Всего 34 фото
Готовясь к поездке в Серпухов, я наткнулся в интернете на упоминание об этой необычной усадьбе, практически, в пределах самого Серпухова. Меня она определенно заинтересовала, тем более, что её называют одним из самых таинственных старых сооружений Подмосковья. Мне захотелось включить его в свой маршрут, что я и сделал...
Сюда я направлялся из Введенского монастыря, потому, что Усадьба на Наре находится с монастырем на одном берегу, и было достаточно удобно посетить одновременно и её. На карте было все понятно, и хорошо видно со спутника саму усадьбу. Однако, перемещаясь уже "вживую" по Пролетарской улице из Серпухова, я умудрился заблудиться. Вот уж привык ездить без навигатора. ) Думая, что проехал её, а оказывается - не доехал всего метров 500. Остановился и спросил у задумчивого местного жителя, наливающего воду в ведро из придорожной колонки, как проехать. Неожиданно вынырнувшие "на помощь" из придорожной чащи колоритные алкоголики и бомжи, хором, дружно и с готовностью прокричали,
- А-а-а, Барский дом!!! Это вон там!!!...
Так я и добрался до Усадьбы. Однако, проехал мимо первого въезда на территорию, и мне пришлось повернуть на втором и припарковаться у местного магазина. Колея призывно уходила буйную и стихийную растительность старого парка, но ехать в лес по незнакомой дороге и не на внедорожнике, я, на всякий случай не стал. А идти, оказалось, совсем не долго...
P.S. Этот пост лета 2013 года. По моим сведениям усадьбу уже давно начали реставрировать частные инвесторы. В каком состоянии она сейчас и будет ли (есть ли) туда доступ мне неизвестно. Однако эти руины сами по себе были тогда очень романтичны и фактурны. Не думаю, чтобы это место будет после восстановления таким же захватывающим воображение как в то время)
Первое впечатление было восторженным. Такие руины и такого масштаба, действительно, ещё надо поискать в Подмосковье. Люблю свои первые впечатления, оказываясь первый раз в интересных и любопытных местах. Они позволяют "незамыленно" впитать первые и самые чистые впечатления. Дух путешественника радостно вдохнул свежий воздух вожделения новых открытий. Главный дом усадьбы был очень большой и впечатлял, даже находясь в таком удрученном состоянии.
2.
3.
Я был не один. Перед дворцом было припарковано пара джипов. Симпатичные ребята фотографировали и фотографировались, и я включился в эту спонтанную творческую фотосессию, как говорится, на плэнере.
4.
5.
6.
Никто из них толком не знал, чья это усадьба, но в тот момент это было совсем не важно. Дух приключений и озорства проснулся в нас всех.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Дворец большой, и сверху, со второго этажа дворца, было видно как там высоко.
13.
Усадьба принадлежала Сергею Ивановичу Вяземскому, дяде Петра Андреевича Вяземского, друга и поэта А.С.Пушкина. У хозяина этой усадьбы был брат Андрей Иванович, и вместе, практически одновременно, они начали строить в 1790-х годах обе усадьбы - Сергей Иванович - в Пущино, что под Серпуховым, а Андрей Иванович - в Остафьево. Остафьево как Вы, наверное, знаете, постигла более счастливая судьба стать известной музеем-усадьбой.
14.
Вяземские - потомки Рюриковичей. Их родовые земли были в Вязьме, отсюда и фамилия Вяземские. После Вяземских усадьба перешла к Н.И.Новосельцевой (с 1852 года) и позже фабриканту П.И.Рябову. И, постепенно, она приходит в запустение.
О пущинской усадьбе на Наре, кроме вышеуказанных сведений, практически ничего не известно, она заброшена и разрушается. Никто толком этот объект и его историю до сих не исследовал. На спутниковой карте хорошо видно какой большой был дворцовый парк, разбитый на берегу Нары. Но, большую его часть уже выделили под дачи и личные хозяйства, так, что кольцо быта и огородов сжимается вокруг этого замечательного исторического сооружения.
15.
16.
Я знал, что где-то здесь есть симпатичная мозаика на полу какого-то этажа. Мозаика быстро нашлась на втором этаже между двумя группами фронтальных колонн дворца. Пришлось вспомнить скалолазные приемы, потому, что добраться до этого места было не так то просто.
17.
Дворец построен в так называемом палладианском классическом стиле, родоначальником которого является известнейший итальянский скульптор Андреа Палладио. А реализовывал его наследие на пущинской земле, скорее всего, Николай Александрович Львов, который был одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени, тайным советником, архитектором, поэтом, переводчиком, музыкантом, членом Российской Академии художеств и приверженцем античной классики в архитектуре, в том числе и творчества маэстро А.Палладио.
18.
Внутри дворца полная разруха. Горы мусора и земли. Кое-где, даже, лежат грудами кирпичные руины внутренних мощных стен. Все заросло кустарником и деревьями. Я подумал, что в своё время, Царицынский дворец был в похожем удручающем состоянии, и ничего - возродился, хоть и в новодельном лощеном варианте. Так что возрождение возможно и здесь, было бы желание. Если добиться для этой усадьбы статуса федерального объекта исторического наследия, его восстановление совершенно реально. Это было бы уместно сделать комплексно, в ключе восстановления Серпуховского Кремля и Старого Серпухова, а в результате, этот город можно превратить в крупный туристический центр. А это - рабочие места, доходы в бюджет и прочее и прочее... Ну, да ладно, осмотримся еще немного...
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Что качается самой архитектуры, то здесь явно прослеживаются римские и греческие корни. Греческий портик под низким фронтоном, полукруглые трехчастные окна, итальянские арки в цокольной части, высокие коринфские колонны. Фронтальные коринфские колонны, как знаки царственно пышности, двумя группами по четыре, впечатляют своей мощью, стремительностью и классической красотой, несмотря на всю эту разруху.
26.
Украшенные акантом капители этих колонн до сих пор восхищают и радуют глаз. Телеобъектив здесь мне пригодился.) На фронтонах до сих пор можно увидеть изысканные лепные украшения чудных растительных гирлянд, орнаментов и физиономий фавнов с о стилизованными отвязанными римскими выражениями на лицах. Трудно, даже, представить своё впечатление, когда дворец был заново выстроен, наполнялся полноценной жизнью и творческой активностью хозяев усадьбы. Прямо, таки, захотелось еще раз съездить в Остафьево - осмотреть с новых позиций и с новыми вопросами уцелевший братский вариант.)
27.
28.
29.
Традиционно, я попытался проникнуть в исторические эмоциональные пласты Дворца, но всё перебивали грустные руины и непрерывно появляющиеся новые пытливые исследователи развалин, воспринимающие эти руины, просто, как романтичное и таинственное место - а ведь правда,как в нашей жизни, всего этого не хватает. Я поймал себя на мысли, что руины дворца выступают лишь инструментом будящим неосознанные порывы поиска самого себя, захватывающей попыткой заглянуть здесь в свою Тень, свою таинственную человеческую суть. И, дворец, полностью оправдывает свое существование в этом амплуа. Приехать сюда, погулять и поразмышлять, будет очень даже полезно любому, во всех отношениях.
30.
31.
А это вид дворца со стороны Нары. Угадываются очертания паркового фонтана на первом плане.
32.
Удивительно, но до 1970 года дворец был в довольно удовлетворительном состоянии, хоть и не в таком блистательном как когда-то. Есть, даже, его фото из Серпуховского музея. Посмотреть как он выглядел можно
здесь. К нынешнему времени объект числится 19 лет на балансе Серпуховской бумажной фабрики, как объект незавершенного строительства. А, часть земель усадьбы в перестройку скупили за бесценок местные жители. Возрождение этого объекта может столкнуться с местническими интересами групп граждан, которые постараются либо урвать побольше, либо устроят обструкцию.
33.
Я хотел сходить к Наре, но погода стала портиться, солнце исчезло, и я мог не успеть в Высоцкий монастырь, который был в моей программе заключительным. Бросив последний взгляд на это былое великолепие, я поспешил к автомобилю, чтобы попасть в Высоцкий монастырь, которому, по определению, повезло оказаться в составе РПЦ, что и явилось основательным поводом для его полного возрождения.
34.
35.
С дороги я бросил последний мимолетный взгляд на эти величественные призрачные руины как символ уже давным-давно разрушенной и исчезнувшей России, которой уж никогда не будет и, надавив на газ, устремился через начинающийся дождь к новым и свежим впечатлениям этого дня.
36.
Еще источники об усадьбе на Наре:
http://www.isles.ru/spots/puschino-na-nare.htmlhttp://historykeeper.ru/usadba/184-puschinonare.htmlhttp://www.proselki.ru/topics/puschino_na_nare/puschino_na_nare.topic.htm http://alxlav.livejournal.com/3516.html © Vladimir d’Ar