Поиск удовольствия - всегда дурная вещь. (с) Симона Вейль Любовь не ищет своего. 1Кор.13.5 Стремление к удовольствию противоприродно, т.к. способность любить есть свойство человеческой природы.
Виктор Франкл об этом писалalexander_konevDecember 29 2016, 18:16:41 UTC
В. Франкл писал, что удовольствие это всегда результат, возникающий после достижения цели, но не сама цель. Как практикующий психотерапевт он писал, что стремление к удовольствию лишает человека способности получать удовольствие.
Да, тут нет противоречия. Вы говорите о том удовольствии, которое получает человек, как "награду" (см. коммент и комм. выше). С.Вейль, как я понимаю, о стремлении _непосредственно_ к своему удовольствию. Ведь дарить другому радость - это не для получения удовольствия происходит. Один, отдавая, радуется, а другой страдает от жадности. Удовлетворение потребностей - это все-таки потребление для себя, и тут, по=моему, "хорошо" от "плохо" отделяет не само действие, а его мера, пресловутая "золотая середина".
Тут все-таки важен мотив. 1. Я делаю добро другому, чтобы мне было хорошо. 2. Я делаю добро другому, чтобы ему было хорошо. Что при этом испытываю я - вторично. Вот, богач мог рассуждать так: "Этот Лазарь достал меня, дам я ему еды, пусть убирается с глаз моих". Это 1-й вариант. 2-й вариант, - о котором Вы пишете. Но при этом мы не ищем блага для себя, - мы ищем блага для другого. А что при этом будем еще, м.б. - да, м.б. - нет, испытывать мы, - это вторично. Прямая и непосредственная наша цель - поиск блага другого, ближнего. Мы не думаем, не должны думать, - будет нам приятно от этого или нет. Вполне возможно, что мы не удовольствие, а муку будем испытывать (Христос тому пример).
Comments 8
Reply
Особенно в греческом варианте.
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Ведь дарить другому радость - это не для получения удовольствия происходит.
Один, отдавая, радуется, а другой страдает от жадности.
Удовлетворение потребностей - это все-таки потребление для себя, и тут, по=моему, "хорошо" от "плохо" отделяет не само действие, а его мера, пресловутая "золотая середина".
Reply
(The comment has been removed)
1. Я делаю добро другому, чтобы мне было хорошо.
2. Я делаю добро другому, чтобы ему было хорошо.
Что при этом испытываю я - вторично. Вот, богач мог рассуждать так: "Этот Лазарь достал меня, дам я ему еды, пусть убирается с глаз моих". Это 1-й вариант.
2-й вариант, - о котором Вы пишете. Но при этом мы не ищем блага для себя, - мы ищем блага для другого. А что при этом будем еще, м.б. - да, м.б. - нет, испытывать мы, - это вторично. Прямая и непосредственная наша цель - поиск блага другого, ближнего. Мы не думаем, не должны думать, - будет нам приятно от этого или нет. Вполне возможно, что мы не удовольствие, а муку будем испытывать (Христос тому пример).
Reply
Reply
Reply
Leave a comment