Оригинал взят у
jakobz в
За гармониюПопалась на глаза очередная статья за теорию музыки:
http://www.gamedev.ru/sound/articles/harmonyandfunctionality Мне не нравятся такие статьи тем, что там не раскрывается одна важная вещь. В результате получается гуманитарненько и непонятно.
Попробую донести свое понимание.
Множество звуков в природе вызваны колебаниями чего-то. Эти звуки весьма короткие, сильно искаженные, и даже близко - не идеальные синусоиды. При этом воет ли волк, или стукнули по деревяшке - все будет иметь похожую картину в спектре: основная частота, удвоенная частота, и так далее - с убывающей амплитудой. И именно для разделения и локализации таких звуков мозг с ушами к голове и приделались - чтобы понять где шуршит то, что либо через секунды скушает тебя, либо это скушаешь ты, либо это можно выебать.
Уши - не те которые про слух, а те что такие хуйни из мяса и хрящей побокам, кстати, тоже не для красоты. Они для того, чтобы дать дополнительную информацию мозгу за счет переотражений. По срезу верхних частот (которые из-за худшей дифракции это мясо не облетают), мозг понимает что сзади а что спереди. Ну а максимально ебанутая их форма - чтобы отражения были хитрее, и можно было обучиться распознавать источник точнее.
Внутри ухо - это вообще по факту аналоговый фурье-преобразователь, не сильно точный и инертный. Задача подключенных к нему нейронов - обработав вход этого датчика, выдать на выходе массив [Волк воет слева далеко, Шаги на 3 часа метрах в 10-ти]
Поэтому для мозга До и Соль - гораздо ближе логически чем До и Ре: потому что Соль и До могут быть обертоном звука на До октавой ниже. А Ре и До одновременно - это скорее всего звуки от разных источников (т.к. в ПЗУ эвристика что один звук как правило вызван только одним колебательным процессом).
Именно по этой причине и возникают все эти хитрые звукоряды, где с виду ноты идут рандомом. Эти ноты на деле идут по воспринимаемой разнице звуков, которая формируется простым математическим рядом - умножаем частоту на 2,3,4 и далее, и делим на 2 столько раз, чтобы оно в одну октаву (т.е. в диапазон f - f*2) попало.
Музыка - это по-сути хак чтобы слуховую систему использовать не по назначению, а именно - для передачи нужных возбуждений в мозг. На низком уровне этого хака требуется найти обратную функцию к этой всей хитрой системе, чтобы заставить на выходе звукового тракта возбудить нужные нейроны. Гармония учит "паттернам" как это делать более-менее универсально для всех человеков.
High-level этого всего процесса мне не ясен (да и вообще науке наверное пока тоже). Достоверно известно одно - если тупо хреначить три аккорда, выкрикивая "Хорошо, всё будет хорошо, ой чувствую мы девки загуляем до субботы" - то это уже будет вызывать эмоции у большей части человечества.
Еще один интересный побочный эффект - это что мозг любит сложные звуки. Чистая синусоида - это один из самых мерзких способов сыграть ноту, с точки зрения для мозга (хотя китайский детский синтезатор хуже). Рулит скрипка с тонной нелинейностей, в зале с тонной хитрых переотражений. Электронная музыка "качает" когда звуки обработаны 200-ми эффектами по чуть-чуть и еще и завязаны друг на друга всякими side-chain-ами. Получить приятный звук из математики очень-очень сложно, гораздо проще взять запись реального звука и встроить в общую канву, нежели накрутить коэфициенты алгоритмам.
Т.е. мозгу походу нравится разбираться в этой какафонии (при условии что разобраться вообще возможно). И чем больше он тренируется - тем ему хочется более интересных задачек. Скажем, black metal поначалу выглядит как стена шума, а через некоторое время burzum кажется мелодичным. То же самое касается и high-level-а: чтобы врубиться и получать удовольствие от многого из классики, надо время.
Надо бы почитать чем формируется кайф от изучения чего-либо в целом, и не один и тот же ли там механизм.
Upadte.
Научпоп. Постнаука. Теория музыки: квинтовый круг и нейропсихология эмоции. Марина Корсакова-Крейн
orfis_sakarna
Целиком читать тут:
http://postnauka.ru/longreads/38133