Всего 24 фото
Ми́лион (Milion, мильный камень, верстовой столб) или Ми́лий - античное сооружение на площади Августеон находившееся перед комплексом Большого императорского дворца. Ситуационно Милион располагался примерно там, где сейчас возвышается руина на углу улиц Divanyolu Cd. и Yerebatan Cd. Это самый центр исторического Стамбула, здесь как раз и резко поворачивает "под горку" скоростной городской трамвай в сторону Парка Гюльхане оставляя справа Айя-Софию.
Рядом с этой руиной в ее тени можно найти установленный вертикально и не совсем приметный обломок (столб) чудом уцелевшей опорной конструкции четырехсторонней триумфальной императорской арки. Это все что осталось от некогда красивейшего тетрапилона - древнего сооружения, находившегося в центре Константинополя, столицы Византийской империи. Нулевой милей являлась тогда мраморная колонна, стоявшую в центре тетрапилона. Колонна выполняла ту же функцию, что и Milliarium Aureum в Риме: от неё отсчитывалась протяженность всех дорог империи. Сейчас почти ничего не напоминает об этом примечательном сооружении Константинополя. Мы осмотрим это место и попробуем представить, как выглядел тетрапилон - памятная триумфальная арка в византийском Константинополе.
Сейчас мы на площади Ипподром в Стамбуле. Справа у нас Голубая мечеть, а точнее ее ограда, а на дальнем плане как раз уже виден ориентир нашего интереса - одинокая руина - примерно в этом месте и находился знаменитый императорский тетрапилон Константинополя.
02.
Когда император Константин I Великий перестраивал город Византий, чтобы основать на его месте новую столицу Римской империи («Новый Рим»), он много чего позаимствовал из городского устройства «Старого Рима». Поэтому в центре города был возведено сооружение, получившее название Милион (или Милий). Место расположения Милия можно представить на фото ниже.
Правее на дальнем плане -
Айя-София. Милий находился примерно по центру кадра - правее от этого места как раз и была площадь Августеон перед Большим императорским дворцом.
03.
Если предварительно не изучать достопримечательности исторического центра Стамбула эту руину, что на фото выше слева можно вполне себе пропустить мимо внимания - в Стамбуле таких внешне безымянных полуразрушенных исторических объектов множество. Для нас же это - ориентир местоположения тетрапилона - чрезвычайно примечательного объекта архитектуры Константинополя.
04.
На этой замечательной реконструкции Константинополя в пору его расцвета (на рисунке ниже) мы видим знаменитый Большой Ипподром, а в самой правой части этого кадра как раз и можем заметить небольшое квадратное в плане здание тетрапилона белого цвета (Милион).
05.
Реконструкция Антуана Хелберта
06.
Константинопольский «мильный камень» был устроен куда как более затейливо, чем его римский двойник. Он представлял из себя тетрапилон (сдвоенную триумфальную арку) с пирамидальной крышей, стоявший на четырёх арках. Пирамидальная крыша была покрыта черепицей из позолоченной бронзы. В центре тетрапилона находилась мраморная колонна (собственно Милий), на которой были высечены расстояния до основных городов Византийской империи. Под крышей рядом с колонной находились обращённые на восток статуи императора Константина и его матери Елены с крестом в руках, а также изображение богини Тюхе (богини удачи и судьбы) позади них.
07.
Реконструкция А. Бергера
Тетрапилон Милий находился в самом сердце Константинополя, в западной части центральной площади Августеон, недалеко от стен древнего Византия. Именно здесь улица Меса поворачивала с северо-востока на запад и превращалась в главную артерию города. Административно Милий принадлежал I региону (району) Константинополя.
Начиная с VI века, Милий становится всё более важным пунктом в маршруте императорских процессий. Император Юстиниан I (527-565) установил на его крышу гномон солнечных часов в виде парящего позолоченного ангела, трубящего в фанфары. Это был астрономический инструмент - стела, позволявший по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту Солнца.
08.
Реконструкция А. Бергера
Следующий правитель Флавий Юстин II (565-578) украсил нижнюю часть тетрапилона статуями своей жены Софии, дочери Арабии и племянницы Елены. Также памятник был украшен конными статуями Траяна, Адриана и Феодосия II, а также квадригой бога Гелиоса.В первой половине VIII века, по приказу императоров Филиппика и Анастасия II своды здания были украшены картинами с изображением Вселенских соборов, однако в период иконоборчества император Константин V (741-775) заменил их сценами с ипподрома. Реконструкция к сожалению лаконична и не учитывает наличие превосходных скульптур и мелких архитектурных деталей того времени.
09.
На Милионе иногда вывешивали головы казненных, привязывая их за уши. Кроме того, здесь ослепляли некоторых государственных преступников - позднейшая молва приписала такую участь великому полководцу Велисарию, который якобы тут же впоследствии нищенствовал, протягивая прохожим деревянную кружку.
От Милиона к Халке (Медным воротам Большого дворца) двигались разнообразные торжественные процессии. Пожалуй, самая знаменательная из них имела место в марте 843 г., когда императрица Феодора решила восстановить иконопочитание. Если верить одному из житий, находившийся в это время в Патриаршем дворце иконоборец Иоанн Грамматик, “помутившись рассудком, уединился в одном из покоев и, отчаявшись удержать власть, маникюрным ножом нанес себе не опасную рану в бок и тотчас возопил: “На помощь! Меня прямо тут жестоко режут убийцы-иконники!” (так он всегда называл иконопочитателей). Когда сбежались его сторонники и начали спрашивать, где убийцы, он указал на какую-то дверцу. Но когда там ничего не нашли, кроме окровавленного ножа, и негодяй был уличен в том, что сам все устроил”.
О тетрапилоне сейчас напоминает только вот эта руина водонапорной башни османских времен. На фото ниже и слева мы можем видеть все что осталось от тетрапилона - вкопанную вертикально мраморную деталь его опорной конструкции, что была обнаружена в процессе археологических работ на месте нахождения фундамента тетрапилона. На фото ниже она слева рядом с мужской фигурой в светлой рубашке. Таким образом нынешний Милион находится не на "своем" месте, а немного западнее...
10.
С другой стороны от Милиона, а именно к северу, в направлении нынешней Yerebatan Cad., располагались парфюмерные лавки (см. рис. выше). Вот что об этом сказано в уставе Города начала Х в. - “Книге Эпарха”: “Из мироваров каждый обязан иметь свое место, не пытаясь обманным путем принести ущерб другому. Они все должны следить друг за другом, чтобы никто из них не удешевлял товара. И чтобы не выставлял у себя какой-либо дурно пахнущий товар. Не подобает объединять зловоние с благовонием! Но пусть продают перец, нард, корицу, алоэ, амбру, мускус, ливан, смирну, смолу бальсамон, душистую свеклу, лазурь и другие товары, относящиеся к разряду благовоний и красящих. Их прилавки с кадками должны стоять расположенные рядами от чтимой иконы Христа, Бога нашего, что на Халке, вплоть до Милиона, на услаждение императорских дворцов. Все же те, которые будут уличены в нарушении этих установленных правил, будут побиты, острижены и присуждены к ссылке”.
Камень Милион ("Нулевая миля")
11.
12.
В период правления Комнинов (XI-XII века), ввиду своего выгодного стратегического положения Милий стал ареной городских боёв, в частности между императорами Никифором Вотаниатом и Алексеем Комнином, а также между правительственными войсками и императрицей Марией, которая с помощью Милиона удерживала площадь Августеон.
На фото ниже можно увидеть на каком уровне находилось дневная поверхность культурного слоя времен строительства тетрапилона.
13.
14.
Здесь у нас (на рисунке ниже) реконструкция этого обломка называемого сейчас Милион.
Примерно так этот "столб" выглядел в оригинале (правая часть рисунка).
15.
Реконструкция Антуана Хелберта
В 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, стоявший на крыше здания позолоченный ангел был снят и переплавлен на монеты. В период с 1268 по 1271 годы, с падением Латинской империи, Милион вместе с Августеоном стал собственностью собора Айя-София.
16.
После завоевания Константинополя османами в 1453 году Милий оставался практически нетронутым вплоть до начала XVI века, когда и был, вероятно, снесён в ходе расширения близлежащего акведука турками-османами и последовавшего за ним строительства водонапорной башни. В 1960-х годах, в ходе раскопок как я уже упоминал были обнаружены остатки одной из несущих конструкций тетрапилона. Ныне очевидно именно этот фрагмент и был выставлен в качестве «нулевой мили» в стамбульском районе Фатих, недалеко от
Большой цистерны (Цистерны Базилика).
17.
18.
Белокаменная руина над Милионом - остатки османского водомера возведенного при реконструкции водоснабжения центра Стамбула. Очевидно при переполнении водоводов через вершину водомера переливалась вода, которая сигнализировала о необходимости перекрытия труб акведуков, обеспечивавших подачу воды.19.
Есть также более романтичная версия что эта руина - остатки центрального общественного сооружения Константинополя - Городской Базилики - коммерческого и юридического центра, находившегося на этом месте и турки только использовали ее. Именно поэтому знаменитая Цистерна Базилика, находящаяся совсем рядом и получила свое популярное туристическое название. Третья версия говорит о том, что это сооружение было изначально вентиляционной башней Цистерны Базилика. И на фото ниже мы можем видеть след этого якобы вентиляционного канала.20.
21.
Если внимательно поразглядывать каменную кладку, то можно заметить, что при строительстве этого сооружения использовались многочисленные мраморные фрагменты древних античных зданий.
22.
На старом фото XIX века (ниже) мы можем наблюдать это самое место. На нем вид Айя-Софии с запада (со стороны Города). В левой и центральной части кадра городские развалины примерно над
Цистерной Базиликой. А в правой части кадра на дальнем плане как раз и находится та самая "вентиляционная" башня-руина, что упоминалась выше. Выглядит она вполне себе целой.
23.
Вторая половина XIX века
Так что "Верстовая миля" Константинополя (Стамбула) сейчас выглядит именно так как на фото ниже.
24.
Благодарю за внимание!
Источники:
Форум Византийская держава. theatron.byzantion.ru.
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Авторский сайт французского художника Антуана Хелберта "Byzance Architekture" об архитектуре Византии.
© Vladimir d’Ar, 2017