Всего 50 фото
Суздаль - совершенно чудное место. Несмотря на странную пасмурную и туманную погоду повсюду здесь чувствовалось свежее дыхание весны - солнце неуклонно пробивалось сквозь рваную дымку рассеянных в небе облаков. Мы проезжали по древнему Суздалю, и мои ощущения были необычайно легкими и радостными. На каждом шагу в Суздале стоят красивые церкви, и их обилие потрясает и завораживает. Красота в этом древнем и исконно русском городе определенно разлита повсюду…
Следующим пунктом нашего путешествия был Спасо-Евфимьевский монастырь. Он расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город не только от внешних, но и внутренних врагов. Идейным вдохновителем строительства монастыря на этом месте и его духовным основателем стал Евфимий Суздальский - первый игумен этого монастыря, ныне причисленный к лику святых. Кстати, на другой стороне реки как раз находится Свято-Покровский женский монастырь, откуда мы и держали сюда путь. К его основанию также в свое время приложил свою руку святой Евфимий. Именно в Спасо-Евфимиевском монастыре некоторое время пребывала перед окончательной отправкой в Свято-Покровский, сосланная бывшая жена Василия III Соломония Сабурова, будущая святая София. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, а позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь преподобного Евфимия Суздальского. Деревянные постройки монастыря естественно не сохранились, а его существующий внешний облик сформировался уже в XVI- XVII веках. Далее под катом - мои впечатления и ощущения от посещения этого чудного места.
Первое, что сразу сильно впечатляет - это огромные высокие сторожевые башни и стены монастыря. При подъезде к монастырю они полностью и властно заполняют весь видимый обзор окрестностей города. Каменные стены были возведены в 1660 -1664 гг. вместо более старых деревянных. Общая их длина составляет около 1200 м. Это самый большой по площади и значительный по военному потенциалу монастырь в Суздале. Сооружение построено с расчетом на ведение оборонительных боев как со стороны реки так и с его южной стороны - здесь стены значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
02.
Все башни монастыря, кроме центральной Проездной (Входной), имеют преимущественно круглое сечение. Высота Проездной башни 22 метра. Она как все остальные башни и стены сложена из красного кирпича. В ее основании - две проездные арки, в верхнем ярусе устроены киоты для икон и выше кирпичные наличники, карнизы, пояски - элементы русского узорочья. Но, к слову говоря, в его современном виде монастырь в последующие времена после реконструкции не участвовал ни в одном крупном сражении или осаде.
Между прочим, понятно, почему монастырю было по силам сооружение такой значительной неприступной крепости. Монастырь был богат. К XVII веку ему принадлежало более 10 000 крепостных, множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано князьями и боярами, благоволившими к монастырю. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Эти церкви мы также еще увидим.
Тем ни менее, монастырь впечатляет. Внешне он скорее напоминает величавый средневековый замок-крепость.
Источник03.
Народу у Проездной башни достаточно много, стоят очереди за билетами на вход... И вот - мы на территории монастыря.
Прямо перед нами - старая Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI-XVII веков. После возведения новой каменной ограды она оказалась внутри монастырских стен. Когда то в XVII веке она была двух шатровой, затем пятиглавой, но в XVIII веке стала одноглавой какой мы ее и видим сейчас. В церкви размещена экспозиция" Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский" Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
04.
Монастырь просто необъятный по своей занимаемой площади. Очевидно, рассчитывалось при необходимости разместить на его территории значительную армию. Разительная разница с небольшим и камерным Свято-Покровским женским монастырем. Свято-Евфимьевский монастырь - не действующий.
05.
06.
Далее через святые врата мы проходим уже на землю старого древнего Спасо-Евфимьева монастыря.
07.
08.
09.
Первое, что привлекает внимание - это необычная монастырская звонница.
Звонница XVI-XVII вв. и имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под колоколы» в честь рождения Иоанна Грозного. Она служила молельной церковью и для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, о которой я уже упоминал ранее. По стилю церковь сходна с соседней Успенской.
10.
В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом, составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре и декорированная весьма разнообразно.
Все монастырские колокола XVI века полностью не сохранились: они большей частью предсказуемо были отправлены в переплавку в 30-ых годах прошлого столетия и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного тогда в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят всего пять раз в день…
Всюду толпы снующего в разном темпе народа. Нас торопят - скоро 12-30 - со звонницы будут давать концерт монастырского колокольного звона. Толпа собиралась, люди трепетно и внимательно вглядывались в темные силуэты звонарей в арках звона на вершине необычной и высокой колокольни.
11.
Вдруг, звонари замерли, замерли и слушатели, все стихло и колокольный концерт начался… Все происходило так быстро, что захватывало дух. Только, что мы ехали по древнему Суздалю и вот уже - колокольные звуки рассыпались повсюду своими золотыми перезвонами. Сказать, что это было здорово - не сказать ничего. Одно отмечу точно - никогда я не слышал ничего похожего. Казалось бы - колокола везде одинаковые, звонари - живые люди, но может быть именно место играло свою непостижимую для обыденного сознания роль. Звуки колоколов неумолимо проникали в каждую частичку моего тела… С собой у меня был маленький диктофон - и я выкладываю запись в этот пост, так как есть. Сразу прошу прощения за не очень высокое качество записи - сильный ветер «задувал» микрофоны, но, тем не менее, с ее помощью можно гораздо легче окунуться в реальный характерный удивительный монастырский контекст и уловить то, что обычно не ощущается, когда просто читаешь о чем то….
12.
Выступление закончилось также неожиданно, как и началось - время теряло свою актуальность в эти мгновения. Не скрою, впечатление было сильным, неожиданным и, по-хорошему обескураживающим. ЗдОрово! Недаром же считается, что колокольный звон исцеляет и очищает душу. Воодушевление чувствовалось в каждой клеточке тела. Народ стал быстро расходиться, праздно рассредоточиваясь по территории монастыря…
13.
14.
Рядом со звонницей находится шатровая Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы, сооруженная в последней четверти XVI века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников.
15.
С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С этой стороны (правее) к храму примыкает двухъярусная трапезная палата, покрытая тесовой кровлей. Ее нижний этаж был предназначен для различных хозяйственных служб, а в верхнем размещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
16.
Слева к Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века - архимандритский корпус - возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание, украшенное крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы.
17.
На этом фото часть архимандритского корпуса - справа.
18.
И вот, мы выходим к архитектурной доминанте монастыря - Собору Спаса Преображения.
19.
Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования.
Его поставили на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь, что была возведена над могилой его основателя - святого Евфимия. Она и есть - древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. На фото она чуть правее.
20.
В 1594 г. к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом.
4 июля 1507 года при строительстве нового монастырского собора были обретены мощи святого Евфимия, объявленные нетленными. Таким образом, монастырь снова обрел своего святого. Его раку в существующем Спасо-Преображенском соборе мы еще увидим. Также здесь рядом с собором находилась и родовая усыпальница князя Дмитрия Пожарского.
21..
ИсточникЕвфимий Суздальский
22.
Пока не будем заходить в собор, поскольку мне пришлось выделить для этого
следующий пост. На две части мое повествование было разделено из-за того, что ЖЖ закапризничал и не принял один цельный пост из-за большого объема. Также в этом втором посте будет изложена любопытная история мавзолея князя Пожарского.
Собор просто огромный и на фото его масштабы не так впечатляют как в реальности. Обойдем же его со всех сторон.
23.
24.
Так, кстати, выглядят с этой западной стороны каменные стены и башни монастыря за невысоким каменным забором.
25.
Эта дорожка от собора ведет к Больничной Никольской церкви.
26.
27.
Далее, северо-восточнее от собора, расположена Никольская церковь, возведенная в 1669 году с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками.
28.
Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
29.
Сейчас здесь находится «Золотая кладовая Суздаля» - это первоклассное исторически сложившееся собрание произведений русского прикладного искусства, охватывающее период с XIII по XIX век. В число экспонатов выставки включено свыше пятисот предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Мне там побывать ввиду временных ограничений не удалось.
30.
Надо сказать, что ожидаемой общей атмосферы святого места или чего-то сверхъестественного поначалу не ощущалось, скорее все вокруг напоминало гуляющих по парку посетителей, но в специфических древне-русских историческо-православных декорациях со странным общим слегка тоскливым ощущением. И это не удивительно. Ведь монастырь еще со времен Екатерины II являлся тюрьмой для «безумствующих колодников», или, религиозных и политических государственных преступников. Сначала для колодников использовали больничный корпус Никольской церкви, но его стало стремительно не хватать и, был построен специальный длинный тюремный корпус с высокой стеной и большим количеством одиночных камер в нем. Эта тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России.
В 1905 году она была упразднена, но не надолго - с 1917 года в монастыре уже стояли воинские части, а в 1923 году отсюда изгнали последних 15 монахов и здесь всецело воцаряется политизолятор, затем - лагерь специального назначения НКВД, ну а во время и после окончания войны - фильтрационный лагерь для военнопленных. Здесь отбывал свой срок и фельдмаршал Паулюс и поэтому монастырь был особой закрытой территорией. Думаю, именно поэтому с трудом можно уловить былой монашеский дух этой, когда то очень многочисленной и крепкой духовно братской обители.
Это и есть тот самый печально известный екатерининский тюремный корпус монастыря, о котором я упоминал выше. Мы пройдем теперь вдоль него, постепенно продвигаясь к святым вратам и осматривая еще и еще раз эти архитектурные шедевры костромских и суздальских зодчих.
31.
32.
33.
Киворий
34.
35.
Это братский корпус. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, южный двухэтажный корпус и весь его первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения.
36.
Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
37.
Для целенаправленного выращивания лекарственных трав в XVI веке Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, преобразованная в XVI веке в Аптекарский приказ. По всей России создаются «Аптекарские огороды» - сады, где разводятся лекарственные растения. Уже в XVIII столетии суздальский Спасо-Евфимиев монастырь имел обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Одним из видов монашеского послушания было выращивание лекарственных растений. Сейчас он воссоздан. На фото ниже - аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря.
38.
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества.
39.
40.
Еще несколько последних взглядов на этот многострадальный и могучий монастырь.
41.
42.
Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 году монастырю был присвоен статус музея. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впечатления у меня остались добрыми и сильными. Колокольный звон, песнопение в Спасо-Преображенском соборе, образы древних храмов и соборов оставили свои глубокие и неизгладимые впечатления. Покинув монастырь я немного поснимал Въездную башню и направился к месту общего сбора.
43.
44.
45.
Вся эта территория, что мы видим сейчас, когда то принадлежала Спасо-Евфимьевскому монастырю. К нему примыкала большая слобода Скучилиха (на фото она немного видна правее), здесь были построены Смоленская и Симеоновская церкви (вы их как раз видите). Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
46.
Прикоснемся к этим могучим и седым башням и стенам Свято-Евфимьева монастыря покидая его пределы.
47.
Это как раз и есть храмовый комплекс, в который входят церкви Симеона Столпника и Смоленской Иконы Божией Матери.
48.
Церковь Симеона Столпника
49.
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери...
... и последний наш взгляд на земли Свято-Евфимьевского монастыря.
50.
Вот мы и закончили осмотр Спасо-Евфимиевского монастыря. Поскольку из-за ограничения объема в ЖЖ мне к сожалению пришлось разделить пост об этом монастыре на две части - приглашаю Вас посетить со мной Спасо-Преображенский собор, получить там необычайные откровения и узнать любопытную историю мавзолея Дмитрия Пожарского. Поэтому все выводы и, впечатления и ощущения будут в конце этого второго поста.
Источники и дополнительная информация:
Братия Сретенского монастыря
о Спасо-Евфимиевом монастыреПодробно и интересно
о Спасо-Евфимиевом монастыреvidania.ru
о Спасо-Евфимиевом монастыреsobory.ru
о Спасо-Евфимиевом монастыре Часть 2 - Суздаль-Спасо-Евфимиев монастырь - Спасо-Преображенский собор и мавзолей князя Дмитрия Пожарского © Vladimir d’Ar