Главный привод

Jun 23, 2020 11:55

Заглядывая в документацию советских металлообрабатывающих станков я обнаружил совершенно удивительную штуку, которая о перспективах советской экономики сказала мне больше, чем весь курс политэкономии социализма -
мощность главного привода

Бюрократам это представлялось важнейшей характеристикой станка. Собирали статистику подобно мощности тракторов в сельском хозяйстве. Плановые органы, а потом и Политбюро/Президиум на основе "статистики" делали какие-то глубокомысленные выводы. Ну да, токарный станок ДИП ("Догнать И Перегнать"), там главный привод - он же единственный, остальное руками. Только руками перегнать же и не могло получиться.


В детской книжке примерно 60х гг. подрастающему поколению внушается ценность времени. Младший брат провалял дурака ("Подумаешь, минута !"). Старший не стал читать нотации. Привел меньшого на завод, встал к своему станку и за минуту наточил жменьку гаек. При царе гайки тоже вытачивали вручную, да, в том числе знаменитую из чеховского "Злоумышленника". Но перегоняющая индустриализация должна была идти другим путем. и на этом пути кунштюк "мощность главного привода" - вообще ни о чем.

Для станка ДИП мощность главного привода, то есть который подавал деталь под инструмент имела какое-то значение - можно было прикинуть сколько металла удастся перевести в стружку. Но по мере усложнения технологий даже на вручную управляемых станках это было смехотворно. Например, в шлифовальном станке "главным" был моторчик, который по соточке за проход опускал шпиндель.

Еще прикольнее был электроэрозионный станок. Это что-то вроде лобзика по металлу, который потихоньку перематываемой медной проволочкой вырезает из каленой заготовки всякие сложные конфигурации. Естественно, двухкоординатный. Я из любопытства заинтересовался: которая из координат "главная", X или Y :-) и стал листать паспорт. Но нашего бюрократа такой дилеммой не проймешь - "радиостанция на танке" ! Главным приводом оказался моторчик, который мотал проволоку. Ну как бы да - подача ж инструмента :-)

Но Политбюро надувало щеки и вещало о строительстве коммунизма. На отсталой технологической базе.

Как на самом деле выглядела советская экономика с точки зрения производственника (а также многое другое), великолепно описано тут : http://samlib.ru/n/nikolaj_b_d/nnikolaj_b_dschwarz.shtml
Еще тут
Ну вот в нормальной экономической системе не пришлось-бы на заводе делать ходовые винты и ходовые гайки для станков с ЧПУ 1В340 ( ныне уже давно покойный Красный Пролетарий ) и закупать для это прецизионные станки (импортные) для резьбовой шлифовки этих самых ходовых винтов. Про перемотку своими силами всяких электродвигателей от станков. вентиляторов и даже лифтов и даже реле и силовых трансформаторов - и говорить-то нечего!

Заглянул на сайт завода "Красный пролетарий":
1944
Впервые в мире московским станкозаводом освоено поточное конвейерное производство станков. Выпуск доводится до 500 штук в месяц.

1946-1947 гг.
Создаются тяжелые токарные станки для обточки вагонных и паровозных осей. Оказывается содействие Рязанскому и Тбилисскому станкозаводам в освоении ДИПов.

1971
На станкостротельном заводе Красный Пролетарий изготовлена опытная партия (и в будущем легендарных) станков модели 16К20.

Update. Сам перечитал и родилась интересная гипотеза, что описываемое - следствие дремучего марксизма вековой давности. То что современная индустрия занимается главным образом обработкой информации - выпускникам партийных школ было невдомек, ведь у классиков рабочий производит валовый продукт главным приводом, см. ДИП. А информация, координаты всякие и т.п. кибернетика - это буржуазные измышления.

Update 2. obsrvr полагает, что про станки не совсем понятно, помещаю иллюстрацию с пояснениями под кат



- этот примерно в 2 раза меньше упоминаемого в посте, но компоновка похожа.
И вот представьте: стол массой под тонну (Getz, Ока) мечется туда-сюда с частотой раз в секунду, длина хода более 0.5 м. Скорость он набирает за 0.1 с, что в пересчете на автомобильные соответствует 100 км/ч за 4 секунды.

На шпинделе круг размером с автомобильное колесо (полметра) - 3000 об/мин, скорость рабочей поверхности 200..300 км/ч. Но "главный привод" - см. на самом верху. Ведь это он подает инструмент к обрабатываемой детали.

железо, марксизм, зигзаг прогресса

Previous post Next post
Up