Какая-то штука уже случилась - я о подборке девяти названий для оскароносной категории "Лучший фильм на иностранном языке". Ведь всё, что я до сих пор видел из номинантов, а это: "Фальшивомонетчики", "Незнакомка", конечно, "12" ("Монгол" и "Катынь" не смотрел, но они тоже) так или иначе связаны с Россией. В "Фальшивомонетчиках", кто не знает, гл.герой - ушлый одесский выходец, в "Незнакомке" Ксения Раппопорт играет секс-рабыню, выехавшую из Украины в Италию. И даже как-то неловко вообразить, если у бразильского номинанта, читай: у черта на куличках, вдруг обнаружатся следы нашего прибывания, что уже совсем ни в какие ворота, т.к. уязвляет нас в скромности, национальной черте (это когда недоброжелатель распнут и повержен, то перед ним непременно надо покаяться), что попахивает мировой злонамерностью в активации наших рефлексий. Т.е. когда нас не замечают - это нормально, пусть тускло, привычно, ощущение "на обочине", крики о торжествующей несправедливости, ну как всегда. И здрасьте: ещё намедни казалось, что гениальный фильм Мунджу прокатили по какому-то неподвластному разуму алгоритму, а оказывается, что вырисовывается логика - русской темы нет. (Хотя и тут бьёшь себя по лбу - там же блистательно отработал роль гинеколога Влад Иванов). Короче, непривычное состояние: мы как-то незаметно для себя интегрируемся со своим треклятым "загадочным" характером в мировую мифологию, пусть и на позиции, нелицеприятные внешне, но душевные внутри. Иначе б не выбирали, да-да.
...Тут на днях смотрели "Хозяев ночи", в котором лично меня преследовала тень "Крестного отца". Качество, конечно, близко не родня, но эта вездесущая клановость, семейные праздники, Роберт Дюволл в роли шефа полиции, будто опаханившегося консильери (кстати, сраженного пулей как Вито Корлеоне, на дороге; "засада на мокром шоссе" - по-серьезному, вообще оч.хороший эпизод), и четкий вывод по ходу, что полицейские конфликты порождаются не противоречиями между преступлением и стремлением общества к его наказанию, т.е. поддержанием правопорядка, а воспалением семейных уз, дискомфортом, вызываемым наименее дистанцированными соседями, т.е. семьей и ближним кругом. Весь фильм вырван из социального контекста (в чём минус картины), представляя собою борьбу кланов, как если бы полицейскую форму надели на одну из команд только для удобства болельщика - чтобы тому отличить её от соперника. ...Прямо говоря, тут я уже давно держу в уме не итальянцев, а наших, поскольку в фильме, едва ли не все активные фигуранты, по обе стороны футбольного поля, если не русские, то эмигранты в энном поколении. Наблюдаешь за этой игрой как за финалом Лиги чемпионов, в который пробились две российские команды, с чувством самодовольного пресыщения и пониженным азартом. А американцы под этим соусом наводят шухер - мол русская мафия вполне способна поставить на карачки, не то что теневой бизнес, но и взять на испуг местные правоохранительные органы; какие там афро-бразерз, не смешите. И по ихним же психоаналитическим методикам выводится: что озабоченность русским присутствием укоренено в их подсознании. Однако: мы сложносочиненными науками не владеем, а потому свое влияние характеризуем от печки, что помогает более-менее трезво оценивать свои силы. Пусть другие боятся.
Просмотр: 13.01.2007, к/т "Каро-фильм на Щукинской".
Оценка: 4 (из 6)