Николо-Угрешский монастырь - русский символ свободы, независимости и духовного подвига. Часть. 1.

May 28, 2014 13:57



Всего 51 фото

Сегодня я расскажу об Николо-Угрешском монастыре, что совсем рядом с Москвой - в городе Дзержинский, что сразу за МКАД. Бывал я здесь не один раз. Впервые же приехал сюда в 2004 году. Тогда еще не увлекался фотографией как сейчас, поэтому и фоток того периода просто нет. Поразило меня тогда, несмотря на относительные заброшенность и разруху, состояние смиренного умиротворения этого места, - так бы я выразился. Ну, и, конечно - постоянный поток посетителей и паломников. Рекомендовали мне посетить монастырь для успокоения души, так как там есть мощи Николая Угодника и многих других святых. Я тогда переживал потерю близкого человека, и что удивительно, мне определенно тогда помогло это «паломничество» - на душе стало гораздо легче и спокойней.

Помня об этом случае, я посетил монастырь в 2011 году уже с камерой, а совсем недавно - на 1 мая 2014 года. Перемены в монастыре - налицо. По мере того, как ты подъезжаешь к монастырю, спускаясь с небольшой горки по которой проложена дорога к обители, перед тобой белоснежным лебедем возникает этот удивительный монастырь. Дух захватывает, откуда-то из глубины души рвется всполохами знакомое вдохновенное чувство предвкушения новых открытий, радостное пробуждения ярких и глубоких чувств. Постараюсь не перегружать Вас исторической информацией - интернет и так раскроет пытливому исследователю очень многое. Я же расскажу только то, что стоит упомянуть для ненавязчивого пояснения исторического контекста, без которого будет сложно понять и услышать свои личные впечатления от визуального ряда, что вы увидите у меня в этой статье-отчете о посещении обители.
Николо-Угрешский монастырь является исторической вехой и символом утверждения независимой и свободной Руси. Времена к моменту его основания были крайне беспокойные. Внутренние распри и борьба за власть были обычным делом. Но на Руси, в коллективном бессознательном русского народа, зрело желание борьбы отстоять свою свободу и независимость от Золотой Орды. В 1374 году внук Ивана Калиты, великий князь Московский Димитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, сумел сплотить их для совместной освободительной борьбы.

В августе 1380 году до московского князя Дмитрия (впоследствии он станет Дмитрием Донским) дошли слухи, что ханский темник Мамай, имевший тогда исключительное влияние в Орде, собирает огромное войско (около 100 тыс.) идти на Русь. Долгожданный и решающий момент настал. Дмитрий призвал русских князей объединиться для дачи отпора захватчикам. 23 князя с их войсками примкнули к Дмитрию составив основу русского воинства. Надо сказать, что на битву тогда не явились тверские, смоленские и новгородские войска…

А до этого великий князь Дмитрий отправляется к Сергию Радонежскому - для благословения на битву с полчищами Мамая. Сергий благословил русское воинство, отправив на поле сражения двух своих монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посвятив их в схиму (высшую степень монашества).
02.


После благословения Дмитрий отправляется со своим московским войском в Коломну - к месту сбора объединенных русских войск и, именно здесь в Угреше - на пути к Коломне они и остановились на краткий привал. Тогда над высокой сосной и явилась Дмитрию в сиянии икона Святителя Николая Чудотворца, став чудесным символом и божественным благословлением его грядущей победы. И по молитве князя, боярства и воинства, присутствовавших тут же, икона сама сошла в руки Димитрия. Воодушевленный этим чудом, князь якобы эмоционально воскликнул, - «Сия вся угреша сердце мое! (Это все согрело мое сердце!)». С тех пор место явления чудотворной иконы и стало называться Угреша.

А 9 августа 1380 года, на обратном пути после успешной битвы, князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами. Так гласит легенда. Однако, Угреша - очень древнее угро-финское название этого местечка и, по всей видимости, здесь, в давние времена, существовало поселение угро-финских племен, что и закрепилось в местных топонимах и гидронимах. Скорее всего, это древне русское слово удачно совпало с существовавшими старыми угрскими названиями местности и закрепилось впоследствии.
03.


Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых - «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Димитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь серпуховской Владимир Андреевич - прозвание Храбрый (я упоминал его как то в своем посте о Серпуховской Красной Горе).

Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями (спонсорами, как бы сказали сейчас). Ктиторами этого монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым - стал великий князь Московский, святой благоверный Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная, судя по всему, в первой половине XVII века.

Во второй половине XV века Николо-Угрешский монастырь пользовался большим уважением и почетом и у великого князя Ивана III Васильевича. В конце XV столетия монастырь имел свое подворье в Кремле с храмом Святителя и Чудотворца Петра.
04.



В мае 1519 года, великий князь Василий III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными - здесь находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением.

Летом 1521 года в Москве стало известно, что крымский хан Махмет-Гирей с огромным войском стремительно движется к русским границам. У Оки войско, посланное великим князем Василием III, оказалось наголову разбито крымчаками. Орда захватчиков ринулась разорять Коломенские и Московские земли. В этом безжалостном грабительском набеге были сожжены и село Остров, и Николо-Угрешский монастырь…

Русские государи в XVI-XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботились о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.

Во многом это было связано с тем, что русские государи того времени были искренне верующими православными людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных материальных интересов. В XVI-XVII столетиях общей государственной практикой стали выезды московских правителей на богомолье в различные духовные центры России, в том числе и в монастыри. Одним из таких монастырей был и Николо-Угрешский монастырь.
05.



В XVI веке все более и более значимым становилось положение Николо-Угрешского монастыря в русской духовной и государственной жизни.

Новый XVII век поначалу принес всей России и Николо-Угрешской обители тяжелые испытания - началось печально знаменитое Смутное время. И вновь Угрешская обитель не раз оказывалась в центре важнейших исторических событий. Здесь скрывался Лжедмитрий. Монастырь также был местом формирования Первого русского ополчения по спасению Москвы от польских интервентов, но оно не смогло тогда этого сделать. Это удалось Второму ополчению из Нижнего Новгорода, собравшее под свои знамена все оставшиеся русские силы. Осенью 1612 года Москва была очищена от захватчиков. А 21 февраля 1613 года земский собор избрал нового русского царя - Михаила Федоровича Романова.

Именно в годы правления первых русских царей из династии Романовых Николо-Угрешский монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма - Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами - конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастыре в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриаршие палаты, к которым примыкала игуменская келия.
06.


">Источник

Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшена алмазами, изумрудами и жемчугом.

Но особую сердечную заботу о любимой Угрешской обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, царь Алексей Михайлович, многократно бывали в ней, и, как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.

В результате петровских реформ монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам. Царское семейство, перебравшееся в начале XVIII века во вновь построенный Санкт-Петербург, перестало посещать Угрешскую обитель. Все меньше паломников приходило в Угрешу. Монастырь становился все беднее и беднее и в нем постепенно воцарялось опустошение.

В 60-е годы не лучшее состояние Николо-Угрешского монастыря еще более усугубилось. При Екатерине II в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, в результате которой Церковь лишилась значительной части своих материальных средств. Для церковных служителей были установлены штатные оклады, выплачиваемые из государственной казны. В результате в России резко сократилось число монастырей и монашествующих: из 1072 монастырей в 1762 году к 1764 году осталось 452, число монашествующих уменьшилось с 12444 человек до 5105.

В результате реформ 1764 года Николо-Угрешский монастырь был отнесен к штатным монастырям 3-го класса. Это означало, что в штате обители могло одновременно находиться не более 12 монахов, включая настоятеля, на содержание которых из государственной казны выделялось всего 950 рублей в год.

В 1812 году, когда во время Отечественной войны в русские пределы вторглась армия Наполеона Бонапарта и захватила Москву. Некоторое время в Николо-Угрешском монастыре стоял один из отрядов захватчиков, которые нанесли немалый ущерб зданиям и храмам Угреши, надругались над святынями.07.



В конце XVIII - первой трети XIX вв. в обители несколько раз проводились ремонтные работы по исправлению ветхостей церквей. Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало для восстановления старых построек. Поэтому пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-е годы XVIII века разобрали.

Несмотря на ухудшение материального положения монастыря, духовная жизнь в нем во второй половине XVIII - начале XIX вв. г продолжалась. Увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря.

К 1834 году монастырь пребывал в крайне запущенном состоянии, и даже поговаривали о его закрытии.
Но возрождение монастыря началось со сменой светской власти и появлением будущего архимандрита Угрешской обители Пимена (тогда еще послушника Петра Мясникова), который пришел в Угрешу и при котором, немного позднее и начался истинный расцвет монастыря. Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство.
08.


Источник

В 1855-1866 гг. на пожертвования П.М. Александрова вокруг монастыря возводится новая каменная стена протяженностью 1700 м и высотой 5-6,5 м с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно со стеной строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса, расположенные на границе обители и выполнявшие там роль стены. В одном из корпусов разместили больницу. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в этой больнице лечились раненные русские воины. В другом корпусе устроили повседневную и праздничную трапезные.

1859 году монастырь постигла тяжелая утрата - скончался благодетель обители Павел Матвеевич Александров, он был похоронен в монастырских пределах - в склепе под алтарем церкви Апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Однако появлялись новые, и обитель продолжала возрождаться и строиться.

Николо-Угрешская обитель на всю Россию славилась своими святынями - чудотворными и чтимыми иконами Святителя Николая в житии, Угрешской иконой Божией Матери «Взыграние», Иерусалимской иконой Божией Матери, списками Владимирской иконы Божией Матери и Смоленской иконы Божией Матери, образами «Спас на убрусе и Не рыдай Мене Мати», «Господь Вседержитель на Престоле» и «Алексий, человек Божий». В Николаевском соборе хранились частицы святых мощей Святителя Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, мученика Меркурия, великомученицы Варвары и др.
09.


Источник

Число паломников в обитель стало настолько велико, что в Николо-Угрешский монастырь был организован специальный маршрут по Москве-реке. Ежедневно пароход «Ярославль» отчаливал в 11 часов утра от Большого Устьинского моста в Москве, обратный же рейс начинался в 20 часов того же дня. А в воскресные и праздничные дни назначался и дополнительный рейс. В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12200 лиц мужского пола и 6400 лиц женского пола. До 5600 человек в год бесплатно получали советы и лекарства в монастырской больнице. Для нужд богомольцев свои двери открывали три гостиницы. Обитель владела немалой недвижимостью в Москве, лесными дачами в Московской и Владимирской губерниях.

В начале XX столетия Николо-Угрешский монастырь представлял собой процветающую, благоустроенную, пользующуюся огромным почетом среди духовенства и богомольцев обитель, одну из самых значительных в Московской епархии.

После революции 1917 года для монастыря настали тяжелые времена. Обитель практически была уничтожена и только в начале 90-х годов прошлого века началось ее очередное возрождение…

Ну, вот - обещал не усложнять историческое изложение деталей о монастыре, но по другому не выходит - вся эта информация очень важна, объясняет появление монастыря, суть его существования и раскрывает относящийся к нему исторический и духовный контекст.

Монастырь вызывает возвышенное, легкое гармоничное впечатление и воодушевление. Умиротворение накатывает на тебя, когда входишь с площади Святителя Николая в Святые врата обители и перед тобой в арке сводчатых ворот видишь огромную колокольню монастыря.
10.

11.



Здесь, кстати, справа от Святых ворот, издревле находилась часовня Николая Чудотворца, где можно было поклониться спискам икон не заходя в обитель. Святые врата с надвратной церковью XVII века и часовня Николая Чудотворца были разрушены в 20-х - 30-х годах прошлого века и восстановлены в 90-х годах прошлого века.
12.



Монастырь очень большой. Некоторых территорий мы просто не видим, потому, как монастырь постоянно расширялся и достраивался. Начнем же знакомство, а скорее - осуществим свою легкую и безмятежную прогулку по обители, повернув сразу направо от Святых ворот.
13.


14.



Также, уместно будет рассказывать о многочисленных архитектурных сооружениях обители, непосредственно взирая на реальные фотографии с территории самого монастыря.
15.


16.



Перед нами древние монастырские пруды. В 1850-е гг. они были благоустроены. На средства П. М. Александрова в прудах завели рыбное хозяйство, а в верхнем пруду даже водилась стерлядь. Кроме того, были устроены водопроводы для снабжения монастыря водой, была построена водяная башня с источником в ней. К 90-м годам прошлого века пруды были в ужасающем состоянии, но были возрождены.
17.


18.


19.


20.


21.


22.



Это часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Она построена возле Петропавловского храма на берегу монастырского пруда, освящена в 2001 году. Когда-то, до закрытия Николо-Угрешского монастыря, здесь находилась часовня Иерусалимской иконы Божией Матери.
23.


24.



Совсем рядом с часовней, через дорожку, находится старый деревянный двухъярусный Петропавловский храм. Он возведен на белокаменном цоколе как скитский в 1857 г.
25.



Церковь имеет традиционную осевую композицию "кораблем". Скит, основанный в конце 1850-х гг. занимал северо-западный угол монастыря. Другие сооружения скита - кельи и деревянная с кирпичными столбами ограда − не сохранились. Шатровое завершение церкви Петра и Павла и колокольня восстановлены в 1990-х гг.
26.


27.



Необъятно красивый и впечатляющий монастырский пруд. Умиротворение и чистота наполняет твое сердце, когда стоишь вот так, размышляя о монастырских судьбах неразрывных с историей всего государства и твоей собственной. Вокруг пруда медленно прогуливаются посетители с детьми и без.

Место это какое то мистическое. Если попробовать дать себе возможность расслабиться и расфокусировать зрение, постепенно начнут формироваться зыбкие образы прошлого, туманные фигуры монахов... Можно ощутить чувства и эмоции тех, кто вот так же точно доверял этой водной глади свои мысли, чувства, желания, просьбы. Это такие интересные моменты   - чувствуешь, как наполняют тебя необычные и непривычные образы не характерные и несвойственные твоей личности. Появляются удивляющие  сознание мысли и чувства. Смятенные души пребывали в этих местах и как же много благодати и одновременно темных страстей здесь бушевало…
28.



Безмятежная водная гладь открывала мне все новые и новые грани этой святой земли. Передо мной проплывали как будто старые портретные черно-белые фотографии монахов, старцев, простых служителей, благодетелей, царственных особ и одновременно людей, безразличных и равнодушных к вере и церкви. Причудливый калейдоскоп. Коллективная память обители открывалась, являя бесконечные богатства и грани человеческих душ и их эмоциональных порывов.
29.



Потому, то я и люблю посещать монастыри, обители и церкви, которые  своим появлением  не только знаменуют и отмечают значительные исторические вехи и события, но и неразрывно являют нам сплетенные с ними человеческие судьбы и страсти тех, кто строил их, кто молился в них с надеждой на поддержку высших сил, уповая на святых, доверяя им самое сокровенное и свою душевную боль. Незабываемо моменты! Наверное, немного странно смотреть со стороны на человека, который вот так замерев на мгновения, взирает на эту вечную водную гладь, водную стихию, что побуждает сознание отключиться и войти в измененное состояние сознания. Чудные ощущения… Вот ради таких мгновений мы и путешествуем по миру…
30.



Здесь гуляют с детьми. Наверное, вот так и у этой девочки, что смотрит на эту водную гладь, может пробудиться древняя память ее предков, местных архетипных духовных переживаний, что впоследствии бессознательно изменит ее жизнь навсегда…
31.



Есть здесь белые и черные лебеди, плавно и царственно рассекающие воды монастырских прудов. Я вспомнил, как при подъезде к монастырю у меня всплыл ассоциативный образ обители как белого лебедя… Так интересно…!
32.



Наверное, будет, кстати, разбавить в этот момент эти мои чувственные переживания фотографиями монастырского окружения, что также влияет на внутренние мысли, образы и формирует контакт с этой святой землей.
33.


34.



Совершая прогулку вокруг монастырского пруда мы подходим к очень интересному сооружению - Храму-часовне Страстей Господних.
35.



Возведение здания и фасадные работы были завершены в 2004 году. Малое освящение храма состоялось в июне 2010 года. Созданный в древнерусском стиле по проекту одного из насельников обители, храм гармонично вписался в архитектурный монастырский комплекс, украшая собой уникальный природный ландшафт Николо-Угрешского монастыря.

Располагаясь на некотором возвышении, он является частью большого замысла создания на Угреше уголка Святой земли, напоминая о Голгофе, где Христос претерпел крестные страдания и смерть. Об этом евангельском событии говорит не только название часовни, но и Распятие, расположенное внутри храма.
36.


Посвящение храма Страстям, то есть Страданиям Иисуса Христа, тема для Угрешской обители не новая. Это продолжение архитектурного воплощения образа Небесного града Иерусалима, которое было начато в XIX веке со строительства в Николо-Угрешском монастыре Палестинской стены, любопытной части монастырских стен обители.
Иконостас часовни также продолжает тему страданий Господних, его украшают образы так называемого страстного цикла - иконографические сюжеты, повествующие о последних днях земной жизни Спасителя.37.


38.



Вот здесь мы видим символическое изображение пути Христа на Голгофу из Града Небесного, на землю и через человеческие страдания обратно к Отцу в его Чертоги.
39.



Вид храмового комплекса монастыря с Голгофы.
40.



Так выглядит храмовый комплекс Никольского собора и Спасо-Преображенского собора с Голгофы.
41.



Прогуливаемся не спеша вдоль крепостной стены монастыря. Там, за стеной возникает чудесный образ Пименовской церкви, неуловимо напоминающий Церковь Покрова на Нерли.
42.



Построен храм на территории, где раньше было монастырское кладбище.
43.



Здесь находилась часовня, в которой покоился прах Пимена Угрешского. Ее остатки мы можем видеть на первом плане этого фото. Фундамент часовни, возможно, был белокаменным, потому как он хорошо сохранился и через истлевшие старые доски, перекрывающие его объем видно какой он был глубокий и основательный. Именно здесь покоились обретенные впоследствии нетленные мощи нового святого Пимена Угрешского, что находятся сейчас в Спасо-Преображенском соборе. Эта часовня была разрушена в 1928 г.
44.



Пимен Угрешский (1810-1880 гг.) - настоятель монастыря в 1852-1880 гг., много сделавший для процветания обители. После его смерти на его могиле стали происходить многочисленные чудеса. Канонизирован Пимен в 2000 г. Его фото Вы уже видели выше.

Это место старого монастырского разоренного кладбища. Кое где сохранились надгробия с каменными крестами, но их совсем мало. На втором плане мы видим едва сохранившуюся колоннаду. Какому сооружению принадлежали эти колонны - мне так и не удалось выяснить.
45.



За стеной - монастырский скит и яблоневый сад. Доступа туда нет.
46.



Не правда ли чудесный образ Церкви Покрова на Нерли возникает сразу же при взгляде на эту Красоту!? Покровская церковь и вдохновляла ее архитекторов и строителей как памятник воинской доблести. Она была построена в 1165 году в ознаменование победы над волжскими булгарами и в этой памяти слились торжество победы и боль утраты. Андрей Боголюбский потерял в битве тогда своего любимого сына Изяслава. И со стен своего дома-крепости он постоянно взирал на призрачный образ Покровского храма среди заливных лугов Клязьмы, что напоминало ему смятенную душу сына ушедшего к его небесному отцу. Боголюбскому монастырю, князю Андрею Боголюбскому и его чувствам об утрате сына я посвятил свой первый пост в этом журнале.
47.



Храм преподобного Пименя Угрешского сохранил «летучесть и кристальную ясность стройных пропорций» церкви Покрова на Нерли. Ему также «присуща особая легкость, изящество, невесомость и вдохновенность…».
48.



Сейчас в этой церкви находятся памятные мраморные доски, на которых золотом увековечены имена сотрудников Министерства юстиции РФ погибших при исполнении служебных обязанностей.
49.



Замечательное одухотворенное сооружение. Церковь новая, построена и освящена в 2002 году. Почему то в этом случае у меня нет никаких чувств отторжения, что обычно вызывают новодельные храмы. Эта церковь определенно рождает неповторимую новую духовную красоту вокруг! Аминь!
50.



Вот и первая часть нашего повествования заканчивается. Бросим последний взгляд на Пименовскую церковь, так запавшую мне в душу…

Позитивное настроение неожиданно дополняет и большая породистая черная буренка, безмятежно возлежащая на монастырской лужайке, жующая сочную весеннюю травку, и в целом, создающая своим присутствием умиротворенные пасторальные ощущения от пребывания в этом месте.
51.



Далее, во второй части, нас ждет Спасо-Преображенский собор и многие другие, уникальные и впечатляющие своей историей и неземной красотой монастырские храмы и сооружения.

© Vladimir d’Ar

николо-угрешский монастырь

Previous post Next post
Up