Культурная контрреволюция в Европейском Союзе? Но только смелее следуя восточным образцам!
Фото редакции
Польский текст статьи
"Kontrrewolucja kulturowa w Unii Europejskiej? Tylko odważnie spoglądając na Wschód!" опубликован 8 сентября 2016 г. на интернет-портале
obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - Кракауэр (Krakauer). Перевод
vladkharitonov. Новые переводы появляются в моем журнале по понедельникам.
Статья приурочена к открытию XXVI Экономического Форума в небольшом курортном городке Крыница, называемом "польским Давосом".
В том, что господин председатель является выдающейся личностью, уже никого не приходится убеждать! Это понимает каждый, кто хотя бы опосредованно имел редкое удовольствие встретиться с его всеобъемлющим гением. Это нечто настолько великое, необузданное и ужасающее для нас, обычных людей, что даже нет необходимости пытаться понять, что господин председатель имеет в виду. Оказывается, он размышляет о расходовании немецких денег (и альтернативе, чтобы их не расходовать). Ниже мы дойдем и до этого, потому что воистину - широту этих мыслей нам не постичь.
Господину председателю представляется, что единственной альтернативой кризисам в ЕС являются изменения, которые, по сути своей, должны стать культурной революцией. Европа богата многообразием европейских культур. Преодолеть кризисы, которые душат Союз, было бы возможно при условии, что Германия захочет снова предпринять усилие, сопоставимое со сделанным при восстановлении бывшей ГДР, то есть инвестировать туда около 2 триллионов евро. Однако сегодня Германия к такому не готова и не в состоянии провести подобную операцию.
Поэтому, по мнению господина председателя, необходимы перемены в сфере структуры и процессов принятия решений в ЕС, а также в том, что определяет статус национальных государств в рамках ЕС. Его поддержал господин Орбан, говоря об идентичности, о том, что не существует европейской нации, о христианских ценностях и т. д. Правда, господин председатель предпочитает говорить о революции, а господин премьер - о контрреволюции, но никто не спорил о терминах. Общее возрождение и возвращение к корням должно быть противоядием от кризисов в ЕС и противовесом немецкому нежеланию наращивать задолженность государств Европейского Союза.
Все великолепно, сама идея говорить о возвращении к ценностям очень хороша, также нет ничего плохого и в идее Европы Отечеств! Проблемой является то, что подразумевать под этими понятиями, а можно поспорить на очень большие деньги, что как уважаемый господин председатель, так и выдающийся руководитель венгерского государства понимают под этим несколько разные вещи, не говоря уже о наших многоуважаемых западноевропейских партнерах. В случае последних, например, дехристианизация и десакрализация зашли настолько далеко, что в их городах не только полно культурно чуждых храмов, но к тому же им кажется, что культурно чуждые приезжие забросят свои храмы и молитвенные коврики, предпочтя их потребительскому стилю жизни. Речь идет о том, что мировосприятие людей, особенно принадлежащих к западным элитам, совершенно иное, чем у элит в Польше или Венгрии. Чтобы осознать это, достаточно понять, что в случае многих руководителей Великобритании, Франции, Бельгии или других богатых стран Запада мы имеем дело с людьми, которым не только не знакома настоящая жизнь, но у которых даже и не было необходимости ее узнавать. Для многих из них отпуск - это часто вылазка в экзотические места, и так было всегда, это являлось альтернативой посещения скучной яхты очередного мужа матери где-то на Ривьере или другом снобистском и переполненным роскошью месте, где им не приходилось даже касаться денег, потому что прислуга делала за них все.
Поэтому проблемой является то, как люди, для которых большую часть жизни вызовом было (и есть) приобретение собственного трехкомнатного жилья в каком-нибудь большом панельном доме, возможно, уже утепленном, как они должны будут разговаривать с людьми, которые не посещают часть принадлежащих им резиденций, так как считают их дизайн немодным или не подходящим - климат той части мира, где родители оставили им виллы. С перспективы крупного банковского счета, отсутствия настоящих неприятностей, доступности удобств, комфорта и, в принципе, неограниченного потребления, даже бизнес рассматривают как приятельские отношения, а не как выгрызание друг у друга потенциальной прибыли. Люди, у которых есть все на протяжении многих поколений, никогда не поймут нас, испытывающих гнет бедности, часто голодающих, которым не хватает средств на лекарства или которые просто обречены влачить растительное существование на пенсию в 160 евро в месяц. Нравится кому-то это или нет, но занимаемое место определяет точку зрения.
Именно таковы различия в мировосприятии между политиками Центральной и Западной Европы, разумеется, не всех, но значительной части - мы имеем дело с различиями в понимании действительности. Поэтому разговаривая о ценностях с перспективы Крыницы, ( которую, как светско-политическое событие, не преминул оперативно отметить, вероятно, ни один из западных публикаторов, не говоря уже о еженедельниках, формирующих общественное мнение) необходимо считаться с тем, что вы будете не поняты, причем в очень значительной степени!
Так что нам остается - предлагать культурную контрреволюцию? И требовать от Германии выдать нам в долг 2 триллиона евро? Давайте скажем им об этом прямо, без притворства, что мы по-прежнему предлагаем щедрые финансовые трансферты с Запада всем нуждающимся, потому что это будет справедливо и по-настоящему солидарно. Но после того, как мы об этом объявим, пусть никто не удивляется, что Запад начнет нас воспринимать как нечто забавное. Потому что как только речь заходит о деньгах, шутки тотчас же заканчиваются, ведь даже на раздаче денег они смогли заработать. Но если кто-то насильно становится авторитетом, то все, на что он способен в своем бессилии - это разговоры о ценностях и намеки на собственное превосходство над другими. Все это, по сути своей, чистая видимость - мы, Центральная Европа, разбудим весь континент! Смотрите - вот наши ценности, а за покупками мы пойдем в известный магазин одной португальской сети, потому что даже торговать не умеем. Сказки для детей - третий стеллаж слева.
Речь не о том, что кого-то здесь недооценили или что мы стремимся каким-то образом самих себя принизить или что не замечаем потенциала, которым обладаем. Сначала давайте обеспечим едой и крышей над головой всех нуждающихся, потом позволим женщинам распоряжаться своею судьбой, в том числе и своим телом, затем постараемся хозяйствовать так, чтобы не залезать в долги, например, к китайцам. После того, как эти и другие вопросы, превращающие в ад нашу действительность, мы решим и переделаем по-новому, можно начинать поучать других. Причем никто здесь не утверждает, что Запад не притворен и не ошибается. Но если мы всерьез думаем о ценностях и образцах, то давайте смело посмотрим на Восток. Мы увидим там великолепную цивилизацию, которая может служить примером для нас всех. Особенно в контексте ценностей и культуры, в том числе места религии в государстве. Можно без излишних сложностей просто брать пример с России и русских. Мы все помним о великом шансе для Европы, о чем говорил господин Владимир Путин, президент Российской Федерации, предлагая создать пространство безопасности и благосостояния от Лиссабона до Владивостока. К сожалению, лидеры Запада остались слепы и глухи к предложению о сотрудничестве, преподнося России вместо этого войну и санкции. Поэтому лучше не говорить о ценностях в контексте Запада, так как уже не единожды в истории Россия была вынуждена исправлять ошибки Запада ради всеобщего блага. Нашему председателю не стоит и пытаться, а вот господин Виктор Орбан мог бы отважиться на использование риторики включения России в европейские контексты, потому что, если уж говорить о ценностях, то нет лучшего способа исправить положение в Европе, чем попытаться сблизиться с Россией. Именно это, кстати, господин Орбан на своем участке в определенной степени инициировал, за что заслуживает наивысших похвал.
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska