Выставка "Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров". Часть 1.

Jun 06, 2016 17:22



Всего 77 фото

Эта выставка - «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров» - довольно тихо, незаметно и без помпы - проходит сейчас в Историческом музее. Те, кто знают меня, понимают мой интерес к теме золота, древним историческим артефактам, созданным из него. Золото является таким металлом, с которым сталкиваются все живущие в настоящее время и жившие некогда в прошлом люди. Для кого-то это было привычным нахождением в роскоши, когда золото только подчеркивало своим контекстом принадлежность в высшему сословию и власти, для других золото являлось недоступным из-за своей концентрированной сверхценности, для кого-то оно являлось удобным, практическим и изысканным материалом для изготовления ювелирных изделий, ритуальных принадлежностей, золотых сосудов для пиров и возлияний, ну, а кто-то видел в нем таинственную мистическую силу, повелевающую Вселенной. В любом случае, золото стало для человечества неким архетипным образом, с которым связаны его идеализированные представления о роскоши, богатстве, силе, влиянии, уважении, тайнах, проклятиях, загадках и сокрытых от глаз сокровищах. Золото всегда незримо присутствует в нашем сознании как символический образ потенциального успеха, всеобъемлющего изобилия, бессмертия и вечности. Поэтому встреча с древними античными артефактами из золота для меня всегда праздник, потому как, я лично, совершенно не чувствую в современных ювелирных изделиях из золота никакой внутренней силы и тайного очарования. Другое дело, - древние, - они, как говорится, "с историей" и, не важно, что нам не известно о том, с какими событиями был связан артефакт, - важно другое, - мы прикасаемся к самой Истории, чувствам и страстям прошлого, имеем возможность, осуществляя контакт с ними, попытаться открыть в них себя, узнать что-то интригующее, вдохнуть вибрации золота, и используя ресурс неосознаваемого нами коллективного бессознательного, уловить что-то новое и захватывающее. Ну, в общем, как-то так я воспринимаю свой "поход" на подобные выставки…)

Выставка «Греческое золото» проходит в так называемом «Кабинете председателя» - небольшом выставочном зале главного здания Исторического музея. Выставка вовсе не маленькая, а скорее - камерно-масштабная. Представлено очень много интереснейших экспонатов, в основном, небольших размеров. Мы сразу же направимся в сам основной «кабинет председателя», а в заключении (в третье части) осмотрим и его «приемную», где размещена интересная комплексная коллекция античных монет… Поскольку эти находки сделаны в основном в Крыму, Северном Кавказе, Прикубанье, и, как бы, «на задворках античного мира», пусть у вас не сложится впечатление, что выставка в этом же смысле «провинциальная» и невысокого уровня. Наоборот, несмотря на то, что основное количество экспонатов представлено из запасников ГИМ, вызывает она воодушевление и самый искренний интерес, как только начинаешь углубляться в суть представленных нам артефактов.

Этот материал может быть интересен и тем, что в основном, здесь представлены почти все экспонаты с выставки с их подробными описаниями - вы как будто побываете на ней, а не услышите от меня много чего "от себя" и не получите скудного фоторяда. Я постарался передать свои реальные ощущения от взаимодействия с этими артефактами в виде фотографий и, сохранить, в то же самое время, максимальный нейтралитет. Ну, наконец, же, начнем осмотр этой замечательной выставки.

В первое мгновение может промелькнуть мысль, что выставка маленькая и не интресная, что мол, здесь наверное 2-3 экспоната достойных внимания... Ну, после этих мыслей остается два вариантиа действий - первый - согласиться и "пробежать" её наспех, как делали при мне многие, но есть и второй - отбросить изыски и суету сознания и попытаться проникнуть в Историю...
02.



Начнем осмотр "по часовой стрелке". Здесь сразу нас ждет долгожданное "золото"...
03.



Не случайно у греков родилось представление о «Золотом веке» - счастливом времени, когда все люди жили в гармонии с природой, наслаждаясь безмятежным покоем. Значимость золота для древних греков подчеркнута и его важным местом в мифологии. Это, в первую очередь, легендарное золотое руно, за которым в далекую Колхиду отправились аргонавты во главе с Ясоном. Это золотое яблоко раздора, принесшее неисчислимые бедствия, как троянцам, так и самим грекам, - его Парис должен был вручить прекраснейшей из богинь. Это и царь Мидас, получивший за услуги, оказанные богу вина Дионису, вожделенную возможность обращать прикосновением любой предмет в золото и чуть было не погибший из-за этого голодной смертью. Стоит вспомнить и о золотых яблоках Гесперид - добыть их для царя Эврисфея было поручено Гераклу...

Это ювелирные изделия из кургана КУЛЬ-ОБА (Керчь). Середина - третья четверть IV в. до н.э. Собрание графа А.Х. Уварова; A.M. Раевской; Кабинета изящных искусств Московского университета; Румянцевского музея
Золото.
04.


Микены - столицу одного из государств ахейцев в XVII-XIII вв. до н. э. по праву называли «златообильным» городом. Правители Микен овладели несметными сокровищами, о чем свидетельствуют   роскошные заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах.

Бляшки нашивные с изображением танцующих девушек.05.



Бляшки нашивные с изображением головы Медузы Горгоны.
06.



В античном мире из золота создавали ювелирные изделия и драгоценную посуду, декор оружия и культовых предметов, чеканили монеты крупного номинала. Не менее важны были золотые предметы в религиозных церемониях. Золото становится показателем достатка и служит символом власти - как политической, так и сакральной.
07.



О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном таком мастере: «Я, Паммен... владею золотоплавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой, я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать в праздничном шествии в честь Диониса...».
08.



Фрагмент обкладки горита с изображением фигуры Скиллы. Первая четверть IV в. до н.э.
Горит - деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся, в основном, скифами в конце VI - начале II веков до н. э. Покрытые золотыми накладными пластинами с художественными рельефными изображениями гориты были найдены во многих  скифских курганах.
09.



Бляшка нашивная с изображением произрастающей (змееногой) девы - Rankenfrau. Это загадочное божество. Его происхождение и роль в культах древних пока специалистами твердо не определены. Есть мненеие, что подобные пластины были оберегами, а возможно, именно эта пластина играла роль защитной, поскольку была обнаружена в каменной кладке захоронения, и расположена "лицом" ко входу в погребальную камеру скифского (боспорского) царя кургана Куль-Оба..
10.



Бляшки нашивные с изображением головы Диониса.
11.



В Элладе изящество, гармоничность одежды и украшений прекрасного пола возводились в ранг общественной добродетели. Пытаясь угодить заказчикам, ювелиры создавали все новые и новые виды ожерелий, браслетов, перстней, серег и подвесок. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы.
12.



13.



Золотые украшения носили в Греции и женщины, и мужчины. Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотыми бляшками, 8 греческих городах Малой Азии, вероятно, под влиянием традиций соседних народов, мужчины значительно чаще украшали себя драгоценностями (известны даже изображения мужчин в серьгах «браслетах). Многие греки осуждали эти обычаи как варварские. Так, из армии Ксенофонта был уволен солдат, «проколовший себе уши на манер лидийцэ». При этом среди скифов и их соседей демонстрация собственного богатства и могущества, использования множества золотых украшений была скорее нормой и у представителей сильной половины человечества.

Бляшка нашивная с изображением цветка.
14.



Бляшка нашивная с изображением головы Геракла (?) в львиноголовом шлеме.
15.



Пронизи с изображением фигуры стоящего скифа с горитом на боку и сосудом в руке.
16.



Золото дарили в связи с рождением ребенка, оно служило свадебным или любовным подарком. Кроме того, существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить своего владельца от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения в погребения, воздавая тем самым последние почести усопшему.
17.



Кое-какие нашивные бляшки нам уже встречались на других выставках, например - мой пост - Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Золото и Оружие Кочевников. Часть 3.

Любовь скифов Северного Причерноморья к золоту стала поистине нарицательной. Говоря о богатстве скифских царей, греческий «отец истории» Геродот отмечает, что серебро и медь ими вообще не используются - только золото. Богатство скифских курганов Северного Причерноморья свидетельствует о существовании крупных источников золота на Востоке - по всей видимости, в Казахстане и в горах Алтая. Геродот сообщает, что и «на севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди - аримаспы (История. III. 116). Эти сведения историк почерпнул из эпической поэмы Аристея Проконесского, который впервые написал о «стерегущих золото грифах».

Бляшки нашивные с изображением скифских воинов.
18.



Даже происхождение скифов связывают с золотом. Вот как пишет об этом Геродот: «Первыми жителями этой... страны был человек по имени Таргитай... а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».
19.



Вот - чуть покрупнее...
20.



Нет никаких сомнений, что золото - драгоценный металл, излучающий божественный свет и сияние, - было связано у многих индоевропейских народов, в том числе скифов, с представлениями о солнечном божестве.
Золото ценилось варварами очень высоко - именно с его помощью скифская, а затем и сарматская знать подчеркивала свою богоизбранность и свое богатство. Не случайно в раскрытых в Поднепровье и Крыму царских курганах обнаружены сотни великолепных золотых украшений изумительной работы.
21.


И здесь... Вот эта нашивная пластина меня приводит в истый трепет...  Кажется, что боевой конь кочевника трепещет, а скифский воин стремится в гущу битвы...
22.



Существует точка зрения, что бесчисленные золотые бляшки, происходящие из богатых скифских захоронений, изготавливались специально для погребального ритуала и никогда не использовались в обычной жизни. Действительно, трудно представить себе скифского царя, одежда которого была бы расшита сотнями тонких, мягких, а потому непрочных золотых бляшек. В связи с этим некоторые ученые предполагают наличие специальных ремесленников-ювелиров, которые обслуживали только нужды погребального культа и могли за короткий срок по заказу родственников умершего изготовить, необходимые золотые украшения.

Бляшка нашивная в виде розетки
Бляшка нашивная с изображением бегущего зайца
23.


Бляшки нашивные с изображением бегущего зайца.
24.



15. Бляшка нашивная в виде фигуры идущего льва.
16. Бляшка нашивная в виде фигуры грифона с рыбой в когтях.
17. Бляшка нашивная в виде фигуры лежащего льва.
25.


Бляшки нашивные в виде фигуры сидящего грифона.
26.



27.



Немного переведем "золотой" дух и коснемся глины и стекла...
28.



Фигурный сосуд - лекиф в виде головы девушки в головном уборе. Аттика. IV в. до н.э. Керчь. Собрание A.M. Подшивалова. Глина.
29.



30.



Пелика краснофигурная «керченского стиля» с изображением сцены амазономахии - битвы греков и амазонок. Аттика. Вторая-третья четверти IV в. до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки 1886 г. Глина.
31.



32.



Алабастр - сосуд для благовоний. Восточное Средиземноморье. IV в. до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила, 1902 г. Стекло.
33.



34.



В правой части первого экспозиционного стенда сразу бросается в глаза шикарные погребальный венок и ожерелья...
35.



Венок погребальный. III в. до н.э. Керчь. Золото.
Ожерелье. Середина - третья четверть V в. до н.э. Нимфей. Хутор Баврова. Каменная гробница в кургане. Раскопки 1862 года. Золото.
36.



37.



Ожерелье. Середина - третья четверть V в. до н.э. Нимфей. Хутор Баврова. Каменная гробница в кургане. Раскопки 1862 года. Золото.
38.



Стате́р, стати́р (др.-греч. στᾰτήρ, στᾰτῆρος) - античная монета, имевшая хождение в Древней Греции и Лидии в период примерно с начала V века до н. э. до середины I века н. э., также имела большое значение для кельтских племён.

1. Статер. Пантикапей. Середина - третья четверть IV в. до н.э. Золото.
2. Статер. Пантикапей. Третья четверть IV в. до н.э. Золото.
3. Статер. Архонт Гигиенонт. Последняя четверть III в. до н.э. Золото.
4. Статер. Перисад. Вторая половина II в. до н.э. Золото.
39.


Бляшки нашивные в виде лица бородатого божества. IV - III в. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
40.



11. Подвеска в виде головы быка. V- IV вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
12. Подвеска в виде головы льва. V в. до н.э. Краснодарский край. Пос. Сенной. Кепы, погребение 282/27. Раскопки Н.П. Сорокиной, 1964 г. Золото.
13. Подвеска в виде головы быка. IV- III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
41.


Подвеска в виде головы быка. V- IV вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
42.



Ожерелье с изображением «узлов Геракла». III - II вв. до н.э. Керчь. Курган на Юз-Оба. Из собрания Румянцевского музея. Золото, сердолик.
43.



Подвеска. Середина - вторая половина IV в. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной, Кепы. Курган 1, погребение 7. Раскопки Н.И. Сокольского, 1961 г. Золото, халцедон, гранат.
44.



Перстень с изображением Эрота с лирой на щитке. IV в. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
45.



15. Подвеска от серьги с изображением Ники. III - II вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
16. Серьга с подвеской в виде фигурки оленя. Серьга - I в. до н.э. - I в. н.э., подвеска IV - III вв. до н.э. Керчь. Золото.
17. Подвеска в виде фигурки сфинкса. IV- III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
46.


Вторая выставочная витрина небольшая...
47.



Они имеет отношение скорее к женским слабостям...
48.



Лекана краснофигурная. Аттика. Вторая четверть IV в. до н.э. Глина.
49.


50.



51.



5. Бусы. III в. до н.э. - III в. н.э. Керчь. Переданы из Строгановского училища в 1923 г. Стекло, халцедон, агат.
6. Ожерелье и браслеты из полых бусин. V в. до н.э. Полтавская губ., Роменский уезд, с. Аксютинцы, урочище «Стайкин верх», курган 3, женское погребение. Раскопки Д.Я. Самоквасова. Золото.
52.


Зеркало. Этрурия. Около 300 г. до н.э. Италия. Из собрания Д.Я. Самоквасова. Бронза.
53.



54.



Терракотовая статуэтка девушки. Танагра. Начало III в. до н.э. Феодосия. Раскопки A.Л. Бертье-Делагарда, 1895 г. Глина.
55.



Туалетные сосуды. Восточное Средиземноморье. VI - V вв. до н.э. Тамань. Раскопки В.В. Шкорпила, 1911 г. Стекло.
56.



Вторая большая витрина выставки.
57.



58.



1. Диадема погребальная. I в. н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки К.К. Думберга. 1900 г. Золото.
2. Диадема погребальная с медальоном с изображением Афродиты/Артемиды и двух Эротов. II  в. н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото.
59.


60.



61.



Древние греки помещали золотые украшения в погребения, воздавая тем самым последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий, в захоронения нередко находят золотые венки, наглазники, нагубники и погребальные маски.

Погребальные наглазник и нагубник. II в. н.э. Таврическая губ. Херсонес. Раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Золото
62.



63.



Серьги. I-II в. н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото, стекло.64.



Серьги. Вторая половина I - начало II в. н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото, серебро.
65.



Серьги в форме амфор. I в. н.э. Собрание П.О. Бурачкова.
66.



Ожерелье с подвеской. I в. н.э. Керчь. Собрание Е.P. Запорожского. Золото, стекло.
67.



Бляшки нашивные с изображением морского божества. III в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
68.



12. Подвеска с вставкой-геммой: женская голова в профиль, надпись ΚΑΛΛΙСΤΟС ΠΕΡСΈΔΟΎ.  I - II вв. н.э. Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, сердолик.
13. Подвеска со вставкой-геммой: розетка. I - II вв. н.э.  Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, гранат.
14. Подвеска со вставкой-камеей: Медуза Горгона. I - II вв. н.э.  Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, халцедон.
69.


15. Подвеска-кукиш. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
16. Застежка ожерелья с изображением Эрота. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
17. Застежка ожерелья с изображением головы Медузы. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
70.


15. Подвеска-кукиш. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
Это волшебный талисман от сглаза и недругов. Защищает деньги хозяина от воров, хищений и излишних трат.
71.


Застежка ожерелья с изображением головы Медузы. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
72.



Бляшка с изображением Эрота и Психеи. VI в. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
73.



8. Перстень с геммой. I - II вв. н.э. Керчь. Собрание П.О.. Бурачкова. Золото, вставка.
9. Перстень со стеклянной вставкой: две фигуры. I - II вв. н.э.  Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото, стекло.
10. Перстень с двумя вставками на щитке. На одной - инталья с изображением птицы. II в. н.э. Северное Причерноморье. Собрание П.О. Бурачкова. Золотом бирюза, гранат.
74.


75.



13. Подвеска со вставкой-геммой: розетка. I - II вв. н.э.  Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, гранат.
14. Подвеска со вставкой-камеей: Медуза Горгона. I - II вв. н.э.  Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, халцедон.76.



77.



Прямо сейчас, не останавливаясь, переходим ко второй части выставки....

Источники:

Материалы выставки "Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров". ГИМ.
И другие

© Vladimir d’Ar

Часть вторая
Часть третья

греческое золото, исторический музей, выставка, сокровища эллинов и варваров

Previous post Next post
Up