Планировали стартовать не позже 8:00, но получилось всё как всегда - в обед! )) Мотоциклы готовы, багаж привязан, маршрут в голове проложен! Задача максимум на день - дойти от Иркутска через Жигалово до Северобайкальска. А это более 800 километров! Задача сложная, учитывая то, что больше половины - грунт, а небо затянуто тучами - не исключено, что пойдет дождь. Глина плюс дождь, сами знаете, как влияет на скорость передвижения мотоцикла... И мы, надеясь на лучшее, стартуем!..
За городом начало маршрута пролегало по уже известной мне дороге, мимо деревни и реки с необычным названием - "Куда". Ответил мысленно: "Как куда? На БАМ и в Магадан едем!" Через 145 км от Иркутска, в селе Баяндай - развилка. Не стали мы проверять, все ли в этой деревне так любят играть на баяне, а продолжили путь прямо, на Качуг. Направо же ответвление дороги ведет в направлении самого большого на Байкале острова - Ольхон. Обожаю это место. В будущем постараюсь приехать на остров хотя бы еще раз...
В п.г.т. Качуг дорога впервые по бетонному мосту пересекла реку Лену. Здесь она еще относительно небольшая, со спокойным течением.
Начало своё Лена берет в горах близ Байкала, на западном его берегу, напротив полуострова Святой Нос. Она является крупнейшей рекой Средней Сибири, с протяженностью 4400 км и впадает в море Лаптевых.
От Иркутска до Качуга дорога не доставит проблем путешественнику на любом типе мотоцикла. Далее - сложнее. Начинается грейдерная дорога, с тучами пыли в сухую погоду, со щебнем, иногда - вперемешку с красной глиной. [Нажмите, чтобы прочитать далее...] Но окружающие маршрут пейзажи заслуживают того, чтобы сюда ехать! Красиво очень. Можно ехать и любоваться спокойным течением Лены и живописными красными скалами - до самого Жигалово.
Этот населенный пункт находится на расстоянии 400 км от Иркутска и делит примерно пополам наш запланированный однодневный маршрут до Северобайкальска.
В деревне с говорящим названием Верхоленск увидели указатель, опять напомнивший о далёкой цели моего путешествия: "Магдан - 70км".
Интересное совпадение, отличие лишь в одну букву. Так часто было и далее. Каждый раз, когда встречалось необычное название реки или населенного пункта, включались ассоциативные образы: на что может это быть похоже, какие воспоминания всплывут из глубин длительной памяти... За подобными играми в ассоциации, за мысленными подсчетами параметров поездки (пройдено-осталось, средняя скорость, перевод км/ч в м/с, мили в километры и т.д.) время быстро пролетало, вместе с десятками, сотнями километров...
Вот и Жигалово!
Там мы плотно пообедали и пополнили запасы топлива. До самого БАМа заправок больше не будет! На АЗС я созвонился с местным Вадимом, с которым я познакомился в Монголии, на берегу озера Хубсугул, около Ханха. Когда мы разъезжались в Аршане, не смогли найти крепежные крючки с веревками от моей палатки. Вадим обещал поискать их снова в своей машине по прибытию домой. И ведь нашёл! Чему я был очень рад. Договорились встретиться на заправке. Через 10 минут он подъехал. Отдал мою пропажу. Обменялись новостями, сделали пару фото и попрощались. Фото УАЗа для того, чтобы читатель оценил состояние дороги во время дождя...
Выехали мы из Жигалово по понтонному мосту через Лену в районе деревни Тутура и продолжили свой путь вдоль небольшой речки с таким же названием.
Примерно через 40 км, рядом с деревней Чикан, грунтовая дорога повернула в лес, влево. Теперь не будет ни деревень, ни заправок, до самой железнодорожной ветки БАМа. Изредка лишь попадались передвижные городки не то газовщиков, не то нефтяников. Недалеко от одного из них, в пяти метрах от дороги, на четырех пеньках одиноко стояла ВАЗовская "пятнашка". Видимо, не выжил "Боливар", не осилил... Движение авто на этом участке лесной дороги, протяженностью примерно 300 км, практически отсутствует. Часто попадались большие камни прямо посреди дороги, либо куски брёвен. На подъемах и спусках были нередки промоины. Незаметно быстро стемнело. Внимание на пределе. Очень не хотелось обрести неприятности на достаточно диком отрезке пути, даже еще не доехав до действительно тяжелых участков на БАМе.
У моего попутчика от тряски постоянно сползал багаж, видимо, не очень хорошо закреплённый. К тому же, плохо светила фара его мотоцикла. Поэтому я старался ехать рядом, чуть сзади, чтобы свет моей фары освещал дорогу для нас двоих. Чтобы "жизнь нам не казалась мёдом", пошёл небольшой дождь, недостаточный для нашего "сквозного" промокания, но его хватило, чтобы намокла суглинистая дорога. В благодарность за подсветку дороги "Сузучий" Дэ-Эр-Зет периодически окатывал меня грязью из луж. Стекло моей фары быстро закидывало глиной. Остановились, чтобы протереть фары. Оказалось, что у Дениса фара изначально была грязной, и после очистки стала светить на "троечку"... На скользкой суглинистой грунтовке приходилось бороться с юзом передка на неровностях, поэтому я не мог ехать быстро. Грязь с переднего колеса иногда летела прямо в глаза, так как визор шлема был уже основательно заляпан и поэтому открыт. Мелкие капли дождя попадали в лицо, вымывая кусочки глины из глаз...
Примерно за сотню километров до Окунайского по дороге перед нами прошёл грейдер. Это увеличило нашу скорость передвижения. Но через какое-то время мы обогнали грейдер и снова попали в зону "тряски и турбулентности". Так и тряслись до самой деревни Окунайской - первого БАМовского населённого пункта нашего маршрута. Там заправились и, повернув на Т-образном перекрестке направо, вышли на авто-дублер БАМа. До Северобайкальска ещё 150 км...
А вот и первая стела - Улькан. БАМ 209-й км!
Улькан проектировался в 80-е годы прошлого века азербайджанскими архитекторами как поселок городского типа, где должны были жить строители, геологи, работники лесной отрасли, и сами железнодорожники. Ж/д вокзал Улькана отличает уникальный этнический колорит, который привнесли азербайджанцы в архитектуру и оформление зданий. Его фасад украшает ажурное шебеке, там же находится эпическое панно художника Зухраба Муталибова «Сказание об Азербайджане». Материалы для отделки зданий - мрамор, травертин, "аглай", также были привезены из Азербайджана. Центральной улице поселка дали имя "26 Бакинских комиссаров".
После того, как строительство Улькана подходило к концу, по собственной инициативе Азербайджан решил построить еще один поселок - с красивым названием "Ангоя". Так, на восточном направлении БАМа, на бурятской земле в глухой тайге возник новый населенный пункт. Вокзал станции Ангоя Восточно-Сибирской железной дороги был построен молодежными строй-отрядами из Азербайджана, и в архитектуре здания также были использованы элементы национального колорита. В 2008 году ему присвоили звание Гейдара Алиева, за его личные заслуги во время строительства этого сложного участка БАМа. Он лично проверял ход строительства БАМа в 1984 году... Из книги писателя Виктора АНДРИЯНОВА «Гейдар Алиев»: «Сейчас мало кто помнит один эпизод, связанный со строительством БАМа, в частности, с Северо-Муйским тоннелем. Из-за осложнений, возникших при его сооружении, под угрозой оказалась судьба всей магистрали. Строители напоролись на подземную реку, пройти которую не могли в течение 10 лет. Инициатива обходного маршрута принадлежала именно Алиеву, и это был административный риск, потому что при обходном маршруте перепад высоты железнодорожного полотна превышал 18 метров. Если бы в процессе прокладки выяснилось, что и этот вариант не пригоден для эксплуатации, всю вину наверняка возложили бы на автора проекта. Но он и тут оказался прав»...
Еще в Окунайском, на АЗС, нам сказали, что если перед Ульканом повернуть налево, то дорога выведет к гостинице, расположенной на территории... колонии-поселения! От усталости и недосыпа прошлой ночью веки давно уже стали тяжёлыми - хотелось спать. Поэтому мы предприняли попытку найти здесь ночлег... Подкатили к шлагбауму у барака, посигналили. Вышел мужик, озвучил стоимость койко-места... Точно уже не скажу, либо так ценник нас напугал, либо сам факт будущей ночевки на территории колонии, под присмотром осужденных, а возможно, и то, и другое, но мы не решились там оставаться и, вернувшись на трассу, продолжили движение в сторону Северобайкальска.
Иногда по ж/д ветке, вдоль которой мы ехали, с грохотом проносились грузовые составы. Достаточно часто мы проезжали мимо железнодорожных разъездов, так как БАМ - однопутный. На них всегда было по несколько строений ангарного типа. И постоянно кто-то кричал в громкоговоритель, скорее всего, диспетчер. Его голос громким эхом разносился по ночной лесной округе...
Авто-дублер был в очень разбитом состоянии, со множеством больших луж, объезжая которые мы устраивали своеобразный слалом. Чем и развлекались, чтоб не заснуть...
Из ранее прочитанных отчетов путешественников и просмотренных на ютубе видеороликов было известно, что рядом с Северобайкальском есть термальный источник "Солнышко", примерно в 35-40 километрах, чуть в стороне от грунтовки. После Улькана мы перенацелились на него, в надежде рассмотреть в темноте нужный поворот с дороги. И ведь рассмотрели! Справа на столбах был закреплен силуэт улыбающегося солнца, в темных солнцезащитных очках.
Нам туда! Поворачиваем. Подъехали ко входу. Время 02:30, термальные ванны закрылись полчаса назад, жаль... не успели! Но ничего, сходим погреть кости утром, а сейчас - спать! Быстро ставим палатки и отбиваемся... Я был доволен результатом первого БАМовского дня в 800 км и попутчиком тоже... Завтра снова трудный день... Каждый наступающий день теперь будет трудным! Это - БАМ!..
После раннего подъема отправились в термальные радоновые ванны. Их там две, с разной температурой. В горячую я так и не решился окунуться, а в той, что попрохладнее, с удовольствием поплескался около получаса...
Хорошего должно быть всегда в меру! Иначе можно получить обратный эффект... После принятия профилактическо-лечебных ванн - неспешные сборы. Денису нужно было переобуть покрышки на новые, поэтому он выдвинулся первый, на шиномонтажку. Я же обычно собираюсь с чувством, с толком, с расстановкой. Не люблю торопиться. Всё, как в той поговорке: "Медленно запрягаю, но быстро еду!" "Быстро" - само собой в зависимости от условий загрузки мота, состояния покрышек, самой дороги, погоды, настроения.
Совсем рядом была запаркована фура с тягачом. Водила собирался пить чай. Вскипятил воду на примусе, пригласил меня "к столу", а в довесок еще и предложил свежевыловленный, чуть подсоленный, Хариус. Вкуснотища! Утренний чай тоже был очень кстати. Спасибо большое "дальнобою"! Оказалось, он в глубине души - мотоциклист. Как раз собирался приобрести что-нибудь для недалёких вылазок.
После общения на мото-тему, благодарю нового приятеля и выдвигаюсь на Северобайкальск - не более 25-ти минут езды. Увидел въездную стелу - остановился, сделал несколько фотографий, полюбовался видом с возвышенности.
Спустился вниз с холма - тут и шиномонтажка, рядом с АЗС. Дэн уже снял колеса, и еще через час он был на новых, "переобутых" колесах, а оба мота - полностью заправлены и готовы к продолжению путешествия...
В это время желудок напомнил о своем существовании. Нужен перекус! Переместились в центр, зашли в понравившееся кафе. Я заказал традиционные борщ и позы-буузы...
Поели, двинули дальше, иногда останавливаясь для фотографирования... Здесь очень много мемориалов, мест, напоминающих о грандиозной стройке тех времен - строительстве БАМа.
Тогда было пробито очень много тоннелей для ж/д ветки, один из которых длиной более 15-ти км - Северомуйский тоннель. Нашей целью как раз и было за день преодолеть расстояние от Северобайкальска до Северомуйска, примерно 400 км. Казалось бы, не очень далеко, но БАМ не прощает спешки, особенно по мокрой глине, рыхлому песку или по каменистым бродам. А еще очень хотелось насладиться нереальной красоты видами местной природы... Зачем спешка?! Но...
У моего попутчика после переобувки в новую кроссовую резину включилась "вторая космическая скорость". Учитывая, что он остался практически без багажа, ему езда с повышенной скоростью давалась с легкостью. Моя же передняя эндурная резина менее подходила для таких условий. К тому же, хронический перегруз задней части моего мота давал о себе знать: перед трамплинами, рыхлым песком или скользкими участками дороги я ехал медленнее, что со временем начало беспокоить моего "напарника". Это была "мина отложенного, запрограмированного действия". И она не могла не сработать...
Но первое время мы ехали примерно одинаково. Разницу в скорости на неровных участках пока скраивали за счет частых остановок для фото и любований природой.
В сумерках и ночью ситуация менялась. (Да! Мы ехали по БАМу и в темное время суток и даже ночью! Мне это нравится, когда без излишнего фанатизма. И сегодня это было совместное решение). В это время суток практически всегда приходилось ехать одному, так как мой молодой и "горячий" попутчик рвался "вперёд, выше, быстрее"... Не то чтобы очень страшно, когда находишься в движении, но если вдруг произойдет нештатная ситуация - поломка мотоцикла (обрыв цепи или прокол колеса), либо падение и травма, то приятного мало. Прямо скажу, положение дел было бы опасным, в условиях лесных пожаров, когда медведям приходится вынужденно мигрировать на территорию других особей. По этой причине им не хватает питания, как следствие - повышенная агрессия и вероятность нападения на людей. Практически каждый день местные жители нам рассказывали о таких случаях и подтверждали свои слова цветными картинками и видео-роликами с мест событий.
Не знаю, как на Дениса, но на меня всё это оказывало сильное впечатление. А у меня были серьезные планы на путешествие, хотелось их успешно осуществить и вернуться живым и здоровым к любимым деткам. Он же ехал - как в последний раз, так, как будто участвовал в эндуро-гонке на время. Пытался подгонять меня. Возникали споры о том, что правильнее - ехать как спринтер или как марафонец. Вероятно, причина в молодости (21 год), отсутствии семьи, детей, а возможно, и в личностных качествах. Ни в коей мере не хочу выставить компаньона по БАМу в худшем свете, чтобы его как-то задеть или принизить. Он - хороший парень, и, в любом случае, я ему очень благодарен: были несколько эпизодов, где он самоотверженно мне помогал преодолевать тяжело проходимые отрезки маршрута. Но также были и негативные моменты. Рассказываю только для того, чтобы начинающие путешественники по тяжелым или опасным маршрутам тщательнее подходили к выбору попутчиков. Здесь очень важны: совместимость по характеру, темпераменту (жаворонок или сова), среднему ритму передвижения, способность думать за себя и за попутчика (особенно в случае, если едешь ведущим), наличие или отсутствие вредных привычек, способность осознавать свои ошибки и делать выводы на будущее. Желательно наличие опыта подобных путешествий. Можно заблаговременно познакомиться, либо лично, либо в интернет. Не нужно стесняться еще на этапе планирования разбирать типовые ситуации. Оговаривать всевозможные нюансы, чтобы на маршруте они не стали неприятным сюрпризом. В непродолжительных поездках чем-то можно и пренебречь, на что-то закрыть глаза. Но в длительных и "жестких" психологическое напряжение от "несовместимости" и от конфликтных ситуаций имеет свойство накапливаться, и та неповторимая "аура" путешествия, ради которой зачастую мы и отправляемся в поездку, неизбежно исчезает. Любой негатив в путешествии - это очень плохо. Здесь вновь будет к месту буддистская мудрость с таблички Улан-Удинского Дацана про "благие мысли"...
После Нижне-Ангарска началась красивая лесная асфальтированная дорога. По ней мы быстро долетели до п.г.т. Кичера.
Затем асфальт плавно перешел в мокрую глину. На открытых от леса участках грунтовка успела чуть подсохнуть, но в тени начиналась борьба с юзом - лишь бы не завалиться!
К Ангое Дэн снова вырвался вперед по объездной, я же свернул в посёлок.
Поизмотанный временем, он немного удивил меня наличием красивого здания ж/д вокзала имени Гейдара Алиева.
В ста метрах в жилом доме - продуктовый магазинчик. Нужно купить что-нибудь для перекуса!
Забежал внутрь. Ассортимент магазина не богатый. Взял хлеб, воду, сок, плюшки. Рассчитался. У витрины женщина-посетитель. Она о чем-то беседовала с продавцом. Женщина предложила мне за символическую плату свежесобранные домашние огурцы, в дорогу. Продегустировал - вкусные! Это было очень кстати, к тому же - за сущие копейки, учитывая дороговизну здешних продуктов. "Отсыпьте два килограмма"... Поблагодарил, водрузился на мот и ринулся в погоню за попутчиком. На выезде из поселка мы с ним пересеклись и продолжили свой путь теперь уже по пыльно-песчаному грунту.
Иногда встречались трамплины. Здесь главное - умело работать ручкой газа и тормозами. Стоит только не вовремя прикрыть газ - как тотчас можно зарыться в песок с последующим падением. Вспоминаю советы бывалых кроссовиков: "Газу, газу!"
Я выбрал оптимальное положение слева от Дениса и чуть сзади, так, чтобы не дышать поднимаемой пылью. Едем таким клином продолжительное время. В какой-то момент на приличной скорости, под сотню, начинаем вираж влево. Деревья, растущие вдоль дороги, своими кронами сильно ограничивают обзор в сторону поворота. И в тот момент из-за поворота появляется большой нож трактора-грейдеровщика, которым была перекрыта бо́льшая часть дороги, включая мою траекторию движения. У меня три варианта:
1. Добавить газу, принять правее и выйти вперед ДР-З - считаю так поступать нецелособразно, так как могу "подрезать" попутчика, вытеснить его в правую обочину и, с большой вероятностью, улететь туда же. - отметаю эту версию... 2. Врезаться в нож грейдерощика в мои планы тоже не входило. Поэтому - исключаем... 3. Самый верный вариант, при условии слаженности действий команды - чуть оттормозиться и принять правее, пристроившись сзади мотоцикла ведущего... Приступил к выполнению! Но как вы думаете, что сделал Дэн?! Вместо того, чтобы ускориться и чуть принять правее, он тоже начал оттормаживаться, синхронно со мной. Тем самым перекрывая мне возможность перестроиться в хвост его мотоциклу. С большим юзом и с помощью ангела-хранителя мне удалось-таки уйти от столкновения со встречным трактором и не допустить удара в мот ведущего... и при этом не упасть.
Позже я спросил Дениску: "Почему ты меня подставил под трактор?" "Я не знал где ты", - получил в ответ... )))
На мой взгляд, ведущий всегда должен знать, где находится ведомый. Он обязан думать за двоих! И мне есть с чем сравнивать. Позже, по пыльным трассам "Лена" и "Колыма" мне довелось часто и долго ехать ведомым с Пашей Понделиком из Чехии (25 лет). И ни разу не было даже намёка на "подставу" с его стороны. Опасных ситуаций было множество со встречными авто, но каждый раз мы действовали слаженно, как будто очень долго заранее отрабатывали действия в подобных случаях. Павла я часто теперь ставлю в пример, как лучшего попутчика и очень хорошего товарища. На БАМе, и тем более ночью, он от меня точно бы не отрывался на час пути ;-) !..
В Новом Уояне дозаправились и продолжили путешествие по рыхлой колее на восток. Некоторые песчаные подъемы становятся непроходимым препятствием для многотонных грузовиков, перевозящих с запада жизненно-необходимые товары в Таксимо и Бодайбо. И тогда им приходится дожидаться спасительного трактора из дорожных служб, чтобы тот затащил их на тросе в песчаную гору. И это не час или два, а запросто - несколько суток...
Свидетелями подобной ситуации мы стали у нового деревянного моста через реку Янчуй, метров через 100 за которым начинался песчаный подъем. Не то, чтобы он был сильно крутым или затяжным, но всё-таки - труднопроходимым для большегрузного транспорта. Мы решили задержаться на этом мосту для любования пейзажем и фотографирования. Красота! Разок катнулся по нему на противоположный берег и сразу назад.
Перед подъемом справа был припаркован тягач "Скания" с полуприцепом. Рядом прогуливался мужчина, видимо водитель. Я остановился посреди моста. Денис суетился с фотокамерой. Этот мужчина от грузовика пошёл в нашу сторону. Через несколько минут подошел ко мне и говорит: "Привет, земляк!" "Привет! А почему - земляк?" - спрашиваю. "Так ведь номер региона у тебя 63-й, как и у меня!" "И откуда Вы?" "Из Жигулевска" (Прим. Жигулёвск - город в трех километрах от Тольятти, через Волгу). "Не может быть?! И я там провел бо́льшую часть своей жизни!" - удивляюсь...
И было чему удивляться: встретить земляка, на полузаброшенной, практически - лесной, дороге, в 7 тысячах километров от дома! Более того, как оказалось, водила фуры живет в Жигулёвске в 100 метрах от моей прежней работы, в доме, где проживают мои близкие родственники. Лично меня это всё очень удивило! Вероятность такой встречи была один шанс из миллиона, наверное... Далее был его рассказ про то, как он полдня тщетно пытался подняться в песчаную горку, с каким трудом ему удавалось задним ходом по песку спуститься вниз, для новой попытки. Затем неожиданно потек радиатор его автомобиля, при чем течь образовалась в труднодоступном месте. Для ремонта необходима специализированная СТО и собственно - новый радиатор, цена которого не менее 50 тысяч рублей. Денег таких у него с собой нет, продукты почти все закончились, благо - воду можно набрать тут же в реке. Вот и ждет мой земляк здесь в лесу уже двое суток хоть какую-нибудь помощь. Ехать в гору уже не может из-за отсутствия охлаждающей жидкости в радиаторе. Колеса аварийно заблокированы тормозами из-за отсутствия давления воздуха в тормозной системе. Остается только ждать бульдозер, чтобы тот затащил в гору и дотянул до цивилизации - посёлка Янчукан, примерно 35 км. Конечная же точка его маршрута, куда он вёз стройматериалы, поселок Таксимо... Вот такие бывают ситуации из жизни дальнобойщиков, при чем - это не самый худший вариант. Тяжёло им достаётся хлеб...
Задав ему контрольный традиционный вопрос про медведей - видел ли, за двое-то суток, получив отрицательный ответ, мы попрощались с водилой, пожелав ему удачного разрешения проблемы. Хотелось ему хоть чем-то помочь, но это было не в наших силах. Узнав, что у него нет фонарика с собой, я подарил ему свой старый налобный китайский фонарик... И мы оставили его одиноко стоящего около неисправного тягача, с пробуксовкой стартанув в подъем...