Дворец Топкапы в Стамбуле. Третий двор - Двор Эндерун, Покои султана, Сокровищница. Часть 3.

Jan 07, 2018 11:10



Всего 73 фото

Сейчас мы находимся перед Вратами Счастья что ведут в Третий двор - личные покои султана, Гарем, Сокровищницу, библиотеку, Тронный зал, где особо важных гостей принимал султан. Третий двор являлся внутренней частью двора, закрытой для посетителей. Здесь были личные покои Султана, а вход в них осуществлялся строго по его дозволению. Третий двор - Двор Эндерун (что значит «самый внутренний») являлся частной частью двора, предназначенный для мужчин («selâmlık»). Он также назывался «Harem-iHümâyûn» - Гарем, где Султан жил со своей семьёй.

Это вид в сторону Ворот Счастья от здания Дивана во Втором дворе.
02.



Двор Эндерун, созданный в период правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.), включает в себя патио, где находятся личные покои Султана, мраморную террасу под названием «Sofa-iHümayun» (Императорский зал), скрывающую от глаз сад правителя с великолепными цветниками. На территории этого двора также находилась школа Эндерун, созданная для обучения молодёжи, нанятой по системе Девширм (Devşirme). Девширм  - способ найма молодых людей иностранного происхождения с целью их дальнейшей службы для Османской империи.
03.



Врата счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-saâde or Bab-üsSaâdet) являются входом во внутренний двор дворца (Enderûn), также известный как Третий двор, и отделяют внешнюю часть дворца (Birûn) от внутренней.
04.



Ворота олицетворяют присутствие правителя во дворце. Никто не мог проходить через них без разрешения повелителя. Даже Великому визирю предоставлялось подобное разрешение только по определённым дням и в особых случаях. Врата Блаженства, являющиеся главной дверью в личные покои правителя, оставались всегда запертыми. А несогласованное проникновение через них расценивалось как строжайшее нарушение закона и вызов власти Султана.

На камне переднего фасада выгравированы: надпись «Во имя Господа нашего, Милостивого и Милосердного», монограмма Махмуда II, написанная его собственной рукой. На боковых фасадах были начертаны монограммы Абдул-Хамида. А на заднем фасаде содержатся надписи с именами некоторых правителей Османской империи. Эти записи также содержат упоминание о реконструкциях врат.
05.



Врата находились под контролем Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası), а также под надзором его подчинённых. Врата были возведены во время первоначального строительства дворца Топкапы в XV веке в качестве колоннадного прохода с куполом, опирающимся на мраморные колонны. Они выполнены в стиле рококо и имеют декорации, относящиеся к эре правления Абдул-Хамида I и Селима III (1789-1807 гг.).
06.



Деревянный купол, покоящийся на четырёх мраморных колоннах, является отражением  турецкого стиля барокко. Он был возведён в эпоху правления Абдул-Хамида I (1775 г.). А простые декорации потолка и карнизов, флажки на куполе и его обод выполнены в стиле ампир в период правления Махмуда II (1808-1839 гг.).
07.



08.


09.



В обе стороны от ворот располагались помещения Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası) и Белых Евнухов (Akağalar), которые несли ответственность за третий внутренний двор. Вход в эти помещения осуществлялся через арочный проход (датированный XVI веком) со стороны Площади Диван.
10.



Боковые галереи Ворот Счастья со стороны Второго двора
11.


12.



В центральном объеме ворот на мраморном полу обращает на себя внимание необычное место "с непонятной надписью" даже для тех кто немного владеет английским: "The Place for The Sacred Standart". Здесь было водружено "Великое знамя Ислама" - исключительная реликвия Османской империи. Сейчас оно находится в Сокровищнице что в пределах Третьего двора вместе с другими уникальными артефактами речь о которых будет впереди.
13.



Ворота достаточно малы в своем внутреннем объеме и сразу выводят нас в Третий двор к Тронному залу.
14.



Если посмотреть влево и вправо от выхода из Ворот Блаженства в Третий двор мы увидим Помещения Белых Евнухов со стороны Третьего двора (фото выше и ниже).
15.



Тронный зал (Зал Аудиенций) или ArzOdası

Палата Аудиенций, также известная как Зал Аудиенций и Тронный Зал (ArzOdası- ArzDîvanhanesi), расположена прямо за Вратами Блаженства и связана с ними одним карнизом.
16.



Зал Аудиенций являлся ключевым местом, обеспечивавшим контакт Султана с государственным советом. Также в Зале Аудиенций правители обычно принимали послов иностранных государств. Здесь есть две двери: одна в передней части, а вторая в задней. Задняя дверь использовалась только султанами, а передней пользовались государственные высокопоставленные чиновники и послы, которые удостаивались аудиенции.
17.



Подношения, вручавшиеся послами, размещались напротив большого окна с железными прутьями, располагавшегося прямо посередине главного фасада между двумя дверьми и входом для внесения подарков по левую сторону (PişkeşKapısı, слово Pişkeş здесь употребляется в значении «подарок, принесённый Султану»).
18.


19.


20.



Эпоха правления Сулеймана Великолепного стала самым знаменательным периодом в истории Зала Аудиенций.  В здании было произведено несколько реконструкций в период с XVI по XIX века. Но стихотворная надпись, украшающая купол над Тронным Залом, гласит, что Зал Аудиенций был построен во время правления Мехмеда III (1595-1603 гг.).
21.


22.



Обойдем Тронный зал по галерее слева
23.



Тронный Зал был спасён во время пожара в 1856 году. Он был отреставрирован в период правления Абдул-Меджита. Здание было тогда перестроено в стиле ампир архитектором и ремесленником, построившим дворец Долмабахче, и дошло до наших дней с декорациями в неоклассическом стиле и стиле ампир.

С северной стороны Тронного зала оставлена для обзора вертикальная полоса старой строительной кладки стен здания с тройными слоями плинфы.
24.


25.


26.


27.



На дальнем плане и правее - Помещения Белых Евнухов.
28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.



Если смотреть от Ворот Счастья левее - перед нами Мечеть Агалар. Эта мечеть является самой большой мечетью во дворце. Она также имеет самую древнюю конструкцию, датирующуюся XV веком и построенную во время правления Мехмеда Завоевателя.
35.



Султан, оруженосцы и пажи приходили сюда молиться. Мечеть расположена по диагонали двора, чтобы обратиться лицом к Мекке. Она находится во дворе Эндерун рядом с Павильоном Священной мантии со стороны Золотого Рога.
36.



Три окна в задней части большой части помещения выходят в Гарем, где молятся Султаны, а также жены и матери повелителя.
37.



Здание использовалось в качестве склада с 1881 года и до тех пор, как было отреставрировано в 1916 г. На новой надписи, начертанной в 1928 году, закреплены основные положения о реконструкции мечети, проведенной в 1925 г. Книги из библиотеки Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и прочих библиотек дворца были перенесены в это строение. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца».38.



Со стороны Мраморного моря находится здание Общежития экспедиционного корпуса (Seferli Koğuşu). Оно было построен в 1635 году султаном Мурадом IV (1623-1640) на месте снесенного Султанского Наммама (Hünkâr Хамами). Фасад сейчас закрыт на реставрацию. Здание было снесено и перестроено по указу Ахмеда III в 1719 году по причине строительства библиотеки Эндерун. В этот же период к передней части здания были пристроены пассажи с колоннами, принадлежавшими разрушенному Павильону с бассейном.
39.



После проведения нескольких предыдущих реставрационных работ, в палате расположили коллекцию султанского гардероба (PadişahElbiseleriKoleksiyonu) с ценными образцами костюмов, насчитывающими около 2500 экземпляров, а также многочисленными и дорогостоящими кафтанами султанов.

Теперь нам в Сокровищницу. Кстати, слева здание закрытое строительной пленкой - Библиотека Ахмеда III.
40.



Вот так выглядит Библиотека Ахмеда III без строительных ограждений. Фото стороннее (фото ниже).

Здание библиотеки, построенное на благо студентов дворцовой школы Эндерун, было возведено по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.). Библиотека заняла то место, где раньше находился Павильон с бассейном.
41.


Книжная коллекция библиотеки состоит из книг из личной коллекции Ахмеда III, а также из книг, принадлежавших Абдул-Хамиду I и Селиму III. Эти книги были размещены в здании Дворцовой библиотеки в 1965 году.

СОКРОВИЩНИЦА ЭНДЕРУН

Сокровищница объединяет несколько смежных зданий в едином комплексе.

Павильон Завоевателя, также известный как Киоск Завоевателя (FatihKöşkü), с его пассажем на передней части здания является одним из самых древних строений дворца. Он возведен по указу Султана Мехмеда Фатиха II (Завоевателя) в период 1462-1463 гг. Таким образом, при разработке дальнейшего плана строительства всего дворца Топкапы отталкивались именно от этого строения. Находится павильон в правой дальней части Третьего двора (если смотреть от Ворот Счастья) и со стороны Мраморного моря.
42.


Фото Павильона Фатих со стороны Мраморного моря

Павильон Фатих содержит в себе элементы Императорской архитектуры: просторные комнаты, террасы и галереи, высокий вход позади массивных колонн, широкие окна и ниши в стенах, а также великолепный камин. Также он представляет собой монументальное строение, выполненное из камня в традиционном стиле.
43.



Массивные стены здания и два погреба поддерживаются подструктурой, скрывающей маленький византийский баптистерий, построенный в форме трилистника. Он был найден во время проведения раскопок в подвале. Конструкция постройки, имеющая деревянный потолок и крышу, покрытую свинцом, была реконструирована в XVI веке. С тех пор и по сей день она не подвергалась изменениям.
44.



Павильон Завоевателя, который Мехмед Фатих возвёл в качестве домика для созерцания окрестностей, вскоре был переделан в место, где хранились дворцовые сокровища. Так как сокровищница существенно обогатилась после египетской экспедиции султана Селима, террасы  пришлось закрыть стенами  с целью защиты особо ценных экспонатов.

Тайный Павильон (Has Oda) также известен как Павильон Священной мантии и святых реликвий (Hırka-I SaadetDairesi). Он был построен по указу Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.) во дворе Эндерун в качестве личного особняка османских Султанов. Это типичный двухэтажный дворцовый павильон с планировкой в форме квадрата, разделённой на четыре секции.
45.


46.


47.


48.



Большая комната, включающая в себя две части помещения и расположенная сразу при входе, называется Зал с Фонтаном (Şadırvanlı Sofa), так как под куполом этого зала находится мраморный фонтан. Другие две части четырёхсекторной структуры здания представляют собой две комнаты, покрытые двумя куполами и соединённые дверьми между собой и с Залом с Фонтаном.49.



Павильон Священной мантии и святых реликвий
50.



Вход в помещение Священной мантии подвергся существенным изменениям в период правления Ахмеда III (1703-1730 гг.). Над ним выгравирована надпись из Kelime-iTevhid (Мусульманской декларации о вере в единство Бога), сделанная в 1725 году в стиле CelîSülüs  (Арабские письмена, в которых используется только заглавные буквы) Ахмедом III, который был опытным каллиграфом.
51.



По обеим сторонам от двери видны ещё две надписи в форме монограмм. На правой стороне размещена надпись “CihanMelikiHakan-ıEmced”: «Великолепный Кхан - владыка государства», а на левой (фото ниже) стороне начертана фраза “ŞeriatSâliki Sultan Ahmed”: «Султан Ахмед  - приверженец Шариата» (Шариат - это свод мусульманских законов, основанных на Коране).
52.



Для оформления внешних и внутренних стен, потолков дворца Топкапы широко использовались изысканная керамическая плитка с традиционными рисунками и орнаментами. Изразцы дворца Топкапы - отличный пример совершенства керамики всего Османского периода. Часть таких изразцов сохранилась в первозданном виде, значительная часть была отреставрирована.
53.



Первая комната, располагающаяся по правую руку от входа в Зал с Фонтаном, называется Arz-hane (Комната для презентаций). Здесь Османский правитель принимал ArzAğaları (люди, ответственные за организацию представлений и/или презентаций) выслушивал их доводы.
54.



Кстати в Сокровищнице категорически запещено фотографировать. К тому же народа здесь как нигде очень много, не протолкнешься и редкие фото как например вот этих восхитительных куполов павильона сняты что называется "от бедра") Некоторые фото реликвий также будут сторонними по понятным причинам.

Павильон Священной мантии содержался и реставрировался всеми Султанами  с большой осторожностью и уважением к священным реликвиям, хранящимся в нём. Каждый правитель в своё время предавал огромное значение содержанию этого места в наилучшем состоянии.
55.



После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы. Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в  Топкапы  специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.
56.



Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире "Кинжал Топкапы". Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями.
57.


Фото Sandy Leonard Snaps

В третьей комнате хранится "Алмаз ложечника". Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами.
58.


Автор фото неизвестен

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок "Зуба Пророка Мухаммеда", сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце  Топкапы  хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.
59.


Автор фото неизвестен

Драгоценной  реликвией  султанской  Сокровищницы  является "Знамя Пророка" (Санджак-Шериф). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя "Укап" ("Орел") было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов.

В собрании  реликвий  Топкапы находится и один из шести известных "Отпечатков ноги Мухаммеда". Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Здесь мне удалось-таки сфотографировать эту реликвию.
60.


61.



Вот в этой витринной нише за бронированным стеклом находится легендарный "Посох Моисея".
62.



Зеркальное отражения витринного стекла очевидно еще и многослойного не дали сфотографировать Посох Моисея в деталях и объеме, да еще и народу было очень много, переодически появлялись охранники... Посох находящийся в глубине ниши угадывается на фоне вот этих трех отраженных человеческих силуэтов - между двумя женскими слева и одним мужским справа. Надо сказать что посох не сильно впечатлил. Я то его представлял как бы более брутальным)
63.



В  Сокровищнице  султанского дворца хранятся и христианские  реликвии, собранные в церквях Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых...
64.


Автор фото неизвестен

В общем реликвий очень много. В созерцании и попытках осознать все то что ты видишь здесь можно провести очень много времени...
65.



Но вскоре тебя просто тянет выйти из Сокровищницы на свет Божий и вдохнуть свежего воздуха.
Все таки в Соковищнице присутствует как по мне какое-то тягостное чувство.
66.



В правой части фото ниже - солнечные часы в Третьем дворе Топкапы. В левой части фото ниже - сквозной проход в Четвертый двор дворца Топкапы.
67.



Стена Павильона Священной мантии со стороны Четвертого двора.
68.



Деревья в Третьем дворе дворца Топкапы определенно очень старые.
69.



Палата сокровищ

Эта палата была создана Мехмедом Завоевателем. Пажи Палаты Сокровищ, которые занимали высокие места в иерархии служащих Эндерун, несли ответственность за хранение и защиту сокровищ дворца. Архитектура Палаты сокровищ состоит из пассажа в передней части здания, кирпичных наружных стен и внутреннего помещения, выполненного из дерева. Конструкция была схожа с архитектурой Оружейной палаты и Кладовой, но была больше них по размеру. Надзиратель за сокровищницей (SeferliliDayezâde) Мехмед Бей снёс первоначальное помещение сокровищницы вместе с кладовой и построил на их месте новое строение, сохранившееся и по сей день. Сейчас  оно несколько меньше, чем было до перестройки.70.



Орган, нёсший ответственность за Палату Сокровищ, который сохранил своё существование и значимость от самого создания империи до её конца, назывался «Надзиратель за Сокровищницей». Пажи Палаты Сокровищ, имевшие высокое положение в государственной системе Эндерум, назначались стражами Сокровищницы. Они хранили последнюю информацию о книгах, следили за регулярными поступлениями, регистрировали внос и вынос объектов в/из Сокровищницы.

Единственная надпись на Палате Сокровищ находится над её входом. Она написана каллиграфом Мустафой Иззэт Эфенди в 1858 году (по данным нумерологических вычислений). Несмотря на то, что Институт Эндерун был распущен в XIX веке, Палата Сокровищ и Тайный Павильон до сих пор сохранились.71.



Здесь, на противоположной стороне и почти в углу двора есть еще один неприметный вход в Четвертый двор дворца Топкапы - его самую сакральную часть. В общем входов/выходов два. Один - сквозной и второй - на фото ниже. Мы через него как раз и будем возвращаться в Третий двор после осмотра Четвертого...
72.



В заключение - еще одно фото Тронного зала Третьего двора дворца Топкапы.
73.



Источники:

Дворец Топкапы в Стамбуле. Портал turako.ru
Ионина Надежда. Стамбул. История. Легенды. Предания. Сокровища дворца Топкапы.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1 - Первый двор - двор янычар
Часть 2 - Второй двор - Диван, Казначейство, Гарем и Дворцовые кухни
Часть 4 - Четвертый двор - Султанский сад, Мраморная терраса, Золотой Рог
Часть 5 - Четвертый двор 2 - Павильоны, Пролив Босфор, Мраморное море

дворец топкапы, #стамбул, стамбул, #дворец топкапы, достопримечательности стамбула, #достопримечательности стамбула

Previous post Next post
Up