Взято отсюда http://shalamov.ru/library/29/1. Чрезвычайную хрупкость человеческой культуры, цивилизации. Человек становился зверем через три недели - при тяжелой работе, холоде, голоде и побоях
( Read more... )
я как-то в период гласности начала читать, но у меня не пошло. очень жёсткая книга, а у меня дочурочки в таком нежном возрасте тогда были. вот сейчас отрывки, выбранные вами, думаю мне запомнятся.
Видимо, речь идёт не только о партийных. В романе "О Колыме" Шаламов описывает крестьян, - беспартийных, - которые писали доносы, бывшие для них способом самозащиты, поощряемым лагерным начальством.
У Шаламова жестокий опыт предельного существования человека. Я даже вот сейчас думаю, что никакая философская антропология вообще не может игнорировать работы Шаламова. Настоятельно Вам рекомендую почитать его роман "О Колыме". Вы всё поймете, откуда у него такие выводы.
Читала его рассказ и считаю их очень сильными. К автору отношусь с определенным сочувствием. Но. Вот чего мне не хватило в его прозе, так это личной ответственности за свой радикальный идеализм, ГВ, расстрелы крестьянских восстаний и пр. Посмотрела сайт с биографией, поэтому поправлю комент.
"1927 г. (7 ноября) - участвует в демонстрации оппозиции к 10-летию Октября, проходившей под лозунгами «Долой Сталина!» и «Выполним завещание Ленина!».
9 февраля 1929 г. - арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях.
Странно, что Шаламов не видел очевидной связи между Лениным и концлагерями. Впрочем, я не все его рассказы читала. Нашла любопытную подборку цитат по этому поводу. Будет время, посмотрите пожалуйста. http://yadocent.livejournal.com/313418.html
За троцкизм сажали с конца 20-х годов всех неугодных по 58-й статье. Троцкизм как маркер многопланового политического движения означал в то время любую критику сталинизма, официального курса партии. Возврат к Ленину как лозунг в 20-е годы примерно равносилен тому, как некоторые христиане, недовольные церковной иерархией, на протяжение христианской истории время от времени призывали вернуться к первоапостольским временам, к демократическому духу религиозных общин. Второй срок Шаламов получил в 1943 году за то, что назвал Бунина русским классиком. На него донесли за это и присудили ещё 10 лет лагерей. Но я хотел сфокусировать Ваше внимание на другом: на трагическом опыте предельного существования человека. И Шаламов этот опыт описал, на мой взгляд, искренне и честно. И начинает он свои выводы с осознания того, насколько хрупка человеческая культура, как она быстро ломается в нечеловеческих условиях холода, голода и унижений.
Comments 20
пожалуйста, не забывайте обо мне.
Reply
Reply
очень жёсткая книга, а у меня дочурочки в таком нежном возрасте тогда были.
вот сейчас отрывки, выбранные вами, думаю мне запомнятся.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Ммм... Хотя традиция бегать к барину жаловаться прослеживается в литературе.
Какое-то тут терминологическое передергивание.
Reply
Reply
Но.
Вот чего мне не хватило в его прозе, так это личной ответственности за свой радикальный идеализм, ГВ, расстрелы крестьянских восстаний и пр.
Посмотрела сайт с биографией, поэтому поправлю комент.
"1927 г. (7 ноября) - участвует в демонстрации оппозиции к 10-летию Октября, проходившей под лозунгами «Долой Сталина!» и «Выполним завещание Ленина!».
9 февраля 1929 г. - арестовывается при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях.
Странно, что Шаламов не видел очевидной связи между Лениным и концлагерями. Впрочем, я не все его рассказы читала.
Нашла любопытную подборку цитат по этому поводу. Будет время, посмотрите пожалуйста. http://yadocent.livejournal.com/313418.html
Reply
Reply
Leave a comment