Всего 70 фото
На этой выставке «Золото степей» я оказался, опять же, «случайно». Судьба занесла меня в августе по делам в Анапу. Здесь я открыл для себя этот чУдный город - древнюю Горгиппию, Анапу - город, который «никогда не спит», который бодр, весел и полон активной и светлой энергии задорного праздника.
Археологический музей древней Горгиппии и
раскоп античного города Горгиппия достойны особого упоминания, что я и сделал в свое время, посвятив им отдельные посты. Здесь же, у самого входа в этот древний город под открытым небом, проходила тихо и незаметно выставка «Золото степей», посвященная сарматам и сарматскому золоту. Не было никакого ажиотажа, а точнее, не было почти никого. Да это и можно понять, ведь это место находится в буквально двух шагах от знаменитого анапского золотого пляжа Золотой бухты, куда уж тут до древностей, когда тебя окружают такие ресурсы, как море, пляж, широчайшая инфраструктура отдыха и развлечений города-курорта.
Выставка, наконец, добралась и до Анапы, до этого побывав в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, в Японии, Швейцарии, Франции и Шотландии. Живя в Москве, я даже не помню, когда она проходила в столице - наверное, уже давно. Но, сейчас я понимаю, что мне надо было именно здесь побывать на этой камерной выставке, где мне удалось около 40 минут побыть одному наедине с этими заветными сокровищами. Далее, моё любопытное повествование и откровения - под катом.
Здание, где проходила выставка находится на фото слева
02.
Сарматы - загадочный народ, населявший степные районы от Заволжского Предуралья до водораздела Тисы и Дуная. Геродот упоминает сарматов, размещая их земли восточнее Нижнего Дона. С его же слов сарматы происходят от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Они были воинственными кочевниками и к III в. до н.э. захватили скифское государство и постепенно заселили и Северное Причерноморье. После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из самых могущественных народов Древнего Мира. Сарматией тогда называли всю Восточную Европу и Кавказ. «Суровые и вечно воинственные» - так характеризовали эти племена римские источники к началу новой эры.
О сарматах в границах нашего государства было известно немного. И последние археологические открытия приоткрыли миру этот могучий, отважный, талантливый и целеустремленный народ, живший на нашей земле и, по сути, скорее всего, являющийся нашими предками. Оказалось, что сарматы не были варварами, как обычно считают многие, но народом, где наряду с воинскими походами, также процветали изящные ремесла и рождались великие произведения искусства. Как всегда, только остатки погребальных артефактов понемногу раскрывают тайну этого древнего народа.
03.
На выставке представлены образцы сарматского искусства, украшения, предметы быта, и конечно, боевого снаряжения. Экспозиция занимала всего один небольшой зал. Как я понял, здесь представлена неполная коллекция, и возможно где-то одновременно с этой выставкой проходит еще одна, или больше. Но это не важно, главное другое - перед нами артефакты, что дают возможность прикоснуться к такой затейливой и интересной части Истории нашей Родины. На выставке экспонировались археологические сокровища из Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, найденные в окрестностях города Азов.
Как известно сарматы и скифы хоронили своих умерших в курганах. Однако, будучи сами по натуре завоевателями, они понимали, что грабежа некрополей избежать впоследствии не удастся, и свои сокровища, посвященные умершему, сарматы одновременно погребали в тайниках, зачастую даже вне границ самих курганов. Именно благодаря этому факту многие ценности их культуры уцелели и дошли до нашего времени. Ведь огромное количество курганных некрополей подверглось жесткому отвязанному разграблению и варварским раскопкам, что продолжаются и по сей день.
04.
Но приступим все же к осмотру экспозиции. Золото, как я уже упоминал в других своих постах, является по сути архетипическим металлом. Через него осуществлялась связь с богами - обеспечивалась прямая дорога к ним умерших по сарматским воззрениям. Золото - металл богов и боги «своих» узнают через золото. Вот почему в погребениях правителей и значимых в то время людей обязательно находят золотые украшения, предметы культа, дорогое оружие, несмотря на потенциальную опасность разграбления захоронений.
Встреча с Золотом всегда волнует воображение - и не золотом на прилавках ювелирных магазинов, а Золотом с большой буквы, с Металлом Богов. С Золотом работали настоящие мастера своего дела, и в этой малой толике уцелевших шедевров мы можем теперь попытаться увидеть тень великого народа, распознать и ощутить личности тех, кто имел отношение к золоту не только как к предмету искусства, но и символу власти, власти, тех людей, кто решал судьбы народов, даровал Жизнь или Смерть.
В погребениях сарматов множество украшений связанных с культом лошади. Она являлась неотъемлемой частью жизни кочевника и должна была продолжать служить своему хозяину и после смерти. Не удивительно, что самые ценные украшения этой выставки имеют непосредственное отношение к конской боевой сбруе.
Это нагрудный фалар боковой конской упряжи. Здесь рельефно изображены четыре лежащих льва. Среднесарматское время. Золото, бирюза, гранат, коралл, стекло. Последняя четверть I в. н.э. Ростовская область, г. Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.
05.
Напомню, что фалар - деталь конской сбруи, выполнявший роль застежки кожаных ремней, и одновременно несущий декоративно-статусную роль.
06.
Фалар нагрудный - деталь украшения конской упряжи. Золото, бирюза, гранат, коралл, стекло. Среднесарматское время. Последняя четверть I в н.э. г.Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.
Золотой браслет. Среднесарматское время. Последняя четверть I в. н.э. г.Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года. Совершенно завораживающее произведение искусства!
07.
Золотые поясные пластины с изображением сцены борьбы драконов с грифонами. Среднесарматское время. Золото, коралл, стекло, альмадин. I в. н.э. Хапры, 1988 г. Курган-3, тайник.
08.
Просто восхитительно!
09.
Детали наборного пояса. Среднесарматское время. Золото. Последняя четверть I в. н.э.
10.
Украшения конского снаряжения. Фигурные нашивные пластины, ременные наконечники, подвески. Золота, бирюза, коралл, бронза.
11.
12.
13.
Амфора светлоглиняная гераклейская. Античность. Глина. I в. н.э. Ростовская область, г. Азов, курганный могильник «Дачи», курган 1, тайник 1. Раскопки 1986 года.
14.
Украшения конской упряжи. На дне этого тайника были найдены многочисленные золотые бляшки самых разнообразных форм. В древности они были, вероятно, нашиты на кожаную основу, истлевшую за две тысячи лет. Золотые бляшки составляли узор, фрагменты которого удалось зафиксировать археологам. Поскольку детали упряжи лежали поверх накидки, сложенной в несколько раз, восстановить точно этот предмет невозможно. Но, в расположении золотых пластин просматривалось четыре слоя. Вероятней всего, это была сложенная в несколько раз дорогая попона - накидка на лошадь. Золото, агат, коралл, альмадин, бирюза, стекло. Среднесарматское время. I в. н.э. г. Азов. Курганный могильник «Дачи». Курган 1, тайник 1.
15.
Нашивные бляшки - детали украшений самой разной формы накидки на лошадь. 2120 шт. Золото. Среднесарматское время. I в. н.э. г. Азов. Курганный могильник «Дачи». Курган 1, тайник 1.
16.
А здесь представлен культовой сервиз. Среднесарматское время. I в. н.э. Ростовская область, г. Азов, с. Высочино - VII, 1982 год. Курган 28, тайник 2
17.
Канфар. Серебро
18.
Ситечко. Серебро
19.
20.
Ритуальная чаша. Золото
21.
Кубок с зооморфной ручкой. Серебро
22.
23.
24.
Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматское время. II в. до н.э. - II в н.э. г. Азов, с. Высочино - I, 1979 год. Курган 12, погребение 2
25.
Котел литой с зооморфной ручкой и набор ручек котла (две петлевидных и одна зооморфная). Бронза. Среднесарматское время. II-III в. н.э. Ростовская область, г. Азов, с. Высочино - V, 1986 год. Курган 26, погребение 1
26.
27.
Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматское время. Глина. II до н.э. - II в н.э. Сладковка, 1978 год. Курган 12, погребение 1
28.
Кувшинчик гончарный серолощеный с трубчатой ручкой. Позднесарматская культура. Глина. II-III в. н.э. Высочино - V, 1984 год. Курган 15, погребение 1
29.
Набор культовых предметов: навершие, статуэтка римского божества. Среднесарматское время. Бронза. I в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 33, погребение 1, курган 9, погребение 1
30.
Горшок лепной с округлым дном. Среднесарматское время. Глина. I-II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 4, погребение 3.
Сосудик гончарный серо глиняный Среднесарматское время. Глина. II до н.э. - II в н.э. Колдыри 1983 год. Курган 15, погребение 1.
Мисочка гончарная серо глиняная. Среднесарматское время. Глина. II-III в н.э. Кугейская падь II, 1989 год. Курган 4, погребение 1.
31.
Миска гончарная серолощеная. Позднесарматская культура. Глина. II-III в. н.э. Сладковка, 1979. Курган 21, погребение 2
32.
Ножи и шило. Среднесарматская и позднесарматская культура. Железо. I-III в. н.э.
33.
Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматская культура. Глина. II до н.э. - II в. н.э. Колдыри 1983 год. Курган 16, погребение 1.
34.
А здесь украшения, так милые сердцу сарматской женщины
35.
Медальон из дна чаши. Среднесарматское время. Бронза. I - II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 9, погребение 1
36.
Бусы и амулет из эстрагала волка. Среднесарматское время. Стекло, янтарь, сердолик, мел, гагат, коралл, пирит, египетский фаянс, кость. I - II в. н.э. Разные места находок.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Фибулы (застежки для одежды), амулет ажурный сферический. Раннее и позднее сарматское время. Бронза. I до н.э. - IV в.н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 25, погребение 1.
Серьги. Среднесарматская культура. Бронза. I-II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 3, погребение 4.
43.
Браслеты культовые с оберегами. Среднесарматская культура. Бронза. I-II в. н.э. Валовый I, 1987 год. Курган 9, погребение 1
44.
Бусы. Среднесарматская культура. Сердолик. I-II в. н.э.
45.
Зеркала литые (2 шт.) и медальон из крышки футляра зеркала. Раннесарматская и среднесарматская культура. Бронза. I в. до н.э. - II в. н.э. Найденовский, 1966 год. Курган 4, погребение 8. Валовый - I, 1987 год. Курган 6, погребение 3, курган 9, погребение 1.
46.
Кружка гончарная серолощеная с врезным орнаментом. Среднесарматская культура. Глина. II в. до н.э. - II в. н.э. Красногоровка - I, 1984 год. Курган 1, погребение 5
47.
10 - Меч железный с остатками деревянных ножен и навершие меча каменное. Среднесарматская культура. Железо, дерево, змеевик. II в. н.э. Займо-Обрыв - I, 1988 год. Курган 15, погребение 1.
12 - Кинжал. Среднесарматская культура. Железо. II в. н.э. Кулешовка, 1982 год. Курган 1, погребение 24.
48.
11 - Оселок каменный и кинжал железный с остатками деревянных окрашенных ножен. Среднесарматская культура. Железо, сланец, дерево, краска. II до н.э. - II в. н.э. Аэродром - I, 1990 год. Курган 1, погребение 1; Валовый - I, 1987 год. Курган 6, погребение 3
49.
Пряжки (9 шт.) и наконечники ремней (2 шт.). Среднесарматская и позднесарматская культура. Железо, Бронза. I - IV в. н.э.
50.
Наконечники стрел трехлопастные черешковые. Среднесарматская культура. Железо. I-II в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 12, погребение 1.
51.
Кувшин гончарный серолощеный. Среднесарматская культура. Глина. II до н.э. - II в. н.э. Высочино 1979 год. Курган 12, погребение 2.
52.
Еще немного бытовых артефактов
53.
Ковши литые. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Бронза. II-IV в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 4, погребение 2.
54.
55.
Напоминает дно посуды для стеклокерамических плит)?
56.
Ковш бронзовый литой. С железной кованой ручкой на ободке. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Бронза. II в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 4, погребение 2.
57.
Миски и тарелочки гончарные краснолаковые и серолощеные. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э.
58.
59.
Миска буролаковая с медальоном на дне и следами ремонта. Среднесарматская культура. Италийские мастера. Глина. II в. н.э. Колдыри, 1983 год. Курган 25, погребение 1.
60.
Кувшин гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. II-III в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 5, погребение 3.
61.
Кувшинчик гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 38, погребение 3.
Конфар гончарный. Глина. Среднесарматская культура. I-II в. н.э. Ново-Николаевка - II, 1990 год. Курган 2, погребение 3.
Сосудик гончарный серолощеный. Среднесарматская и позднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Красногоровка - I, 1984 год. Курган 1, погребение 3.
62.
Кувшин гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская и позднесарматская культура. I-II в. н.э. г. Азов. Аэродром - I, 1990 год. Курган 4, погребение 5.
63.
Ножницы пружинные (2 шт.). Среднесарматская культура. Железо. II в. н.э. Высочино - V, 1985 год. Курган 18, погребение 1.
Игла (?).Раннесорматская культура. Кость. III-II в. до н.э. Пирожок, 1988. Курган 5, погребение 4.
64.
Сосуд гончарный серолощеный. Глина. Среднесарматская культура. II до н.э. - II в. н.э. Красногоровка - I, 1984 год. Курган 1, погребение 1.
65.
Кружки гончарные серолощеные (3 шт.). Глина. Раннесарматская и среднесарматская культура. Степнянский - II, 1998. Курган 1, погребение 7. Высочино - V, 1984 год. Курган 14, погребение 2. Валовый - I, 1987 год. Курган 6, погребение 3.
66.
Пряслица (4 шт.). Алебастр, глина. Среднесарматская культура. I - II в. н.э. Найденовский, 1996. Курган 4, погребение 8. Кулешовка, 1986. Курган 33, погребение 22, курган 3, погребение 1. Валовый - I, 1987 год. Курган 3, погребение 2.
67.
Кувшин гончарный серолощеный со сливом. Глина. Среднесарматская культура. I - II в. н.э. Валовый - I, 1987 год. Курган 13, погребение 1
68.
Посетителей было совсем мало. Наконец, настало время, когда их не осталось вовсе. Это была удача. Мне никто не мешал. Я попытался "вдохнуть" этот запах Золота, Времени и Истории. Время понемногу останавливалось... Расфокусировал зрение, мысленно и визуально сосредоточившись на браслете с оленями…
69.
Пространство раздвигалось… Передо мной смутными пульсирующими тенями проносились «кони, люди…»), слышались глухие возгласы и конское ржание… Меня уже как будто немного «тащило» вперед, куда то в далекое и неведомое… Сочный золотой свет вспыхивал неземными оттенками, разгораясь как яркое зарево кузнечного горна… Я увидел какое-то мрачное подземное строение, похожее на то ли на склеп, то ли на рукотворную пещеру. Горели редкие факелы, их характерный незнакомый запах, и треск горящего масла наполнил легкие и включил обонятельные и аудиальные восприятия. Нас было трое, коренастые бородатые мужчины, в коже, бляхах, с короткими мечами у поясов. Мы молча, напряженно и тяжело дыша, прятали под массивной плитой что-то большое и массивное, завернутое в пару овечьих шкур. Было довольно темно, тени от факелов метались по стенам, как причудливые вытянутые и искаженные фигуры пляшущих демонов. Я вдруг поймал мысль того, чьими глазами я смотрел на этот незнакомый мир, что вот сейчас, когда все это закончится - ему надо будет убить этих двоих… Эта мысль как вспышка взорвалась у меня в голове, два сознания встретились, я осознал его мысли - он мои…; в этот момент дверь в музейную комнату приоткрылась. Картинка с факелами дернулась и начала отдаляться, уходить и терять резкость… Свет этого мира возвращался. Заглянула служительница музея, проверить, что я тут делаю… Наверное я посмотрел на неё довольно странно, она на мгновение задержала на мне свой взгляд, и снова закрыла за собой дверь…
Вот почему я так люблю взаимодействовать с реальными и сильными артефактами. От них ты получаешь ни с чем не сравнимое ощущение причастности, глубоких впечатлений и даже, если удастся, некоторую информацию, вот как сейчас… Это не так сложно сделать, как может на первый взгляд показаться, надо просто позволить себе соединиться с артефактом, сделать так, что бы он вошел в тебя, а ты вошел в него, а дальше - уже дело техники и везения)
Сначала я колебался писать об этом в своем посте или нет, но потом, подумал, что раз все это реально часть моих ощущений и переживаний, то скрывать их было бы несправедливо как по отношению к себе так и к другим. Пост был бы в этом случае неполным, и бессознательное читателей непременно определило бы эту нехватку как некую пустоту в повествовании. Что это было - мысленный ассоциативный образ созданный сознанием или мне удалось все же проникнуть с помощью этого сильного артефакта в те далекие времена, не знаю. Сочтите это просто моим художественным вымыслом и, наверное, так будет лучше)
Я вышел из музея, все еще находясь под впечатлением увиденного. С моря дул мягкий свежий бриз. Золотая бухта Анапы приветливо приглашала пойти к морю, омыть в нем физическое тело, ощутить блаженное наслаждение соединения с водной стихией, по-новому взглянуть на свою жизнь, освежить впечатления...
70.
В такие мгновения четко осознаешь драгоценность каждого мгновения жизни, что окружает и наполняет нас незабываемыми впечатлениями и осознанием непрерывности бытия. Она предстает перед нами могучим потоком, несущим в безбрежные дали открытий и озарений, преодоления и познания себя, раскрытия тайн этого Мира во всем их многообразии и причудливых оттенков.
В заключении дам ссылку на небольшой ролик о сокровищах сарматов, хорошо анонсирующий данную тему, несмотря на чрезмерное обилие в rutube рекламы.
You can watch this video on www.livejournal.com
Все фото снимались беззеркальной фотокамерой Sony Alpha 6L с компактным китовым объективом Sony SEL-P1650 16-50 mm F/3.5-5.6 E OSS.
© Vladimir d’Ar