Здесь
https://vlkamov.livejournal.com/1076705.htmlя рассказал о том, как дурили автомобилистов, более века всучивая им самобеглые коляски, напичканые капризной механикой.
Но оказалось был еще один сектор с похожим дуревом. Как-то вспомнилась мне поговорка про к.п.д. паровоза. Действительно, лучшие имели аж 9.5%, нелучшие понятно где. И я заподозрил, что энергоемкость паровозного тендера, помноженная на этот к.п.д., не так уж и велика. Теплота сгорания условного топлива (чистый углерод) составляет 7000 ккал/кг, реального угля (из а воды и примесей) - порядка 5000. Это примерно 20 МДж/кг.
Заглянул в характеристики паровозов начала 20го века и узрел:
- масса гружённого тендера 50,6 т
- запас топлива 5 т (уголь; при надставленных бортах - 15-17 т )
- объём баков для воды 23 м³
Т.е. штатно 50 т тендер вмещал 20*5000 МДж = 25 тыс.квтч. Из которых 1250 квтч идут в дело.
А сколько же весил бы прицепной аккумулятор, нагружаемый на электропривод с к.п.д. 50 % ?
Если свинцовый аккумулятор вмещает 0.5 квтч/10 кг (занижаю конечно, но пусть). Или в пересчете на 50 т - 2500 квтч. Множим на к.п.д. ...опять 1250 !!!
Конечно, еще 20 т - шасси, однако с паровоза долой котел, топка и милые сердцу шатуны - те же 20 т. Да и вряд ли прицепной, тут меняется вся компоновка, но не об этом пока речь.
И при этом никакой воды, угля. Все эти склады, водокачки, дым в лицо пассажирам и прочие огненные удовольствия - всего этого ничего не нужно. Тогда при узловых станциях пришлось бы строить электростанции или подстанции, но их все равно построили рядом, независимо, со своим водно-угольным же хозяйством.
Конечно это как бы послезнание, но видели бы вы истерики, которые закатывают поклонники традиций, когда речь заходит о нынешних проблемах и нетривиальном их решении.
[Paul Baran] однажды рассказал о встрече с инженерами Bell, где он пытался объяснить концепцию цифровой сети - но его прервали на середине предложения. «Старый инженер по аналоговым сетям выглядел поражённым. Он посмотрел на своих коллег, и закатил глаза, как бы не веря в то, что он слышит. Сделав паузу, он сказал: Сынок, телефония вообще-то работает следующим образом…» И приступил к объяснению того, как работает угольный микрофон. «Это был тупик столкновения концепций».
Этот пост изначально помещен в
http://vlkamov.dreamwidth.org