Продолжаем подготовку к поездке и собираем с собой в дорогу (помимо чемоданов, разумеется):
1). Документы.
Очень практично и удобно собрать все документы, которые могут понадобиться в пути, в отдельную папочку - с отдельными файлами для каждого блока документов.
1.1). В первый файл лучше всего вложить документы, которые наиболее часто придется показывать - в первую очередь при пересечении границ и, реже, при общении с сотрудниками дорожной полиции:
- загранпаспорта;
- свидетельство о регистрации ТС (часто именуемое «техпаспортом»);
- водительские удостоверения;
(эти документы в конечном итоге перекочевали в небольшую ручную сумочку вроде «барсетки» и предъявлялись только в составе загранпаспорта плюс свидетельство о регистрации - но об этом позже)
- нотариально заверенная доверенность на управление ТС от собственника автомобиля, с обязательной фразой «с правом управления за рубежом»;
Собственником автомобиля, на котором мы передвигались, является моя жена Оксана и теоретически никакая доверенность была вообще не нужна - но ситуации бывают разные (например, если собственника нет в автомобиле, такая доверенность - обязательный документ). К слову, мы этот документ за всю поездку ни разу не предъявили.
1.2). Во второй файл можно вложить оригиналы прочих документов, предъявление которых может оказаться необходимым:
- свидетельства о рождении на каждого ребенка (мы на всякий случай брали и вкладыши о гражданстве);
- свидетельство о браке (брали, но предъявлять ни разу не пришлось);
1.3). Наконец, в третьем файле можно собрать прочие автомобильные и финансовые документы, которые могут попросить предъявить:
- Green Card;
- туристическая медицинская страховка;
- выписка с банковского счета с финансовым обеспечением поездки, исходя из ранее озвученного расчета - 50 евро на человека на день проживания;
(последние два документа предъявить не просили ни разу).
2). Деньги.
2.1). В крупных купюрах евро/долларов, стоит взять только те деньги, которые однозначно планируется использовать во время самого отдыха;
Эти деньги, как водится, лучше всего спрятать в дальний угол самой глубоко упрятанной в багажник сумки. :)
2.2). Часть суммы в мелких евро (на необходимые дорожные расходы в разных странах), а также достаточно существенную сумму в рублях (на оплату дорожных расходов на территории РФ - на случай, если не будет возможности платить карточкой и для обмена на гривны для последующей оплаты на Украине) лучше взять с собой.
Сколько конкретно - см. в п. 5.3. :)
2.3). Часть суммы можно положить на карточку, с которой производить оплату бензина и - по возможности - питания и проживания в дороге. У меня перед выездом на карточке было около 19 тыс. рублей и я планировал расплачиваться ей исключительно за бензин.
Совет: в дорогу лучше взять с собой кошелек, в котором есть достаточно много делений, поскольку к определенному моменту в нем может оказаться много банкнот различных стран. Так, после въезда в Болгарию у нас в нем находилось 7 валют (рубли, евро, доллары - в которых у нас была часть накоплений, украинские гривны, молдавские леи, румынские леи, болгарские левы).
3). Автомобильное оборудование (обязательное)
Анализ информации в Сети (в первую очередь кратких ПДД всех стран передвижения на сайте
http://autotraveler.ru/) показал, что необходимым оборудованием для поездки в Европу на автомобиле являются:
3.1). Огнетушитель;
3.2). Аптечка первой помощи;
3.3). Знак аварийной остановки;
- эти пункты являются стандартными и согласно российским ПДД, поэтому с ними никаких проблем: для полной уверенности (в сроках годности препаратов в аптечке, огнетушителя и т. д.) я просто купил новый набор «Авто-Леди» и все - в нем к тому же оказались дополнительно буксировочная лента и светоотражающий жилет (к сожалению, только один - см. далее);
- согласно некоторым отзывам в Сети, в Румынии могут требовать наличие 2-х знаков аварийной остановки (один - для установки сзади автомобиля, второй - для установки позади) - поэтому мы взяли с собой отдельно еще один знак (правда, не помню, чтобы его хоть раз требовали предъявить);
А вот следующий пункт - очень важный и однозначно необходимый:
3.4). Светоотражающий жилет;
При передвижении по Европе на автомобиле является обязательным для каждого человека, находящегося в ТС (т. е. сколько человек в машине - столько и жилетов) и одевать его необходимо всякий раз, покидая машину вне населенных пунктов - причем как в ночное, так и в дневное время суток.
В целом, ПДД в странах Европы (в отношении снаряжения автомобиля) на удивление даже мягче, чем у нас: так, нет таких жестких требований о наличии кресла для детей - стандартного, применяемого в России, оказывается вполне достаточно; были у меня еще переживания, что будут придираться к тому, что у нас на машине резина с разным рисунком протектора на передней и задней оси - не тут-то было, никто даже не смотрел на колеса в таком контексте (только однажды специальным прибором проверяли, не засунуто ли чего в покрышки)...
Совет: личные вещи и автомобильное оборудование надо укладывать так, чтобы первое можно было относительно легко вытащить и открыть по первому требованию работников таможенных служб, а второе - положить сверху, чтобы легко продемонстрировать при открытом багажнике (без переворачивания в нем вверх дном всех вещей). Жилеты и вовсе правильнее аккуратно, но надежно положить в салон (например, в пластиковый «карман» дверки).
4). Автомобильное оборудование (вспомогательное).
Навигатор (и соответствующее программное обеспечение) - мы им не пользуемся по жизни, не взяли с собой в поездку и сейчас. Но опыт поездки показывает, что временами он бывает крайне необходим - на трассах в любой из пересеченных нами стран заблудиться достаточно проблематично, но вот в городах, особенно крупных - легче легкого!
5). Вспомогательная географическая и автомобильная литература.
5.1). Атласы или распечатки карт автомобильных дорог.
- для России и сопредельных стран мы приобрели стандартный атлас - в нем вполне адекватно отражены все дороги и находящиеся на них населенные пункты (что позволяет легко ориентироваться на местности);
Причем в нем оказались не только дороги России, Украины и Молдавии, но даже частично и Румынии (включая Галац, Бреилу и Тулчу);
- купили также отдельно атлас автодорог Болгарии - на болгарском.
Он оказался не слишком удобным в плане движения по трассам (излишне генерализован - указаны далеко не все населенные пункты, что затрудняет ориентирование), но удобен тем, что он на «местном» языке, в нем есть планы крупнейших городов - хотя бы их центральных частей, а также существенный отрезок дорог Румынии - до Констанцы.
- необходимые недостающие участки дорог Румынии - в «местной» транскрипции - распечатали с сайта
http://rus-map.ru/228121.html Кстати: наличие карт с «местной» (на латинице) транскрипцией населенных пунктов наиболее актуально именно для Румынии (и - в меньшей степени - Молдавии), поскольку часто русский топоним звучит и «выглядит» отлично от оригинала (Констанца - Constanta, Галац - Galati, Брэила - Brăila, Хыршова - Hărsova, Мэчин - Măcin и т. д.).
5.2). Путеводители.
Мы от большого желания и запредельного настроя купили чуть ли не 4 разных путеводителя.
Совет: территория Болгарии - чуть больше, чем 2 Московских области, причем фактически поставленных «друг рядом с другом» с запада на восток. Поэтому если вы планируете отдыхать на море и базироваться там все время - выберите 5-6 мест, которые вы точно собираетесь посетить и купите один путеводитель, где наиболее полно описываются именно они.
Опыт показывает, что за неделю вполне можно бегло осмотреть основные достопримечательности Литвы (примерно равна по площади Московской области) - и то без отдельного отдыха на море и в сопровождении очень хорошо подготовленных местных гидов. Таким образом, при посещении Болгарии надо либо останавливаться на варианте с выбором 5-6 мест, в которые можно относительно неспешно съездить в течение двух недель - с ежевечерним возвращением в постоянное место базирования (как у нас в результате и получилось), либо базироваться на море всего неделю, а затем в течение 4-5 дней ехать по примерному маршруту Бургас-Пловдив-София (плюс Рила, Мелник и т. д.)-Велико-Тырново-Велики Преслав-Варна-выезд из Болгарии - с 3-4 остановками на ночевку по маршруту (так мы собирались сделать изначально, но задушила лень, нега… и жаба за оплаченное на 2 недели жилье на море :)).
5.3). План поездки.
В принципе, вещь далеко необязательная и не всеми практикуемая, однако лично я потратил 2-3 вечера на его составление и не пожалел. О нем и пойдет речь в следующей - собственно дорожной - части повествования. :)