Респекта» Радуле Чолакович; когда я списался с ним, он написал мне, что может сам забронировать для нас гостиничный номер на своё имя. А в этом случае моя банковская карточка не понадобилась бы. Но когда он предложил мне это, у нас уже был забронирован номер через Booking.com.
Возможно, и другие белградские турагенства помогут вам забронировать номер так, чтобы дело обошлось без банковской карточки. По крайней мере, белградское турагенство «BLUE ADRIATIC», у которого есть и сайт, и русскоязычная страница «ВКонтакте», тоже бронирует для своих клиентов номера в гостиницах и хостелах.
«Villa Forever», в которой мы сняли номер, предоставляет, кроме прочего, услугу трансфера от аэропорта, но, во-первых, я связывался не с самим хостелом, а с посредником (с сайтом Booking.com), а во-вторых, персонал хостела, как было указано на сайте, не владеет русским языком. В общем, договариваться с ними о трансфере я не стал.
Решил договориться об этом с «Респектом», который тоже предоставляет услугу трансфера от аэропорта до гостиницы за 30 евро для одного или двух человек. Директор «Респекта» хорошо говорит по-русски, так что договориться с ним не было проблем.
(Кстати, как я узнал уже потом, вернувшись из Белграда, вышеупомянутое агентство «BLUE ADRIATIC» предоставляет аналогичный трансфер дешевле «Респекта» - за 20 евро. Цены я пишу те, какие были в октябре 2013 г.)
Я написал Радуле, каким рейсом и во сколько прилетаю, он ответил, что будет встречать нас в аэропорту с табличкой «Респект».
Тут прошло всё очень гладко: нас встретили, посадили в весьма приличный вместительный автомобиль, довезли до хостела, потом Радуле побыл переводчиком между нами и девушкой на ресепшене, подождал, пока мы устроимся, кратко показал нам окрестности и объяснил, что тут где находится вблизи хостела.
Когда перед отлётом домой мы попросили девушку на ресепшене вызвать нам такси, та сказала, что можно вызвать городское такси, а можно - их собственное, за 15 евро; на нём мы и отбыли в аэропорт. Правда, автомобиль был скромных размеров, так что три наши чемодана не вместились в его багажник, один чемодан пришлось положить на заднее сиденье.
Можно было бы обойтись и без такси; недалеко от хостела автобусная станция, куда приходит автобус из аэропорта; но это, по-моему, была бы уже слишком мелочная экономия (впрочем, кому как).
Билеты на самолёт покупали через новороссийское турагентство «Бон вояж», сразу туда и обратно. В «Бон вояже» посоветовали и подходящие авиарейсы. Был вариант лететь в Белград из Краснодара с пересадкой в Стамбуле, но он отпал, т.к. в стамбульском аэропорту время пересадки было слишком коротким, всего 40 минут, и можно было просто не успеть с одного самолёта на другой. Второй вариант - лететь из Краснодара с пересадкой в Москве (Шереметьево), там между рейсами было более шести часов (что, конечно, уже и чересчур). Так и полетели. Все билеты туда и обратно стоили в общей сумме 43 тыс. руб., т.е. по 10 тыс. с мелочью за билет в один конец.
В краснодарском аэропорту во время регистрации нас спросили: как оформлять ваш багаж - до Москвы или сразу до Белграда? Мы, естественно, выбрали второе - до Белграда. Поэтому в Шереметьево мы багаж не получали, его перевезли на борт без нашего участия.
А вот при обратном перелёте такой номер не прошёл. В белградском аэропорту сказали, что оформить багаж сразу до Краснодара нельзя, только до Москвы. Я спросил: «Почему так? Когда мы летели в Сербию, то в Краснодаре нам оформили багаж сразу до Белграда».
На это мне ответили: «Мы бы с удовольствием оформили ваш багаж сразу до Краснодара, нам самим это было бы удобнее, но российская таможня не позволяет. Это их требование, чтобы багаж оформлялся до Москвы, а там его получали, проходили с ним таможенный контроль и снова сдавали, чтобы лететь дальше».
Другое дело, если, пересаживаясь в Москве, человек дальше летит не по России, а в другую страну, за пределы Таможенного союза, например, на Украину - тогда он получает багаж не в Москве, а лишь по прилёте домой.
Дозволенная норма багажа, который сдаётся в багажное отделение - один чемодан на одного человека, весом не более 23 кг. За лишний чемодан и за лишние килограммы придётся доплачивать.
В Белграде пред посадкой в самолёт у меня конфисковали мой швейцарский перочинный ножик. По правилам, никакие режущие и колющие предметы в самолёт проносить нельзя, их надо сдавать в багаж, но я этого не знал, и с этим ножиком, когда летел в Белград, прошёл контроль в Краснодаре, а потом в Шереметьево, и оба раза на ножик никто внимания не обратил. Так я и подумал, что ничего недозволенного в нём нет. Эх, надо было его при отлёте из Белграда в чемодан положить!.. Впрочем, вылетал я из Белграда с такой массой прекрасных впечатлений, что потеря этой мелочи ни на градус не испортила мне настроение. Пишу здесь об этом из чисто информативного интереса: заранее прячьте в багаж все колющие и режущие предметы, типа ножей или ножниц, иначе их отберут в такой момент, когда сдавать что-либо в багаж будет поздно, и, если рядом с вами не будет провожающих, придётся дарить всё это сотрудникам аэропорта.
Насчёт валюты. Собираясь в Сербию, надо брать с собой евро, лучше всего - и наличные и на банковской карточке. Моя мама оформила себе в Сбербанке карточку VISA, на которую положила евро, и с ней поехала.
В Белграде есть отделения Сбербанка, где, если что, можно снять деньги с карточки, с уплатой одного процента. Но у нас до этого не дошло.
В одних белградских магазинах принимаются к оплате только динары, но в некоторых магазинах могут принять оплату по карточке, на которую положены евро. Так мы расплачивались сбербанковской карточкой в нескольких итальянских магазинах Белграда.
В ресторанах тоже можно расплатиться сбербанковской карточкой, но не во всех. В кафане «?», например, принимали только динары, а в «Микане», в «Код капетана» и в «Клуб Таверна» принимали карточку.
Наличные евро обменять на динары можно почти на каждом углу, в Белграде куда ни плюнь - попадёшь в пункт обмена валют. Вот только в воскресенье они закрываются, но если пойти в центр, на улицу Кнеза Михаила, там и в воскресенье можно найти работающую менячницу.
В городском белградском транспорте используются электронные билеты в виде карточек.
Подходим к газетному киоску недалеко от автобусной станции (билеты на проезд там в именно в газетных киосках продаются), я говорю: «Карта! Четыре!» и четыре пальца показываю для полноты картины (четыре билета нам требовалось на двоих туда и обратно). Киоскёрша называет сумму (кажется, около четырёхсот динар) и даёт мне одну картонную карточку.
Я подумал было, что она не поняла меня и дала мне один билет, стал уточнять, но оказалось, что всё правильно - это была карточка на четыре поездки.
В автобусе к поручням прикреплены специальные электронные табло; прикасаешься карточкой к такому табло - на нём загораются цифры, обозначающие количество пассажиров, за которых собираешься заплатить, выбираешь нужную цифру (в нашем случае: «2») и нажимаешь на неё. Всё, поезд за двоих оплачен. У контролёров, наверное, должны быть какие-то электронные устройства для проверки карточек, но контролёров я там не видел.
И надо вот о чём сказать: если будете лететь аэрофлотовским бизнес-классом (мы, хотя покупали билеты в эконом-класс, но летели в бизнес-классе; как это получилось, я промолчу, чтобы не палить того, кто устроил нас туда за небольшую дополнительную плату), то не заказывайте там виски. В бизнес-классе наливают пассажирам, кроме прочего, якобы «Чивас Ригал», только на настоящий «Чивас» это пойло не похоже. То ли это какой-то контрафакт, то ли его разбодяжили чем-то - в общем, я пожалел, что выпил эту дрянь. Подумал, может, у меня после сербской ракии организм перестал воспринимать виски, но, вернувшись домой, достал недопитую бутылку «Чивас Ригал», пригубил - да нет, всё нормально…