Всего 60 фото
В предыдущей
второй части прогулки по усадьбе Суханово мы остановились перед этим арочным мостом через древний сухановский овраг. Сейчас мы отправимся осмотреть Храм святителя Дмитрия Ростовского - Мавзолей Волконских. Как Вы помните, этот Храм-усыпальницу по проекту Доменико Жилярди возвела за один строительный сезон в 1813 году вдова Дмитрия Волконского - героя войны 1812 года - Екатерина Алексеевна Волконская в память о муже . Скончался генерал в возрасте 50 лет в своем рязанском имении Малинки от ран полученных в войне 1812 года 30 сентября 1812 года, где и был тогда похоронен... Далее под катом - Храм Дмитрия Ростовского - мавзолей Волконских и прогулка вокруг Большого Сухановского пруда.
Чтобы попасть на территорию мавзолея-храма есть два пути - первый - перейти через этот арочный мостик, а второй - как вы помните - пройти туда сразу по въездной главной аллее минуя гостевые дома, Дом Притчу и Дом управляющего.
02.
Мы с Вами отправимся по второму пути, оставив полуразрушенный Дом управляющего справа...
и пройдя теннисные корты архитекторов...
03.
...поворачиваем за ними направо и идем по тропинке...
04.
05.
Здесь угадываются остатки основания некоей парковой скульптуры...
06.
07.
Спускаемся по старой белокаменной лестнице...
08.
...и, вот - известная авторская копия царскосельской скульптуры П. Соколова «Дева с разбитым кувшином». Прежде она украшала небольшой родник у пруда в парке, но позднее ее перенесли к мавзолею - к Храму святителя Дмитрия Ростовского, покровителя рода Волконских.
09.
К сожалению утрачена часть это замечательной скульптуры - кувшин и пальцы скульптуры "девушки" (молочницы) исчезли очень давно - кувшин был выломан еще до 1917 года, пальцы примерно в то же время или чуть позже...
10.
Здесь находятся некоторые сохранившиеся могильные плиты вынесенные из семейного склепа Волконских. Захоронен ли под ними прах неизвестно.
11.
Также сейчас мы можем здесь видеть и две траурные надгробные тумбы младенцев Пестель. Эти кладбищенские памятники привезли из Москвы, во время массового разорения некрополей в столице большевиками в процессе реконструкции усадьбы в 1930-е гг., когда для строительных работ в поместье было доставлено большое количество надгробных плит и камней с московских кладбищ. В общем, никакого отношения к Волконским они не имеют.
12.
13.
14.
Теперь движемся к Мавзолею... Это северный флигель Храма Дмитрия Ростовского.
15.
16.
Мавзолей Волконских является ссамым значительным сооружением усадьбы. По мнению всех исследователей архитектуры Суханова, его можно по праву назвать архитектурным шедевром.
17.
Мавзолей представлял собой когда-то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны. Аттик и кронштейны образуют своеобразный орнаментальный пояс, венчающий основную часть здания подобно короне. Над ней на гладком, прорезанном четырьмя полуциркульными окнами барабане возвышается купол со шпилем. Прежде на барабане над самым портиком по обе стороны центрального окна были помещены две Славы из белого камня. Фронтоны аттика также украшали резные рельефы. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения.
18.
Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в центре которой стояла небольшая трехъярусная колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах - два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них размещались больница и богадельня. Со стороны колокольни находился вход в фамильный склеп с решетчатыми чугунными воротами, украшенными бронзовым гербом Волконских, в который перевезли прах Дмитрия Петровича. Перед мавзолеем в 1827 году были установлены чугунные жертвенники со стилизованными воздымающимися чугунными же языками пламени.
Белокаменная корона, контрастное выделение белокаменного декора на красном фоне вносили в облик мавзолея элемент романтический (что сразу отличает сухановское сооружение от аналогичных ему по назначению). Романтизация смерти - такова главная особенность художественного образа, созданного автором мавзолея.
19.
К большому сожалению, этот небольшой ансамбль был уничтожен при перестройке в 1935 году. Колокольня и колоннада были разобраны, одноэтажные флигели дополнены еще одним этажом и соединены с мавзолеем закрытыми галереями-переходами.
20.
Вот как это сооружение выглядело когда-то...
21.
Портик Храма Дмитрия Ростовского
22.
Здесь стоит один из чугунных жертвенников, сохранился ли второй - неизвестно.
23.
24.
Внушителен интерьер мавзолея, где четыре пилона, чередующиеся с парными колоннами, образуют круглый зал, под которым, в подвальном помещении, находится несколько погребений семейства Волконских. Купол внутри мавзолея был расписан кессонами. Но, мне не удалось в этот раз попасть внутрь храма.
25.
Храм работает, но изредка. В окне мавзолея висит листок с приглашением на службу об упокоении усопших и погибших за Отечество.
26.
В 30-х в мавзолее устроили столовую, которая работала до самого последнего времени. Сами архитекторы говорили: «…пируем, сидя на князьях…». Рассказывают, как в 30-е из склепа выбрасывали гробы, а из саркофагов потом поили скот…
27.
Мавзолей производит сильное впечатление, несмотря на нарушенный первоначальный облик. Его архитектура и окружающее пространство настраивает на торжественный лад. Люди, что появляются здесь непроизвольно говорят вполголоса..., почтительно передвигаясь перед храмом и осматривая архитектурные детали постройки...
28.
Несмотря на то, что мавзолей использовался до настоящего времени, он также находится на грани... Порядок в усадьбе наводить уже давно пора.
29.
30.
31.
32.
Прямо перед мавзолеем крутой спуск к роднику. Говорят, что сюда были сброшены многие части разрушенной парковой скульптуры и обломки старых могильных памятников. Мне удалось найти только одну подобную деталь...
33.
Совсем недавно на ротонде установили крест.
34.
Обходим мавзолей Волконских со стороны южного флигеля. Как раз с этой стороны - вход в церковь, но ее дверь оказалась закрытой.
35.
Это старое здание хозяйственного ледника.
36.
Вид на храм со двора.
37.
Ну, а теперь мы направляемся по аллее к спуску к Сухановскому пруду. Это северный флигель.
38.
39.
Вот мы и снова у Дома управляющего.
40.
Спускаемся к Сухановскому пруду. В это время в парке проводили что-то вроде субботника, перед мостом стоял большой контейнер под мусор уродующий нужный ракурс и снять арочный мост удалось только миновав его.
41.
Сухановский пруд, после посещения мавзолея вдохнул в меня добрую порцию радости жизни. Красота неимоверная. Спокойствие и безмятежность наваливались на меня, разбавляя собой вереницу сегодняшних впечатлений и ощущений...
42.
Вот там вдали - Жилой комплекс "Усадьба Суханово" - новострой, что самим своим помпезным присутствием фактически у самого берега неприятно взламывет умиротворяющую атмосферу старых усадебных Сухановских прудов...
43.
44.
Это водосброс Большого Сухановского пруда. 5 мая 2013 года здесь произошла катастрофа - паводковая вода подмыла дамбу и ее прорвало... Без своих домов остались бобры, выдры и нутрии, погибло много рыбы. Все винили тогда в катастрофе застройщика этих новых коттеджей...
45.
Но в 2014 году уже ничего не напоминало об этой еще одной ужасной странице в истории Суханово.
46.
Мы проходим уже по противоположной стороне Большого Сухановского пруда.
47.
48.
49.
Мы нахождимся на пляже ЖК Усадьба Суханово. Беседку, похоже, возвел застройщик. Тут же рядом левее под липами - несколько более традиционных платных беседок "под шашлык")
50.
Большой Сухановский пруд
51.
На берегу большого Сухановского пруда застройщик ЖК построил православную часовню во имя преподобного Сергия игумена Радонежского.
52.
53.
5 декабря состоялось ее первое освящение -- призывание благодати Божьей на успешное окончание строительства. Обряд провел настоятель Троицкого храма отец Дмитрий.
54.
55.
56.
Последние впечатления от усадьбы Суханово
57.
58.
Вот и знакомый арочный мост - мы заканчиваем свою прогулку в усадьбе Волконских - Суханово...
59.
60.
Усадьба оставила одно большое сильное впечатление. Сюда можно и нужно ехать, чтобы отдохнуть, набраться новых впечатлений, поразмышлять о прошлом, будущем... и о Вечном.
© Vladimir d’Ar
Первая часть Вторая часть